Режиссёр Кристофер Смит подарил миру не так много хороших фильмов, но его авторства всё-таки приличная кинокартина «Чёрная смерть», которую, предположу, помнят постоянные зрители ТВ-3 и фанаты Шона Бина (а кто не, а кто не), да и вообще человек умеет снимать с некоторой элегантностью, что для постановщиков студийных хорроров – не редкость, скажем, но качество располагающее. Так же – не слишком шокирующе, но изящно – снято и «Проклятие: Посвящение», в котором камера периодически уходит в зеркало, одни и те же события переигрываются с разных интересных ракурсов, а горы Шотландии предстают, прямо как в лучшие годы, местом столь же манящим, сколь и инфернальным.
Сюжет в этом смысле скорее догоняет режиссёрские амбиции Смита, чем соответствует им. После классической завязки: у умеренно уставшей от жизни девушки-офтальмолога Грейс (Джена Мэлоун, актриса из разных хороших фильмов и нашего любимого сериала «Слишком стар, чтобы умереть молодым») умирает брат-священник, с которым она давно, естественно, не общалась, но хотела, и она отправляется в далёкий древний католический монастырь, где он погиб при загадочных обстоятельствах. Там, в атмосфере привычной, практически уже родной для тех, кто часто смотрит фильмы со словом «проклятие» в названии, крипоты, с Грейс начинают происходить странные вещи: видения, обмороки, призраки.
На этом фоне на неё со странной злобой посматривает мать-настоятельница (прекрасная, к слову, роль Джанет Сазман, напоминающей здесь Джуди Денч), которая любит Христа, в то время как Грейс его, по собственному признанию, любит не очень. Прочие монашки относятся к Грейс настороженно, и только святой отец (Йен Пири, без откровений, но хорошая роль), кажется, стремится помочь Грейс – и с расследованием смерти брата, и с поиском себя.
Эти два процесса довольно быстро становятся одним: чтобы понять, почему умер брат, нужно найти то, что он искал (древнюю церковную реликвию) и, возможно, нашёл, а для этого нужно, как и всегда в случае с поисками религиозных реликвий (вспомните хотя бы великий фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход»), понять себя. Но о себе ведь можно понять такое, что потом жить не захочется. Грейс преследуют воспоминания о её тяжелом детстве, о том, как в мир, буквально, в общем-то, пришёл дьявол; о том, как со всеми вокруг было что-то не так. Или что-то не так было с самой Грейс?
Внятному рассуждению о фильме препятствует, что и говорить, страх перед спойлерами, но главная его тема, конечно, – жизнь после осознания. Как жить, зная, что источник проблем твоей жизни в тебе самом? Как жить, зная, что как человек ты не очень?
Сценарий фильма предлагает взгляд на судьбу человека с точки зрения морального детерминизма (злым родился, злым и умрешь), поэтому сюжетный путь главной героини оказывается одним сплошным парадоксом: как быть злу, если оно ощущает себя добром? Можно ли изменить своё место в картине вполне предопределенного мира? Что может сделать человек? А что можно сделать с человеком? Любопытно, в общем.
Притом это не самый новаторский и смелый, да и не самый выдающийся фильм, с которым можно провести вечер, но это честная работа и крепкая бэха. Монастырь, Шотландия, мрачное прошлое, мутное будущее, и всё это для подтверждения главной мысли хорроров последних лет: быть призраком – в первую очередь, очень одиноко. Что-то в этом духе, но существенно интеллигентнее, было у Лоури в «Истории призрака» и у Оза Перкинса в страшно красивом «Я прелесть, живущая в доме».
Понятно, что эксперименты первого режиссёра и поэзия второго – не то, чем силен постановщик Кристофер Смит, но его кино и не пытается переизобрести эти по-своему выдающиеся фильмы (хотя картина Перкинса, кажется, понравилась трём с половиной зрителям, но это крайне атмосферная работа и чистая поэзия), а переводит их идеи на рельсы студийного хоррора. Как ни странно, выходит интересно: пусть это не столько фильм, сколько призрак фильма, пунктиром прочерченная притча о том, что не всё то зло, что злом кажется, но это ровно то кино, при просмотре которого вспоминаешь Роджера Кормана и с наслаждением пускаешь слезу.
Однако несмотря на путаную детективную линию и сложность экзистенциальных вопросов, главная загадка картины, конечно, – её название. Если со словом «проклятие» ещё можно смириться, то к чему именно относится «посвящение», прямо скажем, ясно не до конца, но дарёному коню в зубы не смотрят. А для отечественного проката в его нынешнем состоянии b-movie о том, как жить, если ты мировое зло, – это, конечно, самый настоящий подарок.