Макото Синкай: почему «нового Миядзаки» пора называть просто гением японской анимации

Макото Синкай: почему «нового Миядзаки» пора называть просто гением японской анимации

Голос нового поколения в японской анимации, автор нескольких из самых кассовых аниме в истории, человек, который простым языком говорит о сложных эмоциях, — всё это Макото Синкай. Попробуем разобраться, чем цепляет его творчество и почему он не второй Хаяо Миядзаки.

Макото Синкай — это имя уже давно синоним качественной анимации для многих поклонников японского кино. Он заслуженно носит титул «главного романтика аниме»: вот уже более десяти лет его произведения разбивают и одновременно исцеляют сердца зрителей по всему миру. Скромные истории о первой любви, неловкости подростковых чувств и попытках найти себя в быстро меняющемся мире — всё это подается с фирменной меланхоличной нежностью, но при этом выглядит безупречно благодаря перфекционизму режиссёра.

От подростковых переживаний к мировой славе

Режиссёр не раз признавался, что именно подростковый опыт вдохновляет его больше всего. Он до сих пор помнит те счастливые и одновременно мучительно неловкие мгновения, связанные с симпатией к однокласснице. Спустя годы, этот личный эмоциональный багаж помогает ему создавать искренние, правдивые истории:

Я не могу сказать подросткам, как им жить, потому что сам до сих пор помню, какие чувства я испытывал в их возрасте.

Макото Синкай "Твое имя"
Макото Синкай на премьере фильма «Твоё имя»

Чувствуется, что режиссёр действительно «говорит» со зрителем на одном языке, поэтому его персонажи получаются такими достоверными. Сюжеты — на первый взгляд простые и без грандиозных поворотов — глубоко трогают и остаются в памяти надолго.

Синкай и Миядзаки: сравнения неизбежны или преувеличены?

Когда речь заходит о философском и меланхоличном аниме, сравнений с Хаяо Миядзаки не избежать. Ведь именно Миядзаки и студия Ghibli в целом задали стандарт и сформировали широкое представление о японской анимации на Западе. Если взглянуть на творчество обоих режиссёров поверхностно, сходства действительно есть: любовь к природе, акцент на визуальной выразительности и глубокое раскрытие эмоций персонажей.

Однако методы создания их удивительных миров различаются. Синкай изначально пришёл в анимацию из игровой индустрии и много работал с компьютерной графикой. Ему принадлежат безошибочно узнаваемые пейзажи с гиперреалистичными облаками и проносящимися поездами, а также приёмы, заимствованные из художественного кино (например, характерные «блики» на линзах камеры). Миядзаки же стремится к минимальному использованию CGI и до сих пор предпочитает кропотливый ручной труд — каждая сцена прорабатывается буквально по кадру.

«Сад изящных слов» аниме
Кадр из фильма «Сад изящных слов»

Журналисты и поклонники часто задаются вопросом, не станет ли Синкай «приемником» Миядзаки, когда тот окончательно покинет индустрию. Однако многие критики сходятся во мнении, что талант постановщика заслуживает отдельного признания, а не статуса «второго кого-то».

Его частенько называют «новым Миядзаки». Думаю, что это отчасти логично звучит, тем не менее Синкай должен стоять в одном ряду с создателем «Унесённых призраками», а не быть его приемником и заменой. Всё-таки его самые сильные проекты выходили, когда мастер ещё не ушёл на пенсию. У них обоих, что не аниме, то шедевр, поэтому он не «новый» и не «второй» Миядзаки, а такой же невероятно сильный аниматор, создающий впечатляющие работы и достойный собственных лавров.

Евгений Белоусов, автор портала «После Титров»

Сам Макото не скрывает, что восхищается мэтром, но считает неправильным ориентироваться на звание «второй Миядзаки»:

Он гений со своим неповторимым стилем. Но ты не можешь стать Миядзаки, можешь быть только вторым Миядзаки — а это не то, к чему стоит стремиться.

«Пять сантиметров в секунду» и магия простых историй

Одна из самых известных работ Синкая — «Пять сантиметров в секунду». Казалось бы, набор коротких эпизодов без претензий на масштабность, но эта история о невысказанных чувствах и вынужденной разлуке поразительным образом сочетает гиперромантизированную атмосферу с жёстким реализмом.

Макото Синкай умеет забраться в голову и душу, достать оттуда самые счастливые и печальные моменты и превратить их в нечто прекрасное. «Пять сантиметров в секунду» тому самое большое подтверждение — прошло уже много лет, а я не могу выкинуть историю Такаки и Акари из головы.

По сути эта его картина — это просто набор историй, которые не представляют собой ничего монументального. Однако маленькая трагедия двух подростков, которые были вынуждены расстаться и не нашли в себе силы, чтобы снова сблизиться, является одновременно безумно романтизированной и реалистичной. Я не знаю, как у него это получилось.

Простые истории о простых людях тоже нужно уметь рассказывать. Я всегда ценила Синкая за то, как он умеет быть искренним и честным на экране — и как эту способность он не потерял с годами. Для меня это главная причина, по которой его имя на постерах для меня до сих пор является знаком качества.

Варвара Ульяненок, автор портала «После Титров»
5 сантиметров в секунду Макото Синкай
Кадр из фильма «5 сантиметров в секунду»

Евгений Белоусов подчёркивает умение Синкая мастерски смешивать магический реализм с бытовыми сюжетами:

Творчество Макото Синкая очень цепляет своей сентиментальностью и необычностью. Мне нравится, как режиссёр непринуждённо смешивает повседневность и магию. Рассказывает истории подростков с их проблемами и поиском места в мире, а также с их чистой и непорочной любовью, которая зачастую выводит зрителя на слёзы.

Почему Макото Синкай — это знак качества

  1. Синкай не боится показывать уязвимость героев, их первые робкие чувства и разочарования. От этого его истории находят отклик у самой широкой аудитории.
  2. Его стилистика легко узнаваема: детально прорисованные задние планы, гиперреалистичные городские пейзажи и облака, а также мягкая игра света, придающая кадрам особую глубину.
  3. Долгое время Синкай работал буквально в одиночку над своими проектами, что говорит об огромной самоотдаче и умении доводить идеи до совершенства.
  4. Повседневная жизнь в его фильмах тесно переплетается со сказочными элементами, что позволяет наблюдать волшебство, сокрытое в обыденности.
Твоё имя Макото Синкай
Кадр из фильма «Твоё имя»

Если вы ищете аниме, которое одновременно ранит и исцеляет душу, картины Макото Синкая — идеальный выбор. Будь то знаменитое «Твоё имя», проникновенный «Сад изящных слов», который сейчас можно застать в повторном прокате, или любая другая его лента, вы непременно окунётесь в яркие эмоциональные переживания и, возможно, найдёте отклик собственным воспоминаниям и чувствам.

«В японской индустрии анимации существует большой идеал — это Хаяо Миядзаки. Но нельзя им стать, можно только найти свой путь», — говорит сам Синкай. И, судя по успеху его работ, он давно идёт по этому пути уверенно и самобытно.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
Раскаты грома вдалеке едва слышны: рецензия на аниме «Сад изящных слов» Previous post Рецензия на аниме «Сад изящных слов»: раскаты грома вдалеке едва слышны
10 лучших сериалов 2024 года по версии редакции «После Титров» Next post «Пацаны», «Дрянь» и ещё 8 лучших сериалов Amazon Prime Video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *