Как мы помним из финала первой части, проклятие Улыбки передалось полицейскому Джоэлу (Кайл Галлнер) от прежней жертвы-носителя (Сюзи Бейкон). Сюжет фильма «Улыбка 2» стартует спустя неделю после тех событий. Одержимый сущностью и постепенно теряющий рассудок Джоэл вламывается в дом к опасным барыгам. Вот только все идёт не по плану, и он случайно заражает не их, а непутевого наркоторговца Луиса (Лукас Гейдж), а тот в свою очередь — поп-звезду Скай Райли (Наоми Скотт).
Девушка прошла длительный курс реабилитации после автокатастрофы, унесшей жизнь её бойфренда (Рэй Николсон). Теперь она готовится к своему триумфальному возвращению на сцену с мировым турне, но у сущности на неё совершенно другие планы. Кто бы сомневался.

«Улыбка 2» — это редкий случай для современного хоррора, когда фильм вдоволь напичкан джампскейрами, но при этом не является безмозглым аттракционом с банальными бу-моментами. Картина Паркера Финна настолько коварна по отношению к зрителю, что даже самый заядлый фанат жанра ужасов после пары-тройки таких скримеров едва ли будет чувствовать себя в зоне комфорта. Но дело не ограничивается исключительно пугалками. Это было бы слишком просто.
Создавая сиквел Финн, видать, понял, какой козырь оказался у него в рукаве: концепция с антагонистом-паразитом, живущим в голове центрального героя, это идеальный заход на тему разных сценарных махинаций. Вторая часть по максимуму расходует потенциал этой задумки: одна галлюцинация сменяется другой, переворачивая с ног на голову показанное ранее. Как только зритель успевает принять правила игры, фильм делает разворот на 180 градусов, показывая, что всё не то, чем кажется.

Главный вопрос, не приедается ли эта шутка, повторенная с десяток раз? К примеру, в «Даааааали!» Ксавье Дюпье пирамида сюжетных конструкций, как «фильм внутри фильма» и «сон внутри сна», безупречно передавала атмосферу безумия, но в то же время делала просмотр местами просто невыносимым.
В «Улыбке 2» ситуация иная. Паркеру Финку удаётся соблюдать баланс между доверием зрителя, которым, очевидно, нельзя злоупотреблять, и параноидальным скепсисом, по мере продвижения возникающим у последнего. Правда, стоит добавить и ложку дёгтя в эту бочку меда: большая часть сюжетных поворотов в фильме — всё-таки пресловутые «рояли в кустах».
С другой стороны, именно благодаря этой сценарной хитрости, лента завершается на слишком высокой ноте. Концовка представляет собой эффектный клиффхэнгер с заделом на будущее. Вот только на вряд ли режиссёру под силу создать триквел, который станет прямым продолжением второй части.

«Улыбка 2» преподносит и другие сюрпризы. Наоми Скотт мы знаем по ролям в таких «шедеврах», как перезапуск «Ангелов Чарли» и полный метр «Могучих рейнджеров». Так что не будет преувеличением назвать её игру в обозреваемой хоррор-новинке «вершиной карьеры».
Скай Райли (поп-певица, подозрительно напоминающая Майли Сайрус из клипа Wrecking Ball) — персонаж довольно многогранный, с целой коллекцией скелетов в шкафу. Ей, в отличии от героини первого фильма, сопереживать уже куда труднее, но, тем не менее, всё равно как-то получается. В картине занимательным образом обыгрывается страх медийной личности перед фанатским сообществом (парасоциальные отношения) и продюсерскими конторами. Другой вопрос, что для 99% зрителей фильма, всё это «проблемы белых людей».

Ну и, пожалуй, главным открытием сиквела «Улыбки» (по крайней мере, лично для меня) стал Чарли Саррофф, стоящий за камерой. И речь идёт не только о снятой без монтажных склеек вступительной сцене. Его операторская работа обеспечивает поразительный эффект погружения в происходящее на экране действо, что, по понятным причинам, лучше всего проявляется в хоррор-моментах.

«Улыбка 2» задаёт настолько высокую планку для фильмов ужасов, что ненароком перечёркивает будущее даже для собственной франшизы (буду рад ошибаться!). Тем не менее, было бы не вполне справедливо присудить этой ленте звание «главного хоррора года». Это всё ещё простенький жанровый аттракцион, зато сделанный так, что уже одним своим существованием отправляет в категорию «Б» всех конкурентов по цеху.
Трейлер: