«Я устал ждать! 13 лет ждал! В Азкабане!»: Гарри Поттер и узник Азкабана
После завершения работы над фильмом «Гарри Поттер и тайная комната» франшизу ждал совершенно новый этап. Внимательный зритель, скорее всего заметил, что начиная со второго фильма компания Warner Bros. начала стилизовать свой логотип под франшизу. В первой части этого сделано ещё не было, но с «Тайной комнаты» и до самого конца логотипы будут соответствовать тону фильма.
В «Узнике Азкабана» уже по иконке WB можно заметить, в чём заключается новый этап истории. Близятся тёмные времена. Фильмы уже не будут такими беззаботными и сказочными, как при Крисе Коламбусе. Настала пора для следующего шага.
На пост режиссёра третьей части фильмов о юном волшебнике был назначен Альфонсо Куарон. По сложившейся традиции мексиканский кинорежиссёр хотел отказаться от предложенной должности, но на его решение повлиял никто иной как Гильермо дель Торо. Примечательно, что до Альфонсо Куарона студия видела дель Торо у руля «Узника Азкабана», но тот сделал выбор в пользу «Хеллбоя», посоветовав «ворнерам» обратиться к своему мексиканскому коллеге.
В разговоре с сомневавшимися Куароном дель Торо посоветовал ему прочесть романы писательницы и скорее браться за предложенную работу. Альфонсо прислушался к другу и стал тем режиссёром, который смог совершить переход франшизы из детской сказочности к подростковому максимализму. По сей день кинематографически «Узник Азкабана» считается лучшей частью вселенной, но об этом позже.
На этапе производства у фильма произошли некоторые изменения. Ричард Харрис, исполнявший роль директора школы Хогвартс Альбуса Дамблдора, скончался на 73 году жизни, так и не успев принять участие в съёмках. Warner Bros. пришлось экстренно искать замену покойному актёру, ведь загодя на эту должность никого не рассматривали, так как Харрис уверял, что примет участие в съёмках после того, как оправится. К сожалению, выздороветь так и не удалось.
При поиске актёров на роль директора школы рассматривались кандидатуры Кристофера Ли и Иэна Маккелена, недавно закончивших съёмки в другой фэнтези-франшизе «Властелин колец», но оба актёра отказались. Ли не стал исполнять роль Дамблдора по причине подготовки к съёмкам в новом эпизоде «Звёздных войн», а Маккелен больше не хотел представать перед зрителями в образе старого и мудрого волшебника, да и с покойным Харрисом у исполнителя роли Гэндальфа был конфликт. Бывший Дамблдор считал коллегу никудышным актёром, по этой причине Иэн Маккелен отказался занимать роль Ричарда Харриса.
В конце концов новым директором школы Хогвартс стал ирландец Майкл Гэмбон. Образ Дамблдора был изменён, как и его костюм. Забегая вперёд, хочу сказать, что фанаты будут не совсем довольны выбором студии. Гэмбон, как и многие другие, не читал романов Роулинг, поэтому образ наставника Гарри создавал сам. В книгах Дамблдор был для Поттера кем-то вроде дедушки. Харрису как раз удалось прекрасно воплотить в себе этот образ, а с приходом в киноверсию Майкла Гэмбона всё поменялось.
Например, фанатов выбила из колеи сцена в «Кубке огня», где Дамблдор вспылил, подбежал и схватил Гарри после того, как Кубок извергнул его имя. Подобные действия совершенно не свойственны столь мудрому волшебнику, но Гэмбон считал иначе.
Помимо нового директора Хогвартса актёрский каст пополнили мэтры британского и мирового кинематографа. Несравненный Гари Олдман появился в роли Сириуса Блэка, неузнаваемая Эмма Томсон перевоплотилась в профессора Сивиллу Трелони, а также Дэвид Тьюлис и Тимоти Сполл превратились на экране в Римуса Люпина и Питера Петтигрю соответственно.
С назначением Альфонсо Куарона на пост режиссёра Крис Коламбус не сошёл с корабля сразу. Он занял кресло продюсера фильма и присматривал за производством. Тем не менее третья часть претерпела немало изменений в сравнении со сказочными первыми двумя. Началось всё с того, что Куарон поручил троим исполнителям главных ролей написать эссе о своих персонажах.
На этом этапе стало ясно насколько идеально троица подходит на роли Гарри, Рона и Гермионы. Суть в том, что Эмма Уотсон написала 16 страниц глубокого анализа своего персонажа, Дэниэл Рэдклифф принёс скоромную одну страничку текста, в то время как Руперт Гринт даже не стал выполнять задание. На мой взгляд, ситуация как нельзя лучше описывает главных героев романа.
Съёмки фильма решено было по большей части проводить вживую, а не на территории студии с последующим наложением CGI-графики. Благодаря подобному решению Хогвартс стал более объёмным. Это отразится на всех последующих частях франшизы.
Можно заметить, что в первых двух частях замок преподносится зрителю, как набор отдельных локаций, вырванных из целого. В «Узнике Азкабана» Альфонсо Куарон полностью переработал подход к съёмке. Ранее Джоан Роулинг лишь схематично набросала для режиссёра расположение локаций замка, чтобы Коламбус и съёмочная группа понимали, что и где находится. Листочек с наброском стал картой для создателей.
Версия Альфонсо Куарона совершенно другая. Сразу бросается в глаза то, что хижина Хагрида и Гремучая Ива расположены в других местах, нежели в «Тайной комнате». Съёмки вживую помогли придать замку естественности, а новые декорации освежили картинку. Пролёты камеры без монтажных склеек из одной локации в другую наглядно показали зрителям, что и где находится.
Естественность замка — не единственное, что протолкнул Куарон в фильм. Выступающего на главной церемонии хора не было в книге, режиссёр уговорил Роулинг добавить сцену в картину. Точно также Альфонсо хотел поработать с актёром Уорвиком Дэвисом, но для профессора Флитвика не нашлось места в сценарии, поэтому мексиканец придумал роль дирижёра специально под Дэвиса. Так получилось, что в последующих фильмах образ Флитвика переосмыслили и оставили таким, каким он предстал в фильме Куарона.
Уникальная сцена с хором подарила зрителю очень запоминающуюся песню «Double Trouble», написанную Джоном Уильямсом специально для этого фрагмента. К слову, это последняя работа композитора для вселенной «Гарри Поттера».
После «Узника Азкабана» Уильямс покинет должность, что сильно отразится на музыке франшизы. Даже в третьей части мелодии претерпевают изменения в тон взросления, но пока что они всё такие же яркие и запоминающиеся, нежели в будущем.
Лучшей частью с точки зрения киноязыка фильм делают долгие планы без всяких склеек, плавные пролёты камеры через зеркала и окна. Альфонсо Куарон в своём фильме очень внимателен к деталям, к окружающему миру. Чего только стоит жираф, путешествующий по картинам на заднем фоне.
В «Узнике Азкабана» изменился подход к одежде героев. Во-первых, персонажи не всегда носят форму. Гардероб пополнили обычные футболки, джинсы и толстовки. Во-вторых, именно в третьей части актёрам разрешили носить форму факультетов Хогвартса как угодно. В кадре ученики заправлены, помяты, с галстуками и без, неряшливые и прилизанные. Подобное решение помогло добиться индивидуальности для каждого персонажа, мелькающего на экране.
Мир «Гарри Поттера» всегда был наполнен различными интересными существами. Касается это как выдуманных, так и реальных. И фильм Альфонсо Куарона по праву можно назвать самым «живым» во франшизе. Мало того, что для него специально разрабатывали дементоров в течение долгих месяцев, а на сооружение Клювокрыла ушло 4,5 месяца ручной работы с перьями, так в картине ещё снимались настоящие животные.
Крыса Рона, кот Гермионы, сова Гарри, а также бегемот, прячущий Полную Даму после нападения Блэка и корова в деревне Хогсмид — это живые существа. Конечно, в некоторых сценах, опасных для жизни зверюшек, их меняли на аниматронику или компьютерную графику, но во многих кадрах животные действительно принимали участие.
Кстати, о Хогсмиде, внимательные зрители, наверное, заметили, что декорации «Сладкого королевства» (название, конечно, подходящее, ведь сладости-то на площадке были настоящими) выглядят знакомыми. Дело в том, что это помещение уже принимало участие в предыдущих частях франшизы. В «Философском камне» комната была лавкой Оливандера, а в «Тайной комнате» её переделали в книжную лавку «Флориш и Блоттс».
Подобный трюк провернули и с кабинетом Дамблдора из второго фильма. В «Узнике Азкабана» помещение использовалось как локация для внепланового занятия Гарри по изучению Патронуса с профессором Люпином.
Отдельного упоминания достойна Карта Мародёров. За создание этого произведения искусства отвечала дизайнерская компания MinaLima, работающая с поттерианой по сей день. На сотворение карты ушло очень много времени, ведь разработать такую идею и заставить листы бумаги работать и разворачиваться как нужно — непростая задача. Мало того, если присмотреться к карте внимательней, то можно увидеть, что все «стены» сделаны из слов. Потрясающая работа.
На этих кофейных листах даже есть пасхалка. Когда Фред и Джордж впервые показывают Гарри принцип работы диковинной вещицы, то в кабинете директора Хогвартса можно заметить знакомую фамилию. Гостем Дамблдора в тот момент был Ньют Саламандер — автор учебников по уходу за магическими существами и главный герой фильмов «Фантастические твари».
Ранее упоминалось, что фильмы франшизы становятся темнее. Мир, казавшийся сказочным местом, оказывается совсем неидеальным. Борьба за власть, предательство ради собственной выгоды, недоверие и мрачные тайны. Выясняется, что маги не так уж сильно отличаются от маглов и тоже не лишены недостатков.
Однако все кинематографические достоинства картины не покрывают того факта, что это, возможно, одна из самых слабых частей в плане сюжета. Дело в том, что при написании романа Джоан Роулинг далеко зашла и добавила в сюжет злосчастный маховик времени, который в будущем совершенно никак не используется героями. Возникла сюжетная дыра, с последствиями которой писательнице придётся разгребаться на протяжении всех последующих романов.
«Знаков было предостаточно, мой скользкий друг, а намёков ещё больше»: Гарри Поттер и Кубок огня
Четвёртую часть фильмов о Гарри Поттере снова ждала смена режиссёра (представляете стресс актёров-детей, которые не так давно думали, что Крис Коламбус пройдёт с ними путь из семи фильмов целиком). Нет, Альфонсо Куарона не потеснили после его самодеятельности в «Узнике Азкабана». Наоборот, мексиканцу предложили и в дальнейшем занимать эту должность, дабы закончить подростковую историю во вселенной и плавно перейти к взрослому периоду.
К сожалению, Куарон ответил отказом, хоть и очень хотел продолжить работу над франшизой. Причиной ухода с поста режиссёра был график. Постановщик «Узника Азкабана» хотел до конца довести постпродакшен фильма, а после выхода начинать подготовку к съёмкам новой части. Студию такой расклад не устраивал, поэтому было принято решение о поиске нового кинорежиссёра.
Вновь встал вопрос: «Кто должен встать у руля франшизы?» Поначалу должность постановщика предложили М. Найту Шьямалану, которого ранее уже рассматривали в качестве кандидата на этот пост. Уж очень студии Warner Bros. нравилось «Шестое чувство». Однако молодой режиссёр ответил отказом.
В связи с этим обстоятельством снимать «Кубок огня» доверили Майку Ньюэллу. Несмотря на то, что изначальным условием было табу на участие в картинах актёров из других стран, кроме Соединённого Королевства, Ньюэлл стал первым британским режиссёром у руля франшизы. Наконец у фильмов по серии британских романов появился постановщик-британец.
После решения вопроса с тем, кто будет экранизировать четвёртый роман Роулинг, возникла новая проблема. Дело в том, что предыдущие три книги по объёму были не такие большие, как «Кубок огня». В первых трёх частях объём не превышал 350 страниц, в то время как количество страниц в четвёртом романе перевалило за 600. В связи с этим на обсуждение была вынесена надобность делить фильм на две части, иначе мог пострадать сценарий.
Действительно, хоть идею с разделением Джоан Роулинг забраковала, под ножницы попали многие моменты из книги. Так в картине напрочь вырезали семейство Дурслей, с которыми зритель привык начинать своё погружение в мир Гарри Поттера. До «Кубка огня» родственники юного волшебника появлялись в начале каждого предыдущего фильма. Есть версия, что семейство не попало в четвёртую часть, так как актёры не смогли договориться со студией по поводу гонорара.
Помимо Дурслей упоминания не удостоилась и «Гражданская ассоциация восстановления независимости эльфов» — организация, созданная на четвёртом курсе обучения в Хогвартсе Гермионой Грейнджер. Главной целью ассоциации являлось освобождение домовых эльфов от рабства и борьба за равные права с волшебниками для этих существ.
Возможно, создание организации не сильно значимое событие для сюжета, но подобный поступок Гермионы отлично раскрывает девушку, как волшебницу, которая при всей тяге к знаниям ни на мгновение не забывает об окутывающей волшебный мир несправедливости.
Откровенно говоря, люди, не читавшие книгу, даже представить не могут умопомрачительной шутки, касающейся ассоциации. Суть в том, что сокращённо организация читается по первым буквам как «ГАВНЭ», поэтому в моменте, где Гермиона даёт Гарри и Рону задание о распространении и агитации вступления других учащихся школы в ассоциацию, кто-то из парней говорит что-то вроде: «И как ты себе это представляешь? Мы будем ходить по Хогвартсу и говорить: «Поздравляем, быть теперь вам ребята в «ГАВНЭ». Так что ли?» (лучшее, что было в книгах, я считаю).
После минутки качественного юмора вернёмся к рассказу о создании «Кубка огня». Как бы много сценаристы не убрали, им всё равно необходимо было включить в картину множество новых персонажей таким образом, чтобы сюжет и хронометраж фильма смогли вместить в себя все важные события. Главной задачей было сохранить историю и не перегружать зрителя экранным временем.
Для достижения поставленной цели Майк Ньюэлл организовал семинары с актёрами. На подобных встречах новички могли познакомиться с теми, кто уже давно принимает участие во франшизе. Как-никак в «Кубке огня» появились Шармбатон и Дурмстранг, а это целый ворох новых лиц.
Не стоит забывать и о традиционном пополнении из звёздных лиц. Брендана Глисона до неузнаваемости загримировали для роли Аластора «Грозного глаза» Грюма. Шикарная Миранда Ричардсон примерила профессию журналистки, став Ритой Скитер. Ненадолго на экране мелькает Дэвид Теннант в образе Барти Крауча-младшего.
И, конечно, до превращения в вампира в «Кубке огня» дебютировал Роберт Паттинсон. Забавно, что на роль Седрика Диггори изначально пробовался и всеми любимый Супермен и Геральт — Генри Кавилл, но «ворнеры» предпочли дебютанта. В сражении за роль в «Кубке огня» Бэтмен обскакал Супермена. Извините.
Отдельно стоит сказать об актёре, появление которого на площадке стало целым событием. Точнее не самого актёра, а персонажа, которого он воплотил. Все понимали, что «Кубок огня» — это ещё один переломный фильм. Именно в четвёртой части начинают умирать персонажи. Но главное событие — воскрешение Тёмного Лорда. Роль Волан-де-Морта отошла Рэйфу Фаинсу. Главного антагониста даже не пришлось гримировать (ну почти). На лице Фаинса начертили точки, а лицо Тёмного Лорда сделали на компьютере.
На площадке режиссёр общался со всеми на равных, будь то взрослые или дети, расположив к себе таким образом весь каст. А при съёмке сцены драки близнецов Фреда и Джорджа, Майк Ньюэлл решил показать, как нужно драться в кадре и сломал ребро. Настолько британский постановщик погружался в работу.
Говорят даже, что первой реакцией режиссёра на Венгерскую хвосторогу был детский восторг. Дракона сделали в натуральную величину. У аниматроники размах крыльев составлял 4 метра, а в пасть ей засунули огнемёты. Конечно, при виде такого мужчина любого возраста будет в восторге. Представьте, почти настоящий дракон.
Грандиозным в четвёртом фильме была не только хвосторога, но и съёмки под водой. Второе испытание крайне трудно далось Дэниэлу Рэдклиффу. Актёру приходилось часами находиться в бассейне вместе с профессиональными ныряльщиками. За день съёмочная группа могла отснять только 10 секунд материала, а по окончании дайверы подарили Дэниэлу книгу «Ежедневные записи профессиональных аквалангистов» с персональными достижениями. Оказалось, Рэдклифф провёл под водой почти 42 часа, не считая тренировок и подготовок к съёмкам.
Как упоминалось ранее в «Кубке огня», поменялся композитор. Джон Уильямс ушёл с должности, так как не смог принять участие из-за занятости в других проектах. Его место занял Патрик Дойл. Музыка в четвёртой части становится менее магической и больше походящее на реальную. Данное решение попадает в тон картины, ведь сказка кончилась, но мелодии уже не так запоминаются зрителю. Может из-за смены композитора, может по причине отказа от волшебных мотивов. Кто знает. В любом случае из саундтрека Дойла выделяется разве что песня рок-группы, которая была нещадно вырезана из театральной версии картины.
Как итог, зрители «Кубка огня» получили хороший фильм, но с недосказанностью, неканоничным Дамблдором в исполнении Гэмбона и блеклой музыкой, зато с Волан-де-Мортом, красивейшим Святочным балом, грандиозными подводными съёмками и почти настоящим драконом. Вот такой вот подростковый период выдался у франшизы «Гарри Поттера». Альфонсо Куарон и Майк Ньюэлл навсегда вписали свои имена в киновселенную, а дальше серию фильмов вновь ждал новый этап.