30 сентября на экраны выходит дебютный фильм Лены Ланских «Ничья», победивший в номинации «Новые режиссёры» на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Заслужил ли этого фильм и стоит ли его вообще попробовать оценить на большом кране?
Синопсис
Четырнадцатилетняя Вика (Анастасия Струкова) недавно родила ребёнка. Теперь затюканная девушка, вынужденная прятать свою дочь от врачей и многих родственников, находится на грани слома.
Местный парень Андрей (Иван Ивашов), который очень нравится Вике, собирается уезжать из их маленького городка, что видится Вике шансом сбежать от постоянной череды унижений от всех вокруг, начиная от семьи и заканчивая школьными учителями. Но можно ли это сделать с новорождённым на руках, когда ты сама ещё ребёнок?
«Чернуха» как она есть
Фильм «Ничья» невероятно тяжёлый. Его физически нелегко смотреть. Полудеревенская обстановка на границе с болотистым лесом, серые блёклые дни, ощущение безысходности и отчаяния – всё это приводит к тому, что первые сорок минут пытаешься хотя бы просто адаптироваться к тону фильма.
Картина собрала в себе все возможные сценарии, которые могут увечить психику. При этом «Ничья» является фильмом без сюжета. Мы видим именно зарисовки из жизни, мы наблюдаем, как Вика разговаривает с окружающими, мы осознаём, что с ней давно что-то не так – и не удивительно.
Подобные фильмы уже давно в народе называют «чернухой». Фильмы, которые показывают жизнь в русской глубинке без прикрас, демонстрируют весь ужас того, что четырнадцатилетней девочке пришлось взвалить на себя груз ответственности за маленького человека. А ведь всё, чего ей хочется, это танцевать в местном кружке и гулять с симпатичным парнем.
Ланских не брезгует ещё тут и там вставить коротенькие сцены, которые выбивают зрителя из колеи. Например, кадры, которые поначалу кажутся чем-то связанным с сексом или насилием, но затем обманывают ожидания уже занервничавшего смотрящего. Или же сцены с наготой четырнадцатилетнего подростка (Струкова так убедительна в своей роли, что мне пришлось лезть в интернет, чтобы убедиться, что ей на самом деле двадцать лет).
Позитивные аспекты фильма «Ничья»
Плохо ли то, что «Ничья» настолько чернушная? Делает ли это его плохой картиной? Нет, у подобных фильмов есть свой зритель – могу предположить, что в основном это очень маленький пласт именно любителей жанра, или же люди, у которых всё в жизни так плохо, что им для улучшения самочувствия просто надо посмотреть на страдания других.
При этом работа за кадром выполнена на очень хорошем уровне. Режиссура выше всяких похвал, работа с актёрами проделана тщательно, сами актёры стараются. Очень хочется особо выделить уже упомянутую исполнительницу главной роли и удивительно пронзительную игру Ольги Малаховой в роли Викиной мамы. Также оператор Михаил Вейценфельд сперва немного напугал тем, что в начале камера довольно сильно тряслась, но это продолжалось недолго, после чего картинка стала больше радовать.
Фильм, вгоняющий в депрессию
В моде всегда были фильмы о сложных подростках. Нам часто приходится наблюдать на экране то, как эти подростки стали сложными. Плюс проблемы юных матерей из провинциальных городов, которые сломают любого взрослого, безусловно нужно освещать.
Но вот поможет ли это настоящей школьнице, которая вынуждена каждый день менять пелёнки и сцеживать молоко, пока перед ней её же насильник продолжает играть в приставки? Сделает ли этот фильм её жизнь легче? Привлечёт ли «Ничья» достаточно глаз, чтобы кто-нибудь захотел что-нибудь изменить в этой поломанной системе?
При этом на зрителя откровенно давит уровень происходящего на экране ахтунга. И каждый раз «Ничья» удивляет тем, что находит способы увеличить градус этого самого ахтунга до невероятных размеров. Показывая бытовые, в общем-то, сцены. Давая послушать обычные, в общем-то, разговоры. Демонстрируя общепринятое, в общем-то, поведение. Что ж так хочется повеситься-то?
Итог
Не поймите превратно, мы ни в коем случае не пытаемся отговорить вас идти в кино, но предупреждён – значит вооружён. Чтобы впечатлительный киноман не оказался в ситуации, когда ему захочется встать и выйти в коридор, чтобы подавить желание разрыдаться, он должен знать, на что идёт.
Если вас по душе старые фильмы Валерии Гай-Германики и ей подобных, то милости просим. Лена Ланских проделала очень качественную работу.
Но вот для всех ли?