В новом сериале Райана Мёрфи «Рэтчед» (Ratched) речь идёт о медсестре Рэтчед из романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и его легендарной экранизации от Милоша Формана. Но сам проект Netflix не похож на оригинал ни стилем, ни цветовой палитрой, ничем.
Трейлеры обещают нам мощный психологический триллер с главной звездой в лице Сары Полсон. Но так ли впечатляет сериал? Делимся впечатлениями о первом сезоне без спойлеров.
Что с Мёрфи?
Впервые медсестру на экране воплотила американская актриса Луиза Флетчер в культовом фильме «Пролетая над гнездом кукушки», за который она получила премии «Оскар» и «Золотой глобус». Мы знаем этого персонажа как расчётливую женщину, которая обладает властью и пользуется ей. Это такой символ ненависти и жестокости.
Если с персонажем всё более или менее понятно, то всё остальное зависит от того, насколько вы любите последние работы Райана Мёрфи и готовы терпеть довольно скучный сюжет.
Автор умело использует свои фишки: любовь к огромным и ярким декорациям, длинным кадрам и стилю рококо. И, конечно же, чрезмерному насилию и попыткам вызвать неприятные ощущения во время просмотра. Из-за этого здесь всё кажется преувеличенным и перегруженным.
В сериале интересно используются операторские и монтажные приёмы: разделённые экраны, необычные ракурсы, полностью красный или зелёный свет экрана в зависимости от настроения персонажа.
Для зрителей рисуют красивую и очень яркую картинку, но внутри всё остается пустым, что крайне печально. В итоге, кажется, что Мёрфи выбрал цель — переосмыслить персонажа с точки зрения принятия своей сексуальной ориентации, а не раскрыть по-новому с точки зрения жестокости.
Что с историей?
«Рэтчед» больше напоминает новый сезон «AHS». Интересно, что начинается действие сериала не с главного персонажа, а с истории убийства священников. Главную зловещую роль здесь исполнил Финн Уиттрок, ещё один любимчик Райана Мёрфи.
Затем мы знакомимся с медсестрой Рэтчед, которая всеми силами пытается устроиться в новую, современную (не по времени) психиатрическую лечебницу. Именно в это место вскоре поместят проблемного пациента в лице убийцы. И причины появления новой медсестры оказываются более личные, чем мы могли ожидать.
Зрители могли ожидать, что по мере развития сюжета Милдред Рэтчед будет показывать свою самую мрачную сторону, постепенно теряя человечность. Но произошло обратное. По сюжету она спокойна, рассудительна, защищает близких людей. Самый жуткий момент за всё время — сцена с сеансом «чудесной процедуры» или лоботомии от главного доктора лечебницы.
Есть персонажи, которые совершенно несущественны для сюжета и непонятно зачем появляются. Даже нет смысла упоминать, что на несколько эпизодов здесь появилась Шэрон Стоун.
Что с Сарой Полсон?
Сара Полсон в образе шикарна, противоречива и завораживает своей игрой. Они уже давно работают в дуэте с Мёрфи, который знает, как правильно её подать и показать с лучшей стороны. Полсон передаёт внутреннюю тьму персонажа, даже когда ничего не делает в кадре. Мурашки бегут по телу, когда её личность прорывается сквозь бесстрастное лицо.
Что в итоге?
Пилотный эпизод, как и многие другие в сериале, слишком затянут, не двигает сюжет, а просто показывает красивые кадры и живописные виды. Это сразу настораживает.
Возможно, лишь на несколько мгновений вам покажется, что сериал задаётся вопросом о том, откуда берётся зло, как оно зарождается. Но авторы даже не пытаются как-то развивать эту тему.
Финал при этом не даёт ответов на многие возникшие по ходу сюжета вопросы, что очевидно, ведь шоу уже продлили на второй сезон.
После просмотра первого сезона вы наверняка зададите себе вопрос: «Неужели нам действительно нужна была предыстория медсестры?».
Трейлер 1 сезона: