В третьей серии «Одних из нас» было не так много событий, но пока что она остаётся лучшим эпизодом шоу, четвертая же сразу берет несколько иную тональность – несколько более жанровую, но столь же сентиментальную – и показывает, что и до апокалипсиса, и после людей волнуют примерно те же проблемы: как жить, над чем смеяться, что интересного в журнале Playboy и можно ли оставаться хорошим человеком с кровью на руках.
Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры к четвертому эпизоду сериала «Одни из нас»
Серия начинается с отсылки к «Таксисту» Скорсезе: Элли, как Трэвис Бикль, направляет пистолет, взятый из дома Билла и Фрэнка в прошлой серии, на зеркало и разве что не спрашивает «Это ты мне?». Оказывается, что они с Джоэлом на заправочной станции буквально в чистом поле. Это вынужденная мера: машину нужно постоянно заправлять, так как бензин, на 20 лет оставленный в баках чужих автомобилей, мало чем лучше воды.
Коротая время, Элли читает Джоэлу каламбуры из книжки с плохими шутками авторства некого Ливингстона (гениальная сцена, замечательно сыграна, смотреть на то, как Паскаль под пристальным взглядом Бэллы Рамси сдерживает улыбку, можно бесконечно) и распрашивает своего спутника обо всём, что ново для неё в этом мире, а ново для неё практически всё – как ездят машины, что такого в эротических журналах, как перекачивать топливо из баков, как выглядят танки (тоже прекрасная сцена, особенно, когда Джоэл говорит: «Жаль, стреляли они не в тех»), как всё дошло до этого? Экзистенциальные глубины последнего вопроса особенно раскрываются в песне Хэнка Уильямса, довольно, в общем, депрессивной (кассету с ней Элли украла из какой-то машины).
Проехав значительное расстояние по Америке, из одноэтажной превратившейся в пустынную, герои останавливаются на перевал, едят что-то вроде доширака двадцатилетней давности и не разводят костер. Хотя в лесу до них не доберутся зомби, рейнджеры и нехорошие люди – угроза едва ли не более страшная. Напуганная предостережением Джоэла, что рейнджеры их не только ограбят, но и в целом не пощадят, Элли перед сном вбрасывает ещё несколько очень плохих шуток из той книжки (и это всё ещё просто замечательно) и спрашивает, точно ли всё будет хорошо. Джоэл, и сам встревоженный, успокаивает девочку, понимая, что она ещё ребенок.
На следующий день Элли не оставляет попыток выудить из Джоэла подробности его жизни. Она расспрашивает мужчину о брате, которого тот хочет найти в Вайоминге, и он рассказывает девочке о Томми, ветеране Ирака, который всегда хотел делать что-то значимое. В своем стремлении участвовать в общественных инициативах уже после апокалипсиса Томми присоединился к Цикадам, отряду революционеров, и отдалился от своего брата. Примерно в это же время Джоэл встретил Тэсс, о которой совсем не хочет говорить. Как и о том, что они делали, чтобы выжить (очевидно, много плохого, и нам об этом ещё расскажут).
Сцена омрачается тем, что удивленная пессимизмом Джоэла, Элли спрашивает его о вещах более серьезных, чем он готов обсуждать: зачем же он живёт, если не верит в возможность спасения? Он говорит, что делает всё ради семьи (понятие, как известно, растяжимое), и Элли сопровождает из-за того, что его попросила Тэсс, а сама Элли для него не семья, конечно, а груз.
За этими печальными беседами герои заплутали и оказались в Канзас-сити, где всё похоже на Бостон – те же заброшенные дома, ржавые машины, общее ощущение упадка – только нет Агентства. Карантинная зона разгромлена, а власть захватили революционеры. На пути Джоэла и Элли оказывается человек, просящий о помощи, но мужчина, сам когда-то бывший мародером на большой дороге, понимает, что это ловушка. Они оказываются в западне, машина врезается в стену, завязывается перестрелка, в ходе которой Джоэл явно одерживает верх, а Элли, по его приказу, прячется за стеной. Но в какой-то момент мародер по имени Брайан заходит со спины и чуть не убивает Джоэла, однако его спасает Элли, воспользовавшись спрятанным в рюкзаке пистолетом.
Девочка не самый выдающийся стрелок, поэтому только ранит и парализует Брайна, атмосфера накаляется, и Джоэл, в каком-то смысле из жалости, убивает совсем юного преступника. Это неожиданно жестокая, реалистичная сцена. И самое страшное в мире постапокалипсиса – всё ещё люди, а когда Брайан в панике зовёт маму, как-то сразу становится понятно (и от этого особенно жутко), что мама, в общем, не придёт.
Дальше мы узнаём про устройство этого милого городка, в котором революция довольно быстро перетекла в реакцию, так что глава города Кэтлин занимается поиском, пытками и казнями тех, кто сотрудничал с Агентством. В роли местного Иосифа Виссарионовича – неожиданная Мэлани Лински, которую фанаты историй об отцах и детях помнят по нравственно сомнительному, хотя и смешному сериалу «Два с половиной человека». Героиня Лински убивает единственного в поселении доктора за сотрудничество с властями и скрывает от жителей городка страшную правду – что где-то под городом просыпается кордицепс (или что пострашнее – сцена вообще-то напоминала пробуждение Годзиллы) – потому что слишком озадачена поисками главного предателя свободы, таинственного Генри, который неизменно ускользает от «правосудия».
Небезынтересная линия Кэтлин и революционного правительства посвящена, конечно, проблеме люстрации и её границ – что делать с пособниками режима? до какого предела возможна месть? наказывать только силовиков или, например, и доносчиков тоже? когда вообще остановиться? В принципе, актуальные вопросы, всем стоит задуматься. В попытках выбора между справедливостью и здравым смыслом легко оказаться и без того, и без другого, и этому нас, собственно, и учит четвертая серия.
Пока селяне казнили предателей, Джоэл и Элли прятались по заброшкам, чтобы их не казнили за компанию. Джоэл, после того как девочка спасла ему жизнь, неожиданно взглянул на неё не просто как на пассажира, но как на человека – ребенка, на долю которого выпало то, что выдержит не каждый взрослый. Не слишком красноречивый герой Паскаля пытается донести до Элли, что понимает, каково это – ранить людей, и что с годами делать это не становится проще: 18 тебе или 50 болит-то всё, в общем, по-прежнему. Тронутая участием спутника, Элли привычно шутит, но смотрит на него с благодарностью.
В финале герои добираются до самого безопасного места в городе – одного из верхних этажей небоскреба, где они устраиваются поудобнее и тронутые собственным эмоциональным сближением, смеются над очередной плохой шуткой из книги с плохими шутками, притом панчлайн произносит Паскаль, и это как-то по-особенному трогательно. Но поскольку в сериале про постапокалипсис всё не может быть слишком хорошо, ночью глухой на правое ухо Джоэл, просыпается от того, что Элли зовет его по имени. Революционеры их не нашли, а вот окопавшийся, видимо, в том же небоскребе предатель свободы Генри обнаружил.
Впечатления
Четвертая серия однозначно удалась, в ней, по привычке уже, происходит не так много, но достаточно, чтобы и порадовать, и повеселить, и даже немного опечалить. Притом нельзя сказать, что мы всего этого не видели раньше – то, что главной угрозой в мире с зомби, годзиллой, иблисом (в сущности, с каким угодно монстром) остаётся человек, в общем-то, всем известно; то, что когда слегка безумные женщина правит городком в глуши, туда лучше не соваться, тоже, наверное, понятно (если сомневаетесь, см. третью часть «Безумного Макса»). В этом смысле «Одни из нас» берут не оригинальностью, конечно, а профессионализмом – всё здесь отлично сделано, актеры опять-таки прекрасны.
Самое, вероятно, интересное – то, что в шоу про зомби-апокалипсис целую серию не показываются, собственно, зомби. И то, конечно, как Элли открывает для себя старый мир: танки, самолеты, машины, на которых можно было уехать куда угодно, и на которых, как честно говорит Джоэл, никуда на самом деле не уехали. В этой тоске по миру упущенных возможностей что-то, конечно, есть.