На российские экраны выходит нашумевший российский фильм-участник «Берлинского кинофестиваля» «Продукты 24»… Хотелось бы начать текст с этой фразы, но дело в том, что работа Михаила Бородина в широкий прокат не выходит. Тем не менее увидеть её в кино могли не только в двух столицах, но и в нескольких крупных городах нашей необъятной, благодаря усилиям компании Metrafilms (отдельный поклон!). А посмотреть там есть на что.
Покоряя столицу
Буквально с первых секунд камера дебютантки Екатерины Смолиной погружает нас в неуютную, дискомфортную обстановку мрачной подсобки, где проходит бракосочетание по законам Ислама. Уже в следующей сцене девушка по имени Мухаббат (Зухара Сансызбай), выйдя из этого помещения в новом статусе, обслуживает посетителя магазина, что даёт нам понять, что здесь что-то не то.
Выясняется, что Мухаббат, как и несколько других выходцев из стран Средней Азии, оказывается в рабском положении в продуктовом магазинчике, где за недостачу бьют, за симпатичную внешность могут изнасиловать, а подумать о побеге — смерти подобно. Явно не о таком мечтали молодые люди, уехавшие покорять российскую столицу.
Не придуманная жестокость
«Продукты 24» — очень жёсткий фильм. Режиссёр и оператор в отдельных эпизодах слово упиваются экранным насилием. До такой степени, что в одной из сцен картины даже самому крепкому зрителю захочется отвернутся или закрыть глаза. Но ставить это в минус фильма вряд ли стоит — тема обязывает. Люди, оказавшиеся в заложниках в ситуации, когда нет ни документов, ни помощи от местных органов правопорядка, сломлены психологически. А физическое насилие только довершает картину безысходности.
В основе этой истории — реальные события от 2012 года, когда выходцы из Узбекистана, Казахстана и Таджикистана попали в ловушку к злоумышленникам, отобравшим их паспорта и принуждавшим к работе на рабских условиях (позднее СМИ их даже прозвали «гольяновскими рабами»). Одна из девушек, переживших этот кошмар и рассказавшая кинематографистам, как всё было на самом деле, получила эпизодическую роль в фильме. Это обстоятельство придаёт ленте «Продукты 24» эффект документального кино.
Вопросы к художественной ценности
Абстрагироваться от того, что «Продукты 24» рассказывают жуткую реальную историю, невозможно. Но всё-таки это кино художественное, а значит в нём должно быть заложено больше, чем известные обстоятельства. Михаил Бородин попытался привнести элементы сказочности — героине Мухаббат то и дело снятся метафорические сны, в которых находится место рыбам, гусям в поезде и людям нечеловеческого роста.
Выглядит такое решение эффектно. Тут надо сделать ещё один реверанс в сторону оператора Екатерины Смолиной, которая одинаково зрелищно снимает бытовые сцены с акцентами на мелких деталях, залитые неоном улицы непарадной Москвы и фантастические этюды.
Но этого кажется недостаточно: символизм в сновидческих эпизодах чересчур прямолинеен, а актёрской игры не наблюдается даже в таких вот оторванных от реальности моментах.
Скупость и сухость эмоций — вот, пожалуй, главный бич ленты. К героям трудно проникнуться симпатией как к личностям, а не как людям, попавшим в экстраординарную ситуацию. Сравнить это можно с прочтением информационной справки на «Википедии» — нельзя не удивиться и ужаснуться произошедшему, но и увидеть характеры за именами едва ли удастся.
«Продукты 24» — это интересное и амбициозное кино, поднимающее важную социальную проблему, о которой не принято говорить открыто. Оно не во всём удалось с художественной точки зрения, но такие фильмы нужны, чтобы мы с вами перестали закрывать глаза на происходящее у нас под носом и стали хотя бы чуточку добрее к тем, кто обслуживает нас за прилавками магазинов и не только.
Трейлер: