На этой неделе вышел второй эпизод сериала «Одни из нас», самого популярного зрелища прямо сейчас. Рассказываем, что случилось в новой серии и почему на это стоит посмотреть.
Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры ко 2-му эпизоду сериала «Одни из нас»
Начинается эпизод с пролога о событиях двадцатилетней давности – в Джакарте полицейские прерывают ланч Ратны, профессора микологии (исследовательницы грибов), и везут её на секретную военную базу. Там под надзором генерала, под тяжестью звезд на погонах которого могло бы упасть небо, ученая осматривает тело женщины, зараженной кордицепсом. Ратна (Кристин Хаким) в ужасе, генерал тоже, человечеству грозит опасность – и когда гуманная миколог предлагает бомбить город, вздрагивает даже военный. Этот удивительно красивый пролог нужен, в сущности, только для двух вещей: косвенно подтвердить теорию, что заражение началось через муку (первая серия, которую из-за количества выпечки можно было перепутать с кулинарным шоу про кондитеров, на это намекала) и показать ужас обреченности человека и человечества.
Двадцать лет спустя где-то в пригороде заброшенного Бостона просыпается Элли (Бэлла Рамси), и её утро начинается, прямо скажем, не с кофе: на девочку направлена винтовка Джоэла (Педро Паскаль, выдающийся) и некоторая часть его ненависти к миру. Выдержав перекрестный допрос – кто ты? почему тебя не убили? почему ты не умерла? (Элли, напомним, укушена зомби и при этом до сих пор не превратилась в гриб) – девочка слегка приходит в себя, а циничный Джоэл и его более гуманная подруга Тэсс (Анна Торв) решают всё же довести её до логова Цикад. Соглашаются они на это, конечно, не из общего человеколюбия, а потому что им до сих пор нужны деньги, а Джоэл так и ищет батарею – без неё ему не добраться до брата.
Решая, каким путем лучше избежать медленной смерти, герои выбирают между отелем и музеем – в обоих потенциально есть зомби, но в отеле всё же поспокойнее, думают они. Всё, конечно, не совсем так – преодолев затопленное лобби, и выяснив, что Элли не умеет плавать и знает о гостиницах только по книжкам (родилась она уже после начала пандемии), троица оказалась на заваленном верхнем этаже. Пока Тэсс ползла через руины, чтобы открыть дверь, у Элли и Джоэла случилась минутка неловкого small talk’а: он заценил её нож, она узнала, что он из Техаса.
Когда дверь открылась и герои вышли на крышу, они увидели, что на улице под ними разлеглись сотни зомби-грибов, готовых, естественно, уничтожить всё живое. В том, как они показаны – сверху, когда герои смотрят на уничтоженный город с высоты не совсем человеческого взгляда, – кстати, и есть, наверное, самое удивительное в сериале. Во всей этой мертвенной пасторали – заросших машинах, домах, разрушенных деревьями, людях, ставших частью грибницы и частью пейзажа, – есть странная, завораживающая и печальная красота.
Элли тем временем проходит курс молодого бойца – Тесс рассказывает ей, что все зомби соединены грибницей, и если наступить на одного из них, остальные в радиусе нескольких километров это почувствуют (и отомстят за собрата). Увы, эта информация уже через несколько минут из разряда занимательной перейдет в разряд актуальной: пойдя вторым возможным путем, через музей, герои понадеялись, что кордицепс засох и больше не представляет угрозы, но вскоре увидели совсем свежий труп. Стараясь не шуметь, они пробрались на верхний этаж, где столкнулись с щелкунами, слепыми, но всё слышащими и очень опасными зараженными, противостоять которым оказалось непросто даже видавшим виды Тесс и Джоэлу.
Пережив несколько жутковатых эпизодов и усиливающую саспенс долгую сцену боя без склеек, мы вместе с героями выходим всё-таки на воздух. И виды апокалиптического Бостона радуют уже, как родные, – всё, если честно, лучше, чем зомби в темноте. Есть и ещё один повод для радости: Элли снова укусил зомби, и она снова не показывает никаких признаков заражения. Тэсс проникается верой, что девочка – шанс человечества на спасение. Джоэл, что характерно, ничем особо не проникается.
Однако попав в здание капитолия, троица понимает, что всё было напрасно. Все члены Цикад убиты – вероятнее всего, перестреляли друг друга, когда один из них заразился. В этот момент оказывается (хотя это едва ли сюрприз, если внимательно смотреть), что Тэсс тоже заражена и жить ей осталось недолго. Перед смертью она убеждает Джоэла не бросать девочку и довести её до знакомых контрабандистов, на что тот нехотя соглашается.
Их диалог прерывает зомби, убив которого, Джоэл будит всю грибницу, которую мы видели чуть раньше. Чтобы спасти его и Элли, Тэсс жертвует собой и подрывает капитолий. Джоэл и Элли смотрят на горящий символ безвозвратно ушедшей цивилизации (вспоминается в этот момент почему-то московский мавзолей, если бы у нас что-то такое случилось, Ленин, наверное, оказался бы главным грибом), у них впереди долгий путь, и у нас вместе с ними тоже. И это в каком-то смысле не может не радовать.
Впечатления
Вторая серия оказалась ещё лучше первой – это ещё более целостное, находчивое и увлекательное зрелище. И, конечно, «Одни из нас» – это не просто экранизация компьютерной игры про зомби-апокалипсис, но и поразительно красивая история, самый красивый зомби-хоррор из возможных, если угодно.
Камера любуется уничтоженным Бостоном, в покинутом городе ощущается в первую очередь не запустение, а печальная красота, его тоскливые пейзажи расцветают, как вьюны обвившие навсегда брошенные машины. Что любопытно, именно эти тихие, созерцательные моменты и оказались в эпизоде самыми удачными. Драки с зомби поставлены хорошо, финал – компетентно, действие не провисает и диалоги радуют, но по-настоящему поражает именно пасторальное изображение мира без человека.
И, конечно, актеры. Они поражают тоже. Паскаль – отец года уже третий год подряд, и это, вероятно, причина, по которой мир до сих пор не уничтожили. Второй причины – бэйби Йоды – здесь, увы, нет, но вместо него фактурная Бэлла Рамси. Можно долго спорить о том, насколько актриса подходит на эту роль (например, внешне), но матерится она отлично, что бы ни говорили хейтеры. Выбывшая Анна Торв радовала не меньше, и её Тэсс действительно вышла чувствительной и резкой одновременно, так что прощаться и с персонажем, и с актрисой, пожалуй, особенно обидно.