2024 год в мире кино — это триумф сиквелов и всякого рода продолжений известных франшиз. Но помимо этого мы стали свидетелями триумфа российских актёров зарубежом, с трепетом ждали новую работу мэтра Клинта Иствуда (который не подвёл), поражались дуплету Йоргоса Лантимоса и в очередной раз оказались на Арракисе.
Команда «После Титров» отсмотрела более 100 картин, вышедших в прокат или онлайн в этом году, и общим голосованием выбрала 10 лучших фильмов 2024 года. Первое место стало сюрпризом даже для нас!
10 место — «Каскадёры»
«Каскадёры» — прекрасное кино о закулисье кино! Звёзд с неба оно, может быть, и не хватает, но задорного исполнения и лучших чувств к кино во всех его проявлениях в работе достаточно. Под песню Kiss I Was Made for Loving You (лейтмотив всего фильма) закадровый голос готовит зрителя к тому, что следующие два часа будут наполнены любовью и драйвом.
Райан Гослинг вволю дурачится, то появляясь на экране заросшим блондином с неопрятной бородой, то рефлексируя в машине под Тейлор Свифт, то испытывая многодублевые истязания от обиженной возлюбленной (очень своеобразный способ разговора по душам), то попадая в нелепые и опасные ситуации. В общем, Гослинг снова в амплуа ввязанного в странные обстоятельства из-за девушки мужчины…
Приправленный отсылками к «Дюне», «Безумному Максу» и даже «Дамбо», поликадрами и рок-хитами, этот фильм — кино о кино, шутливо-драматичный разговор о том, что любовь сильнее страха.
9 место — «Головоломка 2»
Вторая «Головоломка» сюжетно повторяет первую, в основе обеих лежит страх остаться в одиночестве. И вот первые полчаса просмотра ты сидишь, ожидая чего-то интересного, ведь новые эмоции появились, что-то должно выстрелить. Следующие полчаса ты послушно киваешь, потому что тревожность это прям твоё, и ты будто постоянно в этом состоянии. Потом смотришь вполглаза и думаешь, стоит ли перематывать. А потом на последних минутах фильма Райли накрывает паническая атака, и срабатывает эффект «вау, а что так можно было?!»
Этот эпизод и то, как персонажи справились с обстоятельствами, вынудило меня пересмотреть мнение о фильме. Я вспомнила, что работы Pixar всё-таки больше для взрослых и про взрослых. А ещё про то, что справляться со своими демонами не стыдно в любом возрасте.
8 место — «Присяжный №2»
Николас Холт играет простого парня, чья жена вот-вот родит долгожданного ребёнка, а его так не кстати вызвали быть присяжным в деле об убийстве девушки на трассе. Убил, очевидно, её тогдашний парень, много раз судимый, и за его посадку прокурор, участвующая в деле, уже готовится получать повышение. Всё осложняется, когда герой Холта в ходе процесса понимает, что девушку — случайно — убил он, и пытается одновременно оправдать невиновного и не выдать себя. Поступить правильно, но не платить цену.
Ключевое в фильме не сюжет, но те моральные проблемы, которые волнуют режиссёра. Иначе говоря, важно, не кто убил, а кто готов нести ответственность. Картина довольно быстро уходит от ассоциаций с классической судебной драмой «12 разгневанных мужчин» — Клинта Иствуда волнуют недостатки системы правосудия, но нерв картины лежит в невозможности последовательно придерживаться одной системы правил. Быть одновременно хорошим парнем и хорошим гражданином. Хорошим прокурором и хорошим политиком. Достойным человеком и правильным мужем.
Проблема зазора между социальными ролями волновала Иствуда всю жизнь. На закате его эпохи (которая с ним уйдёт окончательно) тема невозможности придерживаться одной, единственно верной системы правил волнует Иствуда не меньше. Он не может отмахнуться от неё, не может отвернуться, но не понимает, как её решить. Для него трагедия мира в том, что жить правильно и жить хорошо — разные вещи. И в девяносто четыре года Иствуд видит и показывает это ясно как никогда.
7 место — «Бедные-несчастные»
«Бедные-несчастные» остались в наших сердцах и на страницах каталога Венецианского кинофестиваля не только за счёт эксцентричной игры Эммы Стоун и харизмы Уиллема Дефо, но и благодаря неподражаемой, остроумной сатире, вписанной в стимпанк приёмом остранения.
Эстетика фильма соединяет футуристично-сюрреалистичную живопись Ярослава Ясниковского и постмодернистский чёрный сарказм романов Энтони Бёрджесса. Детализированная стилизация и фирменный накал абсурда Йоргоса Лантимоса достигли невероятных масштабов, а сны со странной фактурой будут сниться вам после просмотра и в 2025-м.
6 место — «Годзилла минус один»
Приуроченная к семидесятилетию франшизы премьера нового фильма о японском монстре-мутанте в российском инфополе была практически незамеченной. Однако после победы на «Оскаре» в категории «Лучшие визуальные эффекты» «Годзилла: Минус один» начала восприниматься не просто как очередная картина из франшизы о Годзилле, но и как самостоятельный фильм, способный привлечь новых зрителей.
Бывший пилот-камикадзе возвращается после окончания Второй мировой войны в свой разрушенный город, где у него не осталось ни семьи, ни дома, ни друзей. Собирая свою жизнь заново, он сталкивается с другими последствиями войны в виде чувства вины, посттравматического стрессового расстройства и гигантского радиоактивного ящера, который снова может всё уничтожить.
Главная заслуга нового фильма — удачное сочетание зубодробительного экшена и качественных эффектов за скромный по голливудским меркам бюджет вместе с драматической историей, которая, к сожалению, пугает своей актуальностью.
5 место — «Падение империи»
Как говорится, «мы находимся здесь», в точке, где какая-то часть думающих людей устала и зла так сильно, что эта картина стала возможна.
Как ни странно, это самое «зрительское» и понятное творение Алекса Гарленда, но легче от этого точно не будет никому. Как известно, фильм который Гарленд попросил посмотреть всю съёмочную команду, это «Иди и смотри» Элема Климова, поэтому информация о том, что ждёт зрителя — исчерпывающая.
Это очень красиво, это очень страшно, это — что самое ужасное — уже очень знакомо и больно. Вагнер Моура просто потрясающий, и в очередной раз жаль, что у него всё еще так мало достойных его таланта ролей, Кирстен Данст хороша как и всегда, Кейли Спэни чудо, а Стивен Хендерсон трогателен и велик.
Кажется, мы все безнадёжно отравлены, но хочется верить что есть хотя бы маленький шанс остаться честными, добрыми и любящими — без условий.
4 место — «Анора»
«Анора» временами напоминает энергетического вампира, который выпьет до капли все ваши силы. Но это скорее приятное ощущение, нежели наоборот. И держаться подальше от картины просто не получается. Потому что Шон Бейкер — прекрасный гипнотезёр, у которого, однако, есть проблемы с чувством меры.
Вся эта бруклинская свистопляска с интернациональным ансамблем актёров (Юра Борисов — наше всё на предстоящем «Золотом глобусе») по своей сумасшедшей энергетике напоминает фильмы братьев Сэфди, а по воплощению на экране — картины Георгия Данелии, где всё довольно грустно, но при этом есть место для гомерического хохота и какой-то постоянной житейской суеты.
В этом качестве фильму вполне подойдёт уже давно не упоминавшийся жанр «трагикомедия». Очень шумный, говорливый, громкий, высекающий искры и рыдающий навзрыд фильм. Натуральные эмоциональные качели. Зритель, кажется, испытает весь спектр: от веселья и раздражения до абсолютного счастья, что всё это, наконец, закончилось.
И это не «Золушка», не «Красотка» и даже не «Госпожа горничная». Никаких романтических фантазий о прекрасном принце. Только холодный расчёт и крепкая хватка провинциалки, нащупавшей золотую жилу. Короче, за деньги — да. За деньги — да.
3 место — «Дикий робот»
«Дикий робот» стал настоящим откровением в анимации, сочетая визуальное мастерство с глубокой эмоциональной историей. DreamWorks Animation в очередной раз подняла планку качества, создав фильм, который выглядит как ожившая картина. Сложная, но органичная анимация, детализация персонажей и сцены природы делают «Дикого робота» одним из самых впечатляющих визуальных событий года.
А ещё его сила в трогательной истории о поиске себя, принятии ответственности и семейных связях. Раскрываются темы любви, родительства и принадлежности, гармонии между технологиями и окружающим миром. Философские размышления хорошо сочетаются с динамикой и доступностью. Завершающим штрихом стали саундтрек и работа со звуком.
Хороший добрый юмор, искренние эмоции, жизненные уроки – всё подойдёт для зрителей разных возрастов. А таких мультфильмов на пальцах можно пересчитать. Вдумчивое, эмоционально насыщенное произведение, после которого из зала кинотеатра уходят в слезах. Такое в памяти остаётся надолго.
2 место — «Дюна: Часть 2»
Главный сиквел в году, состоящем почти полностью из сиквелов, приквелов, спин-оффов и ремейков. Монументальный и эпический артбастер Дени Вильнёва — яркое доказательство того, что даже такой сложный роман, как «Дюна» Фрэнка Герберта, можно превратить в успешную медиафраншизу (анонсированный триквел и продлённый на второй сезон сериал-приквел). Но надо отдать постановщику должное, ведь при всех сценарных жертвах, которые понесла книга, дилогия (в частности второй фильм) получилась отличной.
Без той любви, которую Вильнёв испытывает к первоисточнику, и без лояльности боссов Warner Bros., которую получают далеко не все, вряд ли получилось бы извлечь хорошую прибыль из столь рисковой экранизации. Радостно, что сегодняшняя «Дюна» смогла покорить зрителей и критиков, найдя баланс между развлекательным и авторским кино. Наверное, сетовать на нестыковки с книгой не совсем правильно, потому что идеальнее экранизацию мы вряд получим ближайшие несколько десятилетий (если вообще когда-либо получим). К тому же, визуально полотно просто шедевральное и отрывать от него взгляд попросту не хочется.
Иронично, но в 2021-м первая часть «Дюны» тоже заняла в нашем итоговом топе второе место (правда тогда победителем вышел не столь сомнительный проект, но такова участь ранжированных рейтингов — отличаться от наших внутренних позиций).
1 место — «Субстанция»
So smile!
Мы были удивлены не меньше вашего, когда узнали о результатах нашего внутреннего голосования. Но, справедливости ради, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что провокационный боди-хоррор — одно из главных кинособытий 2024 года. Лично я даже готов записать «Субстанцию» в разряд культурных феноменов.
Изобретательный, драйвовый, полный запоминающихся (даже слишком) визуальных образов фильм Корали Фаржа встретил бурную реакцию в сети. Одних зрителей он привёл в восторг, других поверг в ужас, третьих вообще одарил психологической травмой на всю оставшуюся жизнь. Это большая редкость, когда фестивальный хоррор, снятый малоизвестным режиссёром, обретает такую славу.
Смелость постановщицы, конечно, подкупает в первую очередь. С одной стороны, она критикует male gaze и индустрию развлечений, но в то же время откровенной эротики в ленте даже больше, чем телесных ужасов. Впрочем, их здесь тоже предостаточно: одна только вакханалия в финале чего стоит! Да и вообще, чтобы привести весь этот трэш-аттракцион в Канны нужно иметь недюжинную храбрость, даже несмотря на то, что пару лет назад «Титан» уже проложил эту дорогу.
Ко всему прочему, от местного количества отсылок и оммажей можно словить киноманский приход! И судя по тому, что «Субстанция» возглавила наш рейтинг, нас всё ещё не отпустило…
Какие фильмы, на ваш взгляд, стали лучшими в 2024?