«Трагедия Макбета» — экранизация Шекспира, которой не хватило жизни

Трагедия Макбета

От преданности до убийства один шаг, если верить Шекспиру. Чёрно-белый геометричный мир Джоэля Коэна в «Трагедии Макбета» одновременно поражает и разочаровывает, и даже Дензел Вашингтон с Фрэнсис Макдорманд не спасают.

Визуально потрясающая, актёрски неповторимая, сюжетно захватывающая, но за душу не цепляющая. Так, пожалуй, можно описать очередную, и, вероятно, не последнюю экранизацию знаменитой пьесы Уильяма Шекспира «Макбет» о власти, которая сводит с ума даже самых благородных. Студия A24 дала Джоэлю Коэну полную свободу действий и воображения, и режиссёр, а также сценарист представил невероятный, но бездыханный чёрно-белый мир с талантливыми актёрами.

Джоэль рассказывает без изменений написанную столетия назад трагическую историю о военачальнике Макбете. По дороге домой с одного из сражений он вместе с товарищем по битве встречает трёх ведуний, которые предсказывают ему, что он станет королем Шотландии. А дальше чем больше сбываются пророчества, тем сильнее Макбет превращается из верного товарища в жестокого тирана, и всё это под сводом монохромного неба Коэна в его сольном дебюте «Трагедии Макбета».

Трагедия Макбета

Андрей Тарковский считал, что яркий цвет отвлекает зрителя от смысла фильма. Поэтому как способ самовыражения он предпочитал чёрно-белое кино либо использовал приглушённые оттенки. В XXI веке, когда каждый год технологии делают очередной шаг вперёд, в том числе и в киноиндустрии, для массового зрителя чёрно-белые фильмы сложны для восприятия. Поэтому теперь необходимо объяснять причины выбора такой цветовой палитры, иначе фильм может оттолкнуть, а не привлечь.

В «Маяке» режиссёр Роберт Эггерс использовал чёрно-белый, в том числе и для создания атмосферы мрачности, некой психоделичности и тяжести, которая ощущалась в каждом кадре. Во «Французском вестнике» Уэс Андерсон с помощью этого цветового инструмента разграничивал прошлое и настоящее, при этом смена времени происходила очень легко, гармонично и почти незаметно. Возможно, в «Трагедии Макбета» Джоэль Коэн чёрно-белой палитрой подчёркивает давность и вечность истории, придаёт некую психологичность и мрачность событиям. Но эффект тут не столь силен, как, например, в том же «Маяке».

Трагедия Макбета

Намного больше впечатляют чётко выверенные и просчитанные до миллиметра мизансцены, которые хочется останавливать, чтоб изучить геометрию кадра. Такая картинка заслуживает большого экрана, а не окошка стриминга Apple TV+. Но это и достоинство, и недостаток «Трагедии Макбета», в которой за обманной перспективой полей или неба не чувствуется жизни. Слишком много театральности и ненатуральности в полуторачасовом фильме: кажется, что своды замка, королевские залы, уходящие ввысь вытяжки и длинные арочные коридоры — красивые, но искусственные декорации, ограниченные рамками пространства.

Геометричность картинки компенсируется мягкой изящностью переходов между сценами. Прекрасная работа оператора Брюно Дельбоннеля, пятикратного номинанта на «Оскар» уже работавшего с Коэнами, видна в том, как плавно история трагедии Макбета перетекает между кадрами, словно река из одного русла в другое, где-то спокойная, а где-то бурлящая.

Нельзя не отметить выдающиеся актерские работы Дензеля Вашингтона, постепенно превращающегося в бесчеловечного деспота, и Фрэнсис Макдорманд, теряющей рассудок из-за мук совести. Сразу трёх ведьм исполняет у Коэна Кэтрин Хантер, поражающая пластичностью и игрой голосом. Поэтому так важно смотреть «Трагедию Макбета» в оригинальном звучании, чтобы хотя бы услышать жизненную силу в этом фильме.

«Трагедия Макбета» — экранизация Шекспира, которой не хватило жизни

Кто вы, видения иль в самом деле то, чем кажетесь? — произносит боевой товарищ Макбета, военачальник Банко при встрече с ведьмами. И этой фразой можно описать саму «Трагедию Макбета», которая и не фильм, и не театральная постановка, а что-то между ними, напоминающее мираж двух этих миров. В этом чувствуется новизна в прочтении известной пьесы, которая в итоге становится главной слабостью экранизации Коэна с недостатком естественности и свободы.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
«Нежный бар» — фильм о том, как мальчик превращается в мужчину Previous post «Нежный бар» — фильм о том, как мальчик превращается в мужчину
Рецензия на «Всё прошло хорошо» Next post Рецензия на «Всё прошло хорошо»: как уйти из жизни под фортепианные сонаты Брамса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *