«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс

Третья часть материалов о вселенной Гарри Поттера. Рассказываем о четырёх картинах, которые снял Дэвид Йейтс и завершаем повествование об основных фильмах саги.

Третья часть материалов о вселенной Гарри Поттера. Рассказываем о четырёх картинах, которые снял Дэвид Йейтс и завершаем повествование об основных фильмах саги.

Это третья часть материала. Узнать, что было раньше, можно по ссылкам на первую и вторую части.

«А он любит поиграть… Хитрый, быстрый пупсик»: Гарри Поттер и Орден Феникса

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс

Взрослый период франшизы «Гарри Поттер» вновь начался со смены рулевого (казалось бы, это же не должность профессора защиты от Тёмных искусств). Майку Ньюэллу, подобно Альфонсо Куарону, предлагали продолжить работу, но постановщик отказался. Причиной послужили рамки и правила со стороны Warner Bros., не дававшие, по словам самого Ньюэлла, творческой свободы. Кинорежиссёр не мог развернуться без ведома «ворнеров» и контроля с их стороны. За весь период франшизы собственные идеи смог протолкнуть лишь мексиканец Куарон. Может быть, по причине самых низких сборов «Узника Азкабана» среди картин основной серии, дальнейшие вольности пресекались. Кто знает?

Должность нового постановщика вновь досталась британцу. За экранизацию пятой книги отвечал Дэвид Йейтс. На 2007 год кинорежиссёр не был известен широкой публике. Его портфолио состояло из пары комедий, нескольких сериалов и короткометражек, но студию ничуть не смущал малый послужной список. Ставка была сделана, и сегодня Йейтс известен миру, как бессменный режиссёр фильмов вселенной, начиная с «Ордена Феникса».

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Дэвид Йейтс, Дэниэл Рэдклифф и Эмма Уотсон на съёмках «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)

Смена рулевого не единственное изменение в составе создателей. Пятая часть о Мальчике-Который-Выжил стала единственной лентой, для которой не адаптировал сценарий Стивен Кловз. Постоянному сценаристу никак не давалась адаптация романа, поэтому Кловза заменил Майкл Голденберг. Как новому лицу в дуэте с Джоан Роулинг удалось справиться с работой, мнение спорное, но лично для меня по сей день немыслим парадокс, созданный пятой частью. Хоть заколдуйте, не понимаю, каким образом самая объёмная книга серии могла превратиться в самый короткий фильм франшизы.

Под ножницы попало невероятно много материала, от чего картина явно потеряла, а не выиграла. Говорят, причиной послужил провал в прокате «Грайндхауса» Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Мол, зритель не готов ходить на фильмы длительностью в три часа или около того. Если подобные слухи правдивы, то это максимально глупая причинно-следственная связь со стороны WB. Одно дело авторский трёхчасовой фильм, специально стилизованный под картины категории «Б» семидесятых годов, а другое ожидаемый коммерческий проект, адаптирующий роман с миллионами фанатов по всему Земному шару и изначально настроенный на успех в прокате. Стремление лишь к деньгам никогда не играло добрую шутку, а с «ворнерами» и их контролем, так и подавно (вспоминаем шикарную киновселенную «ДиСи»). Выходит, очередной минусик в копилку.

Но вернёмся к «Ордену Феникса». Картины взрослого периода становятся мрачнее. Зритель понимает, зло лишь набирает силу. Опасность только приближается, но никак не на пике. Затрагиваются более серьёзные темы. Например, потеря близких, пропаганда СМИ, политика. Конечно, киноленту не без оснований критикуют за слишком порезанный сценарий. Перед авторами стояла задача передать скелет основного сюжета, раскрыть его и не потерять атмосферу фильма, а второй план (простите за тавтологию) уходил на второй план. Миссия выполнена, но какой ценой?

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Имельда Стонтон в образе Долорес Амбридж

Традиционное пополнение актёрского состава в пятой части впечатляет. Дэвид Йейтс взял Имельду Стонтон на роль Долорес Амбридж, что вызвало бурю положительных эмоций фанатов. По словам многих, актриса просто идеально подходит своему персонажу. Трудно, конечно, расценивать подобные высказывания за комплемент (Имельду как раз это задевало), но невозможно не согласиться. Стонтон на экране вызывает ровно те эмоции, которые раскрывают Амбридж. Правда, шикарно получилось.

Ещё каст пополнился просто невероятной и многими любимой Хеленой Бонем Картер. Перевоплощение в Беллатрису Лестрейндж близко к ста процентам. Любимица Тима Бёртона наравне с Имельдой Стонтон подошла на роль почти идеально. Думаю, немногие осмелятся поспорить с этим фактом. Изначально безумную волшебницу должна была играть Хелен Маккрори, но не смогла и появилась лишь в следующей части, примерив образ Нарциссы Малфой, матери Драко.

«Орден Феникса» на самом деле не только новый возрастной этап франшизы, но и новый этап в плане производства. В Голливуде стремительно развиваются компьютерные технологии. Съёмки вживую гораздо чаще заменяет зелёный экран. Раньше создатели тщательно подготавливали места, реквизит, декорации, а в пятой части почти всему на смену приходит графика. Если фестралов создавали всё ещё в полный рост с помощью аниматроники, то сцена в Отделе тайн Министерства магии Британии целиком выполнена на компьютере.

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Хелена Бонем Картер в роли Беллатрисы Лестрейндж

Дэвид Йейтс принимает бразды правления и отдаёт предпочтение последнему слову техники, нежели созданию уютной атмосферы с помощью декораций, реквизита и натуральных съёмок. Отражается подобная компьютеризация и на музыке. Новый композитор Николас Хупер при создании саундтрека больше пользовался компьютером, нежели записью живых инструментов с оркестром. С одной стороны фильм выигрывает благодаря цифровизации, ведь мы получили шикарное сражение двух величайших волшебников, а с другой теряется некоторая частичка атмосферы вселенной. Зритель понимает, что заканчивается не только детство героев, но и сказочное фэнтези времён первых частей больше не появится на экране. Отныне наступают тёмные времена, и в фильмах нет места беззаботности Криса Коламбуса. На смену пришли экшен, драма и, местами, боевик в волшебном мире посредством заклинаний.

«Вы смеете использовать мои же заклинания против меня, Поттер?»: Гарри Поттер и Принц-полукровка

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс

Предпоследняя книга серии была экранизирована аж через два года, после выхода «Ордена Феникса». Между пятой и шестой частью самый длинный временной промежуток. Дэвид Йейтс с удовольствием согласился взяться за продолжение. На этом моменте «проклятие должности постановщика» завершилось. Правда, у картины был и второй режиссёр, страховавший Йейтса и снимавший некоторые сцены.

Также к написанию сценария вновь вернулся Стивен Кловз, что помогло картине вернуться на прежний уровень в плане адаптации. Хоть в урну неизбежно летели некоторые главы и моменты из книги, но при просмотре всё равно чувствуется, что дуэт сценаристов старается максимально сохранить второстепенный план, не повредив и не смазав главную сюжетную линию.

Актёрский каст пополнили вышеупомянутая Хелен Маккрори и Джим Бродбент в роли нового преподавателя зельеварения профессора Горация Слизнорта. Отдельного восхищения среди актёров шестой части достойна Мэгги Смит (профессор Минерва МакГонагл), так как у неё во время съёмок обнаружили рак. Актрисе предлагали прервать работу и заняться здоровьем, но она смело завершила свои съёмки, а уже после начала проходить лечение.

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Дэвид Йейтс, Руперт Гринт, Дэниэл Рэдклифф, Эмма Уотсон и Джим Бродбент на съёмках «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2009)

Дэвид Йейтс решил неизменно следовать своему стилю, поэтому «Принц-полукровка» ещё больше наполнен экшеном, беготнёй и динамикой. Монтаж фильма больше не приемлет сцены без склеек, а-ля Куарон. Франшиза неизбежно близится к завершению, о чём зрителю говорят холодные и мрачные тона, господствующие на экране. Нас медленно готовят к финальному шагу. Языки пламени охватывают Нору в начале фильма, показывая зрителям, что Тёмный Лорд готов уничтожить всё дорогое для Гарри. Хижина семейства Уизли была для Поттера вторым домом, что придаёт сцене драматизма.

Второй момент, показывающий, насколько тёмные силы могущественны в данный момент, — это, конечно, смерть Дамблдора. Сцена невероятно сильная. Она впечатывается в память надолго. Падение с башни и единодушное поднятие волшебных палочек к небу, дабы прогнать Чёрную метку под единственную запоминающуюся из картины мелодию. За две части Николас Хупер создал лишь один западающий мотив, и то картинка играет важную роль. Момент крайне драматичный, поэтому и саундтрек въедается в память. Одно без другого не сработало бы так успешно.

Мотив The Killing Of Dumbledore, сочинённый Николасом Хупером

Между двумя драматическими сценами фильм наполнен множеством гэгов. Не знаю, было ли ещё хоть в одной части столько юмора (уместного и не очень). Интересно, почему лишь предпоследняя часть удостоилась подобного хода? Порой складывается впечатление, что это истерический смех перед лицом неизбежных тёмных времён.

«Принц-полукровка» не оставил зрителя без удивительных моментов. К примеру, очень ценная часть картины — воспоминания Волан-де-Морта и дополнительные занятия Гарри вместе с Дамблдором. Встречи директора с Поттером раскрывают их отношения наставника и подопечного. Профессор раскрывает Гарри тайны и взваливает на его плечи серьёзную миссию по уничтожению крестражей. Единственный шанс сил добра одержать победу. Мальчик-Который-Выжил узнаёт, почему именно он Избранный.

Параллельно с этим Дамблдор показывает юному Поттеру воспоминания, некогда принадлежавшие Тёмному лорду. Зритель узнаёт совершенно другую сторону Того-Кого-Нельзя называть. На экране лишь необычный ребёнок. Да, в нём есть что-то тёмное, но профессор видит необычного юношу, способности которого нужно направить в правильное русло. Персонаж Волан-де-Морта наконец раскрывается, но не до конца. Дело в том, что опять же многие воспоминания из книги попали под суровые сценарные ножницы.

Фильм Дэвида Йейтса представляет не так много воспоминаний и дополнительных занятий, как в первоисточнике. Обидно, но поделать нечего. При желании можно найти вырезанные сцены картины (таких сцен за восемь частей невероятно много, ведь наберётся минимум час (!!!) хронометража, если собрать их в один ролик) и посмотреть немного лучше на отношения Гарри и Дамблдора. К сожалению, сцен с воспоминаниями Волан-де-Морта просто не снимали. В любом случае в финале «Принца-полукровки» зрители понимают, что до развязки остаётся совсем чуть-чуть. Мрак поглотил франшизу, а значит война не за горами.

Некоторые, но не все (!!!) вырезанные сцены из франшизы

«Я видел твоё сердце, и оно — моё!»: Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 1

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс

Финал саги студия разбила на две части, оправдывая выбор тем, что начиная с «Кубка огня», картины были очень сильно урезаны и скомканы, в урну летела куча материала. В связи с подобными обстоятельствами, заключение должно получиться цельным и не оставить у зрителей повода для чувства неполноценности и недосказанности. Ну, и конечно же финансовая составляющая, куда же без неё? Команда создателей понимала всю эпичность финала киновселенной. Роулинг не одобряла идею, но доводы о выигрыше обоих сторон убедили писательницу. Фанаты получают две полноценные части и немного продлевают момент неизбежного конца любимой франшизы, а Warner Bros. (и Роулинг, соответсвенно) получают больше денег от проката и работают над сценарием более гуманно, нежели к предыдущим трём картинам.

Дэвид Йейтс приступает к съёмкам обоих частей «Даров смерти» одновременно, отказавшись от второго режиссёра из «Принца-полукровки». Постановщик зарекомендовал себя перед студией и «ворнеры» решили, что менять рулевых больше не стоит, хотя изначально работу над финалом саги хотели предложить М. Найту Шьямалану и Гильермо дель Торо.

Параллельная работа сразу над двумя картинами дала возможность выпустить в прокат их с совершенно незначительным перерывом. «Дары Смерти: Часть 1» вышли в ноябре 2010 года, а второй фильм можно было посетить через несколько месяцев, а именно летом 2011. Разбив книгу на две картины, Дэвиду Йейтсу стало гораздо проще снимать. Сценарий, написанный очередной раз дуэтом Кловз-Роулинг, мало что выкидывал из фильма, поэтому больше шансов, что фанаты примут финал теплее предыдущих экранизаций с Йейтсем у руля.

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Дэвид Йейтс и Дэниэл Рэдклифф на съёмках «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 1» (2010)

Актёрский каст «Даров Смерти» особо не пополнялся. Новички появились в основном в небольших ролях. Билл Найи ненадолго возглавил Министерство магии в образе министра Руфуса Скримджера, сын Брендана Глисона (Аластор «Грозный глаз» Грюм) Донал Глисон пополнил семейство Уизли в лице Билла, ранее не появлявшимся на экране, а Рис Иванс сыграл чуть более значительную роль Ксенофилиуса Лавгуда, отца Полумны.

Хоть пополнение не такое внушительное, нежели прежде, но зато в картине появляются многие знакомые персонажи. Флёр Делакур, мадам Максим, Римус Люпин, Нимфадора Тонкс, Долорес Амбридж и другие. Даже Добби вновь привлекает внимание зрителей (хотя в книгах домовой эльф не пропадал после «Тайной комнаты» так надолго). Именно в этой части зритель понимает, что персонажей не забывают, ведь все они являются частью волшебного мира «Гарри Поттера».

Отдельного упоминания, мне кажется, удостоен Уорвик Дэвис. Не зря с ним хотел поработать Альфонсо Куарон, ведь он очень универсальный актёр. По сути, Дэвис воплотил аж четверых разных персонажей на экране. Правда, в итоге получается, что героев всего два, просто каждый подвергся переосмыслению образа. Поначалу Уорвик Дэвис подарил свой голос Крюкохвату — главному гоблину банка «Гринготтс» (роль в «Философском камне» исполнил Верн Тройер) и воплотил в первом фильме декана факультета Когтевран Филиуса Флитвика, а к «Дарам Смерти» актёр сам преобразился в Крюкохвата и после «Узника Азкабана» неизменно представал в переработанном образе Флитвика.

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Уорвик Дэвис в роли Крюкохвата под слоями грима

Заметно, что к съёмкам финала Дэвид Йейтс подошёл серьёзнее предыдущих картин. Все осознавали масштаб и ответственность, поэтому подготовка отображалась во многих деталях. Начиная с того, что для сцены уничтожения крестража было изготовлено 40 версий медальона Салазара Слизерина, и заканчивая архитектурными декорациями Министерства магии, вдохновлёнными Сталинской эпохой. Наступили тёмные времена, а в период правления вождя-тирана жизнь была точно такая же. Параллели с боязнью имени, культом личности, доносами, политическими преследованиями, ссылками и репрессиями, я думаю, настолько прозрачны и очевидны, что не стоит слишком о них распинаться.

Так вот, декорации главного органа правления магов отдают Советским Союзом. Буква «М» напоминает логотип метро, а находится министерство как раз под землёй (художник-постановщик Стюарт Крэйг признавался, что черпал вдохновение с нашей Родины). Горельеф скульптуры в холле вдохновлён работой Ивана Шадра «Борьба с землёй», а возвышается на монументе переработанный памятник «Рабочий и колхозница». Видите, как удачно, что наши предки пережили такие страшные времена при Сталине, чтобы в будущем срез эпохи отразился в «Гарри Поттере», как самое чистое и настоящее зло. Победа, не иначе.

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Билл Найи в образе министра Руфуса Скримджера

Среди прочего у Дэвида Йейтса и команды ушла неделя на съёмки операции «Семь Поттеров». Невероятно сложная работа проделана Даниэлом Рэдклиффом во время перевоплощения других персонажей в Гарри. Актёру пришлось изучить и копировать каждого героя, обращавшегося в него, чтобы сцена выглядела максимально реалистично и естественно. Сначала Рэдклифф отыграл Поттера, затем каждого поочередно, а остальное сделали с помощью компьютерной графики. Потрясающая сцена.

Вообще, «Дары Смерти: Часть 1» самый настоящий роуд-муви с беготнёй и перестрелками заклинаний (любит же их Дэвид Йейтс), но картина не перестаёт следовать идеалам, заложенным с самого начала. Это всё ещё кино про дружбу, любовь и борьбу добра со злом. Смесь цифровых технологий, толкового сценария, отличной подготовки к работе над картиной (например, чтобы снять сцену с Нагайной в Годриковой впадине создатели долгое время изучали поведение змей) и уместное разделение на две части превратили фильм в хорошую первую главу финала основной саги.

«Гарри Поттер… Мальчик, который выжил, пришёл умереть»: Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс

За несколько месяцев до десятилетнего юбилея «Философского камня» мир увидел грандиозный финал любимой саги о юном (уже не совсем) волшебнике. Дэвид Йейтс подарил самый настоящий праздник фанатам. Некоторые зрители выросли вместе с троицей героев, но ничего не может длиться вечно (даже жизнь Волан-де-Морта). Сборы киноленты отлично отражают насколько люди ждали завершения истории («Дары Смерти: Часть 2» — первый фильм саги, покоривший отметку в миллиард долларов). Забавно, что «Дары Смерти» сценарно разбили на разные временные промежутки. Действия первой части охватывают почти весь учебный год, начиная с лета, а вторая картина повествует лишь о нескольких днях.

Пополнять ряды актёров к последней части почти не было необходимости. На экране в основном уже знакомые зрителям лица. Разве что Киран Хайндс был записан в ряды семейства Дамблдоров, став братом Альбуса, Аберфортом и Келли Макдональд сыграла дочь-призрака основательницы факультета Когтевран, Елену Когтевран. Правда изначально на роль Серой Дамы рассматривали Кейт Уинслет, но не срослось.

Также очень маленькую роль жены Драко Малфоя в эпилоге сыграла актриса Джейд Гордон, являющаяся на момент работы над «Дарами Смерти» девушкой Тома Фелтона. Актёр настоял на подобном решении со стороны студии. К слову, среди актёрского каста были не только пополнения, но и потери. Джейми Уэйлетт, исполнявший Крэбба, не принимал участие в съёмках. Честно говоря, трудно сниматься, когда тебя осудили на два года за хранение наркотиков и участие в уличных беспорядках.

«После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дарах Смерти: Часть 2» (2011)

Финал саги наполнен событиями. За несколько экранных дней разворачивается кульминация, к которой всё шло целых 10 лет (7 книжных-фильмовых). В Битве за Хогвартс принимало участие 400 Пожирателей Смерти и егерей. Подобным масштабом в саге может похвастаться лишь сцена в Большом зале того же фильма, где присутствует 400 детей и преподаватели. Вообще финальное сражение кишит персонажами. Из неё были нещадно удалены множество фантастических зверей, но добавлены камео некоторых персонажей, например, Оливера Вуда, появляющегося ненадолго в кадре, или учеников, окончивших Хогвартс в прошлые годы. Жаль, конечно, вырезанных союзников-существ, ведь в книге в финальном сражении принимали участие Клювокрыл, домовые эльфы во главе с Кикимером, кентавры, фестралы и даже Грох с Пивзом. Вот бы посмотреть на это.

В угоду фильму Дэвид Йейтс и команда многие идеи Гарри раскидали по другим персонажам фильма (так делали и раньше, но обычно идеи переходили от второстепенных персонажей к главным, а не наоборот). К примеру, на мысль про Серую Даму Поттера наталкивает Полумна, а после разговора с привидением Избранному даже не приходится напрячься и вспомнить, как злосчастной диадемой он пометил манекен с тайником, содержащим учебник Принца-полукровки. В «Дарах Смерти: Часть 2» у волшебника есть крестражное (паучье) чутьё, помогающее найти диадему Кандиды Когтевран.

Очередное изменение настигло и последний разговор Снегга с Тёмным Лордом. В книге диалог состоялся в стенах Воющей хижины внутри Гремучей ивы, тогда как в фильме Дэвид Йейтс, с разрешения Роулинг, поменял место на лодочный сарай. Натравив на Северуса змею Нагайну, Волан-де-Морт покидает место преступления, а профессор передаёт свои воспоминания Поттеру, дабы Гарри взглянул на истинное лицо убийцы Дамблдора.

В сцене воспоминаний играет последняя из трёх запоминающихся мелодий, после ухода Уильямса с должности композитора. Опять, думается, решающую роль сыграла картинка. Трудно не запомнить мотив, когда на экране столь душераздирающие события. Перед Патриком Дойлом («Кубок Огня»), Николасом Хупером («Орден Феникса» и «Принц-полукровка») и Александром Деспла (обе части «Дары Смерти») стоял выбор: делать собственную музыку или пытаться стилизовать под Джона Уильямса, создавшего узнаваемые лейтмотивы в первых трёх фильмах. Конечно, каждый выбирал первый вариант, от чего саундтрек каждого меркнет на фоне «мастера лейтмотивов». Как итог, трое композиторов, работавших над франшизой в разное время, смогли наскрести в сумме три запоминающихся мелодии. Скудновато. Интересно, почему «ворнеры» предпочли услуги Александра Деспла, если Уильямс хотел вернуться к работе над «Дарами Смерти»?

Мотив Severus and Lily, сочинённый Александром Деспла

После грандиозного финала киноэпопеи от Дэвида Йейтса зрители на несколько лет забыли о волшебном мире Гарри Поттера, но студия Warner Bros. понимала потенциал магической вселенной, поэтому с «Дарами Смерти» закончилась лишь основная история. Жажда заработать на зрительском интересе к полюбившемуся миру заставили «ворнеров» и Джоан Роулинг открыть новую страницу в киновселенной.

Продолжение здесь.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Маски сорваны. Рекап 6 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь»   Предыдущий пост Маски сорваны. Рекап 6 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь»  
«Человек-паук: Нет пути домой» — тот самый капустник, который все так ждали Следующий пост Обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой»: фан-сервис окончательно победил

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *