Хорроры зачастую построены на эксплуатации страхов, витающих в современном им обществе. В этом смысле особенно примечательно картины для поколения людей, появившихся на свет в период с 1997 до 2009 года (есть и другие периодизации, но будем ориентироваться на эту). Так называемые зумеры как раз и составляют целевую аудиторию нынешних фильмов ужасов.
Что мы о них знаем? Во-первых, они родились в период относительной стабильности в экономической сфере и глобальной политике. Во-вторых, в отличии от миллениалов (поколение Y), зумеры с детства имеют доступ к Интернету и технологиям. Но в сравнении с последующим поколением Aльфа, этот доступ был не всеобъемлющим, ведь процесс становления видеохостингов и социальных сетей шел параллельно их взрослению.

В-третьих, зумеры в массе своей озабочены вопросами индивидуальной и коллективной безопасности, ментального здоровья и соблюдения личных границ. В то же время их гложут угрозы, которые могут отразиться в будущем на следующих поколениях. К примеру, глобальное потепление.
Представляем вашему вниманию подборку хорроров, предназначенных для зрителей из поколения Z.
«Два, три, демон, приди» (2023)

У австралийских дебютантов братьев Филиппу получился настоящий «хоррор нового поколения». По крайней мере, так гласит слоган, сопровождавший каждый второй промо-материал к фильму. На самом деле, это недалеко от истины. В центре сюжета — настоящие подростки-зумеры, а не фальшивая карикатура на оных, как это бывает, к примеру, у наших киноделов.
Мия (Софи Уайлд) страдает от депрессии после самоубийства матери. В годовщину смерти последней она вместе с друзьями отправляется на необычную вечеринку. Гвоздем программы на тусовке оказывается забальзамированная рука, с помощью которой можно устанавливать контакт с душами умерших.
Исследуемые проблемы:
- депрессия, вызванная потерей близкого человека;
- наркотическая зависимость как способ эскапизма;
- давление со стороны сверстников;
- трэш-контент в социальных сетях;
- недопонимание между взрослыми и подростками.
«Улыбка» (2022)

Не так давно мы писали о второй части этой хоррор-франшизы Паркера Финна, а сейчас пришло время обратиться к первой. По сюжету оригинала психиатр Роуз Каттер (Сюзи Бейкон) от одной из своих пациенток подхватывает вирус-проклятие, после чего ее жизнь превращается в сущий кошмар. Главную героиню повсюду начинают преследовать люди с жуткой гримасой, застывшей в дьявольской улыбке.
Сам паразит при этом является воплощением психологических травм жертвы, что кроются у той глубоко внутри. В наши дни, в особенности в цифровой среде, многие скрывают за счастливой маской свои настоящие эмоции.
Исследуемые проблемы:
- душевные заболевания (в случае главной героини — посттравматический синдром);
- отсутствие адекватной государственной помощи душевнобольным людям;
- лицемерие и притворство в эпоху соцсетей.
«Остров иллюзий» (2022)

Канадский режиссёр Кёртис Дэвид Хардер довольно точно попадает в нерв времени своим фильмом «Остров иллюзий» (в оригинале Influencer). Он играет сразу на множестве фобий, что имеются у тех, кто не может надолго расстаться со смартфоном, а добрую часть жизни проводит, занимаясь бесконечным скроллингом ленты в соцсетях.
Лента повествует о Мэдисон (Эмили Тенент), популярной блогерше из одной запрещенной социальной сети. Она отправляется в Тайланд, чтобы отдыхать и снимать контент для подписчиков, но знакомство с таинственной девушкой (Кассандра Нод) расстраивает ее планы. Фильм делает нетривиальный финт примерно в середине хронометража и уводит историю в занимательное русло.
Исследуемые проблемы:
- мошенничество в эпоху соцсетей (технология deepfake);
- размытие границ между онлайн- и офлайн-жизнью;
- лицемерие в эпоху соцсетей;
- равнодушие интернет-пользователей по отношению к «кумирам»;
- страх перед кражей твоих личных данных.
«Астрал. Онлайн» (2020)

Пандемия COVID-19 не только нанесла большой урон киноиндустрии, но и возродила жанр скринлайф-ужастиков, в свое время популяризованный Тимуром Бекмамбетом в нашумевшей картине «Убрать из друзей». Снятый в приложении Zoom хоррор полностью адаптирован даже под формат видеоконференции: хронометраж ленты «Астрал. Онлайн» составляет немногим больше часа.
Стилизованный под созвон фильм ужасов рассказывает о группе друзей, которые решают провести спиритический сеанс по видеосвязи, но эта забава для оборачивается страшными последствиями.
Исследуемые проблемы:
- конфиденциальность онлайн-общения в период вынужденной изоляции;
- «ковидные» ограничения.
«Тела, тела, тела» (2022)

Завершаем эту небольшую подборку малоизвестной (бывает же такое!) картиной от студии инди-кино А24. Этот комедийный слэшер представляет собой концентрированную сатиру на само поколение зумеров и их, так сказать, отличительные черты и повадки.
Фильм повествует о группе молодых людей, оказавшихся под одной крышей во время урагана. Вот только посиделки в скором времени превращаются в упоротую (во всех смыслах), жестокую игру «кто убийца?»: хозяина особняка (Пит Дэвидсон) находят с перерезанном горлом, что запускает цепочку ужасающих событий.
Здешних подростков иначе как тупыми не назовешь. Это понятно уже с самого начала фильма, но финальный поворот делает вердикт безоговорочным. Впрочем, в данном случае это даже можно простить в силу того, что перед зрителем разворачивается настоящий фарс вперемешку с социальной критикой в адрес беспечной золотой молодежи.
Исследуемые проблемы:
- пагубное желание обрести медийность любой ценой;
- зависимость от смартфонов и запрещенных веществ;
- лицемерие и притворство в соцсетях и цифровом общении;
- параноидальные настроения у молодежи;
- вечный поиск виноватых во всех бедах.