Для Карен Чинорре «Сигнал бедствия» — дебютная полнометражная работа в качестве постановщицы (она же отвечала за сценарий картины). Фильм показали в основной программе «Санденса», а теперь он добрался до российских зрителей. Каким получился дебют и соответствуют ли отзывы из трейлера действительности, рассказываем.
Шо по сюжету?
«Мэри. Альфа. Янки. Дельта. Альфа. Янки» — слова, открывающие картину. На экране десантируется солдат. Пролетая облака, камера стремительно приближается к водной глади и… главная героиня (Грэйс Ван Паттен) просыпается от стука в окно автомобиля. Разбудил Анастасию Дмитрий (Теодор Пеллерен), так как настало время выходить на смену официанткой банкетного зала.
Сегодня состоится роскошная свадьба. Организация должна быть превосходной. Помятая Ана заходит в помещение, а Дмитрий переквалифицируется из повара в музыканта. Ночная смена закончена, и теперь он будет играть на свадьбе. Подготовка мероприятия почти завершена, но гроза вырубает электричество. Жених недоволен, персонал мельтешит, пытаясь устранить проблему, а растерянная невеста просит Анастасию помочь ей дойти до уборной. Судя по виду, замуж девушке совершенно не хочется.
Тут в женский туалет врывается вечно злой на главную героиню метрдотель и в очередной раз срывает злость на Ане, напоминая, что она никто. Нервы Анастасии не выдерживают давления и жестокого обращения со стороны начальства, и в конечном итоге девушка залезает в шкаф, только не платяной, а духовой.
Словно в книгах Клайва Льюиса и Льюиса Кэрролла, Анастасия перемещается в сказочное место. Теперь она на острове, вокруг которого бескрайний океан. В этом мире идёт жестокая война женщин и мужчин.
Анастасию на берегу встречает девушка с лицом невесты по имени Марша (Миа Гот) и отвозит её на заброшенную военную подлодку-базу, где Ана знакомится с Беатрисой (Гавана Роуз Лю) и Гертрудой (Соко).
Девушка получает военную форму и вступает в ряды сопротивления. Теперь четверо амазонок должны противостоять каждой особи мужского пола. Современные Сирены с помощью рации посылают сигнал бедствия, а откликнувшихся мужчин направляют прямиком в бурю.
А шо происходит?
В целом понятно, какой повесткой наполнен фильм. Это фантасмагория режиссёрки на тему феминизма. Женщины — сильные и независимые. Они могут за себя постоять и выжить в жестоком мире, но для этого нужно сплотиться и объединить силы против общего врага — мужчин. Поодиночке за закрытыми дверями они слабы, но вместе преодолеют любую преграду.
В нашем обществе феминизм довольно важная и нужная тема. Современное кино старается уже несколько лет поднимать подобные вопросы на экране. Любой здравомыслящий человек не должен кривиться и плеваться, когда речь заходит о правах женщин. Каждый должен иметь одинаковые условия вне зависимости от гендера, однако в «Сигнале бедствия» это преподнесено очень радикально, грубо и неумело.
С самого начала фильма зрителю не дают никакой информации. Об Анастасии, кроме того, что она работает официанткой, и того, что начальство её необоснованно смешивает с грязью, ничего неизвестно. Кто она такая? Почему ночует в машине? Кто для неё Дмитрий? (Хотя если вспомнить мультфильм «Анастасия», то этот вопрос отпадает).
По сути, для зрителей Ана и правда никто, по крайней мере такая картина рисуется в мире реальном. Когда же она переносится в место вдохновленное Нарнией, Страной Чудес и Страной Оз, то становится частью коллектива. Так сказать, из «никого» она превратилась в «кого-то», хоть и непонятно в кого. Ни Анастасии, ни зрителям опять ничего не объясняют. Что вообще происходит? Почему идёт война полов? Почему бы не взять в плен кого-то и поговорить? Почему, в конце концов, за весь фильм никто не испытывает потребность в еде?
После недолгого вливания в коллектив Ане опять становится трудно, ведь Марша оказывается не той, за кого себя выдаёт. Когда Анастасия начинает сомневаться и задавать хоть какие-то вопросы, то лидерка женского сопротивления раскрывается как манипулятор.
Оказывается, она готова пойти на обман и предательство, лишь бы добиться поставленной цели. Девушка строила из себя защитницу, но как только Ана решила стать на собственный путь, то Марша напомнила ей, что Анастасия никто. Добавляются новые вопросы. Почему Марша так жестока? Что ею движет? Кто она вообще на самом деле?
Можно сказать: «Ну это же фэнтези. Здесь автор Царь и Бог. Он создал этот мир, а значит волен вершить судьбу героев, как хочет. Это его мир, тут он придумывает законы». Никто не спорит, но только законы нужно объяснять, иначе творение никому не будет понятно. Войны не может просто быть. У всего есть начало, неужели трудно посвятить зрителя? Не говоря уже о других заданных вопросах.
И вот на протяжении всего фильма и зрителя, и Анастасию мучает непонимание, но если на пару вопросов мы получим какие-то невнятные ответы, то большинство так и останутся витать в воздухе, словно чёрные птицы над островом.
Знакомое лицо… Где я мог вас видеть?
Люди с лицами из реального мира постоянно встречаются героине на острове. Кондитер, фотограф и даже уборщица оказываются втянуты в эту войну полов. И до конца непонятно, то ли остров — загробная жизнь Анастасии, которая совершила суицид с помочью духовки, то ли образ, созданный её мозгом, включившим сюда знакомые лица. С реальностью героиню связывают сны, где она, будто повторяя сцену из «Соляриса» едет по туннелю, в конце которого обязательно будет свет, дающий прозрение.
Однако лиц Беатрисы и Гертруды в реальном мире зритель не увидит. Учитывая этот факт, и беря во внимание, что в начале фильма кондитер упоминает двух неких предшественниц Аны, не выдержавших работы, можно предположить, что Беа и Герт — те самые предшественницы. Девушки как раз перенеслись на остров до Анастасии. Тем более у всей троицы довольно необычные звучные имена и на острове каждая выполняет свою роль.
Беатриса изучает погоду и запускает метеозонды, чтобы заранее знать, где в море бушует гроза. Она, словно муза Данте, является проводницей по Раю для женщин. Мужчинам же прокладывается не такой радужный путь.
Герт, скорее всего прототип Гертруды Нивельской, которая считалась охранительницей путешественников. Но, как и в случае с Беатрисой, касается охрана только девушек. Мужчины-путешественники получают координаты, где им вряд ли удастся выжить.
Ана — очевидная метафора на княжну Анастасию Романову, которой, по легенде, удалось чудом вырваться из рук смерти и прожить счастливую жизнь заграницей.
При всей метафоричности фильм остаётся довольно грубым и неказистым. Понятно, что фестивальное кино порой бывает необычным и странным., но «Сигнал бедствия» оставляет грубое высказывание режиссёрки на поверхности, а глубиной наполняет совершенно не те места. В фильме при среднем хронометраже герои особо не успевают раскрыться, но каких-то ненужных и непонятных сцен навалом.
Например, совершенно неясно, почему на середине повествования фильм буквально на несколько минут превращается в мюзикл. Солдаты нелепо танцуют и прыгают, а потом резко пропадают. С одной стороны, сцену можно принять за галлюцинацию героини, но после глюков не остаётся реальных вещей, напоминающих о случившемся. Как итог, сцена лишь добавляет вопросов и ещё больше сбивает с толку.
Глаза радуются, а уши вянут
Признаться, визуально фильм очень красивый. Камера оператора Сэма Леви показывает чудесные пейзажи острова и бескрайние морские просторы. Но главное, что выделяет камера — женская красота. Актрисы в кадре смотрятся потрясающе. Оператор ловит блики солнца на лицах девушек, снимает развивающиеся на ветру волосы, задерживается на сценах купания и восхищается движениями главной героини под водой. Сэм Леви просто любуется феминностью, наполняющей фильм, и делится наблюдениями со зрителем.
Однако, что приятно для глаз, ушам не понять и со звуком у фильма проблемы. Голос не смешивается с внешними раздражителями, а наложен поверх. Не важно, что происходит на экране, речь персонажей будет громче выстрелов, ветра и волн.
Открывающие слова, зритель тоже часто слышит в течение фильма. Если прочитать слова по первым буквам, то получится «MAYDAY» (оригинальное название фильма), именно такой сигнал бедствия в апреле 1912 года посылал «Титаник».
Девушки его используют, чтобы привлечь внимание мужчин и направить их суда (воздушные и водные) в эпицентр бури. Делают они это под девизом «Девушку никто не оставит в беде, поэтому точно кто-нибудь откликнется». И эта фраза абсолютно выбивается из всех логических понятий. Если мужчины не такие уж плохие и ни за что не оставят девушку в беде, то почему вы, словно амазонки, жестко убиваете каждого? Почему вы вообще думаете, что по ту сторону рации враги? Ответа зритель не получит. Видимо на девушек открывающие слова действуют, как на Зимнего солдата «Ржавый. Семнадцать. Рассвет. Печь…».
Вообще, сомнительных фраз, режущих ухо в фильме навалом. Например, высказывание Марши «Героиня и психопатка — это одно и тоже». Ну как, соотносится с понятиями феминизма? Что и говорить о сексистских «Девчонки большую часть времени проводят на кухне» и «Дерёшься как девчонка». Слышать такое в фильме, который по задумке воспевает феминизм, минимум странно.
Шо в итоге?
Подводя черту хочется сказать, что у Карен Чинорре получился красивый, но очень посредственный дебют, наполненный отсылками и метафорами, которые непонятно как и на что работают. Актёрской игрой «Сигнал бедствия» особо не блещет. Лишь Джульетт Льюис выделяется из общей канвы. Фем-повестка получилась грубой и нелепой, а фильм непонятным, нелогичным и неумелым. Всё, о чем дебютантка хочет сказать, звучит на частоте, где шансов быть услышанной, практически нет. И в конечном итоге режиссёрка поддаётся на манипуляцию собственной героини. Марша гордо произносит: «Хватит терзать себя, делай это с другими» и Чинорре терзает зрителей.