От «Варяга» до «Треугольника печали»: главные фильмы 2022 года по версии кинокритиков и не только

Кино 2022

2022 год был богат на премьеры как авторского кино, так и голливудских блокбастеров и супергеройских историй. Какие ленты этого года особенно запомнились и полюбились — рассказывают кинокритики, киноблогеры и кинодеятели в эксклюзивном материале на «После титров».

Все новое — хорошо забытое старое. Эта фраза как никогда хорошо описывает происходящее в современном (по крайней мере массовом) кино, учитывая количество ремейков, ребутов и нового прочтения старых «сказок». Тем не менее всегда находятся режиссеры, сценаристы и продюсеры, раскопавшие что-то интересное и незаурядное.

В 2022 году было много премьер как авторского, так и массового кино. Среди них были сиквелы и ремейки, победители различных фестивалей и стриминговые релизы, художественные выдумки и основанные на реальных событиях ленты. Какие из них отложились в памяти, подарили яркие эмоции и вдохновили на смелые идеи и размышления — рассказали нам кинодеятели из разных сфер: от кинокритики до кинопроката.

Анастасия, экс-редактор Interview, GQ, автор канала Lazy Editor

«Тринадцать жизней», режиссер Рон Ховард (Великобритания)

Пока самые разные авторы критиковали капитализм, препарировали золотой век Голливуда, изучали культуру отмены и вновь снимали «амаркорды», режиссер Рон Ховард взялся за реальную историю о спасении детей-футболистов из затопленной пещеры в Таиланде. Дело было в 2018-м, за эвакуацией ребят следил весь мир, позже вышел обстоятельный документальный фильм The Rescue — казалось бы, тема закрыта. Но художественное воплощение, во-первых, не подвело, во-вторых, вышло в идеальное время. В беспощадном 2022 году очень не хватало простого высказывания о ценности человеческой жизни.

Звезды Вигго Мортенсен, Колин Фаррелл, Джоел Эдгертон выступают здесь деликатно, весь фокус на участниках трагедии. Техническая сторона — потрясающая, следить за подводными съемками одновременно увлекательно и страшно. Рекомендую всем, кто не потерял веры в людскую доброту и взаимовыручку.

13 жизней

Артем, автор канала «Ремизорро»

«Все везде и сразу», режиссеры Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт (США)

Для меня это главное кинооткровение года. Бронебойная кислятина, которая ближе к финалу в своем посыле находит такой сильный отклик у зрителя в нынешние время, что аж муражки пробирают. Это драйвовое кино, быстрое и скоротечное, как наша жизнь. Но, несмотря на это, оно успевает помочь нам разобраться в себе и начать смотреть по сторонам. Помогает осознать и полюбить.

Несмотря на такое резкое повествование, приправленное юмором и добротным файтингом, этот фильм на деле является большой драмой, способной стать очень личной. Извечный философский вопрос про «житие мое» здесь подается в формате мультивселенной, где открывая в себе новые силы и умения, наша главная героиня разбирается в самой себе и помогает в этом окружающим.

Очень понравилось, что главные герои тут — это члены одной семьи. Семьи непростой, семьи, отдалившейся от окружающего мира и самих себя. В начале своего пути они не видят зла, которое здесь называют «безразличием». Но погружаясь в новые миры, они не только побеждают это зло и в конце приходят к самой важной фразе фильма — «Я всегда буду выбирать тебя». Это для меня, пожалуй, самый эмоциональный момент картины, поскольку я живу с мыслью об обратном (тут обойдемся без подробностей, с вашего позволения).

Невероятное кино, в котором есть все, которое для всех, и которое, увы, не везде.

Все везде и сразу

Лика, киноблогер, автор канала «КИНОБЛОГ | li_serials»

«Любовь по вызову», режиссер Софи Хайд (Великобритания, США)

Полуторачасовой диалог, который не боится поднимать важные темы. «Любовь по вызову» (оригинальное название переводится «Удачи тебе, Лео Гранде»), на мой взгляд, должен посмотреть каждый и в одиночестве. Личная история принятия себя, раскрытия чувственности, физической и эмоциональной открытости, про контакт и разговор со своим телом.

Нэнси Стоукс (Эмма Томпсон) вдова и учительница на пенсии, всегда подавляла свои желания, решает исполнить свою мечту — получить сексуальный опыт и испытать удовольствие. Она снимает номер в отеле и приглашает парня по вызову Лео Гранде (Дэрил МакКормак). У каждого свой путь, свои травмы. Нэнси и Лео совершенно разные, но они помогают друг другу справиться с пробелами. Приходят к взаимопониманию, принятию, облегчению через неловкие, душевные разговоры о стыде и самореализации.

Любовь по вызову

Экзарх-компилятор канала «Руки Брессона»

«Северянин» («Варяг»), режиссер Роберт Эггерс (США, Китай)

Выбор — скальпель, режущий по живому. А если это выбор одного из сотни фильмов стремящегося к концу года, то где-то щелкает шкатулка Лемаршана и веет холодом мук.

Но главные премьеры (включая многие оскаровские) растянулись на декабрь, так что пусть выбор Фильма-2022 будет субъективен и даже, в какой-то мере, нелогичен.

Третья работа Роберта Эггерса была горячо ожидаема, тепло встречена, прохладно принята и позабыта. Но, полгода спустя, тема «Северянина» все актуальнее. Главный герой чувствует только боль утраты и пульс мести, он следует, как считает, своей судьбе, принимает рок как данность. Око за око, законы древних — древним, а путь ярости закономерно обвенчан смертью. Финальная сцена «Северянина» — как предостережение: потерявшие всех и себя, два безумца, скрестивши мечи, не способны остановиться, вокруг полыхает.

Варяг


Ксения, редактор, кинокритик, автор канала «Што это было»

«Все везде и сразу», режиссеры Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт (США)

Уникальный фильм обо всем везде и сразу и в то же время о главном, который хочется сразу пересмотреть!

Сложносочиненное действие на экране работает как гипноз: динамика и клиповый монтаж первой части пестрят калейдоскопом культурных отсылок, но к середине хронометража ритм замедляется, фильм, как вселенная сжимается, линии сходятся, и появляется время выдохнуть, разглядеть ее. Big Idea.

Выясняется, что за избыточностью скрывалось большое высказывание о любви, размышление о ее беспричинности и всеобъемлемости. Остается только позавидовать изобретательности авторов, которым удалось упаковать глубокую мысль в красочную упаковку, довольствуясь сравнительно небольшим бюджетом.

Помню как в апреле написала фразу «презентую лучший на данный момент фильм года» — она оказалась пророческой. Ни один проект так и не переплюнул кино Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта.

Все везде и сразу

Илья, автор канала «ДоленКино»

«Черный телефон», режиссер Скотт Дерриксон (США)

Наверное, впервые в жизни скажу, что умно поставленный фильм, основанный на рассказе Джо Хилла (кстати, сына Стивена Кинга), является лучше, чем сам рассказ. Навязчивое детское воспоминание автора рассказа связано со старым черным телефоном с дисковым набором, висящим на стене в подвале его родителей, который ни к чему не был подключен. Он вспоминает, что в детстве худшее, что он мог себе представить — это телефонный звонок.

Жуткий и мастерски срежиссированный фильм воспроизводит восхитительную атмосферу 70-х под зловещий и инструментальный трек On the Run группы Pink Floyd, наполненную ностальгией и отсылками к Стивену Кингу.

«Черный телефон» — это милая и нежная история взросления, искусно замаскированная под что-то гораздо более зловещее. На первый взгляд, это простейший психологический ужас, но его настоящее послание — найти внутреннюю силу в себе, чтобы выжить в этом мире. Дерриксон сумел снять свой лучший фильм, которому удается создать неподдельные острые ощущения и заставить чувствовать страх. Это все настолько реалистично, что ты уже никогда не сможешь повесить трубку.

Черный телефон

Ксения, автор блога о кино The Film Addiction

«Род мужской», режиссер Алекс Гарленд (Великобритания, США)

О, этот дивный, некомфортный мир мужчин.

Фильм Алекса Гарленда («Из машины», «Аннигиляции») с Джессикой Бакли в главной роли от студии A24. Про женщину, которая после трагических событий переезжает в английскую глубинку.

Каждый раз, когда глаз расслабляется и созерцает вместе с главной героиней природу, в кадр попадает мужчина. И становится ужасно некомфортно даже от самого его существования, вида, взгляда, тона, слов и действий. Некомфортные мужчины сменяют один другого, но если присмотреться, у них всех одно лицо (всех их играет Рори Киннер).

Фильм соткан из метафор и образов и не имеет какого-то четкого сюжета. Я обожаю такие фильмы. Где нужно думать, где ты улавливаешь, что тебе хочет сказать автор. Фильм странный, некомфортный, но в то же время завораживающий и эстетичный. Спасибо Гарленду за токсичную маскулинность и за отличную провокацию зрителя.

Род мужской

Лида Кравченко, соавтор канала про хорроры «Хижина в лесу» и проекта про кино и книги «Партнёрский материал»

«Не говори никому», режиссер Кристиан Тафдруп (Дания, Нидерланды)

Самый жестокий фильм года, наглядно показывающий, как общественное давление притупляет интуицию, а ненормальное постепенно превращается в норму. Скучная датская супружеская пара знакомится на отдыхе в Италии с семьей из Нидерландов: весельчак-врач, его улыбчивая жена и застенчивый сын. Они приятные, по-хорошему громкие, и с ними датчане отлично проводят время в отпуске — а через несколько месяцев новые друзья приглашают наших героев к себе в гости в Нидерланды.

Почему человеку важнее быть удобным, чем чувствовать себя комфортно? Как получается, что тот, кто хочет отстаивать свои границы, выглядит унылым занудой? Где грань между вежливостью и самоуважением? «Не говори никому» (который в оригинале называется лаконичными «Гостями») мастерски убаюкивает и зрителя, и героев, заставляя пренебречь своими инстинктами — и очень зря. Финал, с одной стороны, неожиданный, с другой — вполне предсказуемый, поражает и оставляет после себя отвратительное чувство небезопасности. Удивительное, камерное и при этом мощнейшее высказывание о границах и доверии к себе.

Не говори никому

Михаил Бородин, режиссер фильма «Продукты 24»

«Нет», режиссер Джордан Пил (США)

Год выдался, прямо скажем, не для кино. Ничего конкретного в голову не приходит. «Я краснею» отличный, но почему-то я больше думаю о «Нет» Джордана Пила. Это кино о кино, но при этом о беспомощности перед «нечто», которое повисло над головой. Кто-то пытается на этом заработать, кто-то сделать шоу, но все попытки бессмысленны — оно тебя сожрет. Мы можем зафиксировать это, мы можем попытаться отрефлексировать, но, кажется, самый верный способ — бороться, но как?

Герои — простые ребята, которые содержат ферму, пока из-за горы не прилетает «нечто» и не начинает их убивать. «Нет» не ставит задачи что-то рассказать или объяснить, он пытается зафиксировать время, момент. Это и есть естественное свойство кинематографа. Звук, камера, мы все умрем, давайте постараемся сделать это не насильственным способом. Фильм Пила странным образом пересекается с еще одной картиной этого года «No Bears» иранца Джафара Панахи, который сейчас сидит в тюрьме за свои высказывания. Там режиссер пытается снять кино и при этом остаться на своей земле. Как в наше время снимать кино и остаться?

«Нет» — визуальный аттракцион для большого экрана, который оставляет тебя с вопросом «зачем все это?».

Нет

Команда кинопрокатной компании A-Onе

Оба фильма, которые мы включаем в список лучшего за 2022 год, мы выпустили в прокат в 2022 году. Не подумайте, что мы хотим педалировать исключительно наши фильмы. Просто когда ты работаешь с ними, интерес/любовь выходят на новый уровень. Но еще к «Камон Камон» и «Треугольнику печали» мы относимся с особой теплотой как зрители и киноманы.

«Треугольник печали», режиссер Рубен Эстлунд (Швеция, Франция, Великобритания, Германия, Турция, Греция, США, Дания, Швейцария, Мексика)

В этот фильм мы влюбились с первого просмотра — режиссер Рубен Эстлунд, прекрасный Вуди Харрельсон и не менее прекрасные Харрис Дикинсон и Чарлби Дин, отличный саундтрек (на репите каждый день), русский олигарх, острый юмор и ирония. Что еще нужно для счастья?

«Треугольник печали» — сатира на мир богачей и высокой моды, которая в этом году получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Мы полностью поддерживаем каннское жюри и, будь мы на их месте, отдали бы все ветви мира «Треугольнику печали».

«Треугольник печали» показывают сейчас во всех кинотеатрах России. Спешите посмотреть на большом экране!

«Камон Камон», режиссер Майк Миллс (США)

Трогательный, добрый фильм о взаимоотношениях взрослых и детей, главные роли в котором исполнили любимый Хоакин Феникс и восходящая звезда Вуди Норман. Феникс играет журналиста, которые ездит по всей Америке и спрашивает у детей, что их беспокоит и радует, как они видят будущее и счастье. В поездку он берет с собой племянника Джонни (Вуди Норман). За время, что они проведут вместе, каждый заново будет учиться слышать друг друга среди множества голосов — от карнавального гомона Нового Орлеана до тихого шепота Гудзона.

Камон Камон

Редакция журнала о кино ORNAMENT

«Треугольник печали», режиссер Рубен Эстлунд (Швеция, Франция, Великобритания, Германия, Турция, Греция, США, Дания, Швейцария, Мексика)

I command you: enjoy the moment!

Фильм шведа Рубена Эстлунда в этом году победил в Каннах и в неофициальном рейтинге нашей редакции: после премьерного показа мы пару дней отходили от финала и обсуждали, что же он может означать.

На протяжении двух с половиной часов режиссер высмеивает белых богачей, которые плывут на белом лайнере и воспевают равенство, когда все вокруг кричит об обратном. Даже слова, которые жена русского олигарха подбирает, чтобы «отпустить» персонал купаться. Но героев ждет нехилая встряска (готовьте бумажные пакеты), после которой им придется поменяться ролями с теми, кто слушал речи о высоком с нижней палубы. «Треугольник» мог бы стать скучным назиданием, но вместо этого заставляет смеяться и растаскивать сцены на мемы. Мысли о подтекстах догоняют уже после просмотра.

Журналы ORNAMENT — настоящий подарок для киномана. Каждый номер они собирают с любовью, в каждой детали на каждой странице чувствуется забота и внимание редакции. Сейчас ORNAMENT готовит к выходу новый авторский выпуск, посвященный творчеству другого талантливого режиссера — Джима Джармуша. Предзаказ уже открыт.

Треугольник печали

Надежды на 2023 год

В этот список вошли не все фильмы, достойные внимания, просто по причине того, что они еще не вышли на экраны. Такая участь постигла, например, спилберговских «Фабельманов» и «Вавилон» Дэмьена Шазелла. Хотя мало кто сомневается в том, что эти кинокартины должны быть в списке главных за этот год. Зато можно сказать, что 2022 год в кино заканчивается на красивой ноте в компании Марго Робби, Брэда Питта, Мишель Уильямс и Пола Дано.

Следующий 2023 год благодаря промокампаниям уже дарит надежду на интересный киноэкспириенс вместе с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана, обещает прощание с командой героев Джеймса Ганна в «Стражах галактики-3», готовит для нас новый боевик «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» от Гая Ричи и «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе, хмурого Киану Ривза в «Джоне Уике-4», бесстрашного Тома Круза в седьмой «Миссии невыполнима» и другие фильмы, которые даже если и не будут оригинальным авторским высказыванием, все равно смогут порадовать визуалом и экшеном. Так что собираем в кулак оставшиеся силы и идем в новый год с надеждами на что-то увлекательное, душевное и светлое.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Интревью с вампиром Previous post Рецензия на сериал «Интервью с вампиром»: Какова цена бессмертия?
20 ноября подошёл к концу один из культовых сериалов XXI века. Бодро стартовав, «Ходячие мертвецы» набирали обороты пять сезонов подряд. Скандалы, судебные разбирательства, смена шоураннеров, отклонение от первоисточника — всё это не мешало шоу получать награды и наращивать аудиторию, но после пятого сезона рейтинги поползли вниз. Как же получилось, что AMC превратили свой хит в самого настоящего ходячего мертвеца, который постепенно умер, но всё ещё почему-то шёл? Next post Ну всё, пришли. Часть 2: Как «Ходячие мертвецы» вырыли себе могилу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *