«Остров» (1973)
О чем: история Робинзона Крузо ХХ века. Ценность жизни против ценностей материальных.
Необычный представитель в данной подборке. Во-первых, перед вами короткий метр, во-вторых, возрастное ограничение мультфильма «6+». Но все это – условность, поскольку мультфильм за 9 минут доносит взрослым пугающую реальность капиталистического мира. Мира, где главное нахапать, купить, освоить, показаться и завоевать. Мира, где простой человек одинок и не важен, а истинные ценности разделит редкий человек.
Зачем смотреть: злободневная притча создана гениальным советским режиссером Федором Хитруком («Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», «Винни Пух», «Дарю тебе звезду») и заслужила «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм в Каннах в 1974 году.
«Будет ласковый дождь» (1984)
О чем: зарисовка о ядерной зиме в 2027 году.
«И весна встретит новый рассвет, не заметив, что нас уже нет», — такими словами заканчивается следующий представитель недетской анимации советского периода. Короткометражный мультфильм Назима Туляходжаева при помощи футуристичных образов похлеще любого фильма-катастрофы описывает возможное будущее человечества, если люди не задумаются о своих действиях. И поверьте, горсти пепла в кровати – убедительный аргумент.
Зачем смотреть: чтобы оценить органичное пересечение постапокалиптического будущего, описанного Брэдбери, с видением такового советскими киноделами.
«Вальс с Баширом» (2008)
О чем: бывший солдат пехоты Армии обороны Израиля Ари Фольман встречается с армейским товарищем. Тому снятся кошмары с эпизодами временем войны. Фольман же понимает, что в памяти ничего о страшном периоде не осталось, кроме одного эпизода. Фольман начинает посещать связанных с этими событиями людей, чтобы все вспомнить.
Область неизвестности охватит главного героя и зрителя: Фольман не помнит произошедшего, а зритель не знает. Поэтому сеанс психотерапии пройдет по обе стороны экрана. Анимация, с наложенными сверху героями на статичный или полустатичный фон, создает послабления как в визуальном, так и в документальном плане. Но даже отступление от игрового формата кино не служит эмоциональным щитом в те моменты, когда зритель вынужден смотреть на детское личико под грудой камней под проникновенный аккомпанемент Макса Рихтера. Мультфильм построен на метафорах, среди которых выделяется линия женщина-мать-Родина.
Зачем смотреть: в основе ленты, рисованной в документальном жанре, лежит реальная история ветерана Ливанской войны 1982 года. Первый мультфильм в истории мирового кинематографа, номинированный на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«Иллюзионист» (2010)
О чем: Шотландия конца 1950-х. Иллюзионист встречает девушку Элис, которая убеждена, мужчина – истинный волшебник.
Удивительно тонкое кино Сильвена Шоме о человеческих взаимоотношениях. Драматургия строится вокруг реальности, которая кроется за визуальной магией фокусов. Рассуждения о цене «волшебства» обычного человека придают минорный тон повествования всей картине, которая при этом полна красок, комичных моментов и обаяния. Пронзительно и до мурашек Шоме описывает место иллюзий в мире настоящем. И эта картина – графически бесподобный холст, где чудеса есть непременный атрибут жизни, но которые накрепко связаны с взрослением.
Зачем смотреть: если вы фанат нестандартной анимации, проникновенных историй и мультфильма «Трио из Бельвилля».
«Аномализа» (2015)
О чем: писатель Майкл Стоун не может контактировать с людьми. Психическое заболевание заставляет его во всех видеть одного и того же мужчину. Но однажды он встречает девушку Лизу, которая выходит за рамки его восприятия действительности.
Средства на создание мультфильма собирали через сайт kickstarter.com. Изюминка повествования – кукольная анимация, через которую передается замкнутость личного кино. Зритель будто помещен в голову мизантропа, видя и слыша все его глазами. Зажатость главных героев дополнительно скована образами кукол. В этом есть некое очарование и в особенно пикантные моменты – неловкость. Банальная история о командированном мужчине превращается в глубокую историю о надежде встретить любовь всей жизни.
Зачем смотреть: ради смелого слияния кукольной анимации и раскрепощенного сюжета «18+».
«Добытчица» (2017)
О чем: история девочки Парваны, которая становится бача-пош после того, как ее отца отправили в тюрьму талибы за хранение запрещенной литературы. Парвана пытается прокормить семью, в которой, не считая маленького брата, не осталось мужчин, и вызволить отца из тюрьмы.
Переложение на экран одноименной книги Деборы Эллис подробно раскрывает политические проблемы Афганистана. Поверхностно картину режиссера Норы Туми можно сравнить с диснеевской «Мулан», но вы не найдете в «Добытчице» драконов в пальто и влюбленных генералов. Из рутинной жизни народа, разобщенного безграмотностью и религией, из пугающей реальности, где за детьми бегают с автоматом и где не зазорно не уметь читать, зритель может сбежать только в рассказанную героями сказку, пунктирно проходящую через весь мультфильм. Сказку, доказывающую, на что способна сила воображения.
Зачем смотреть: чтобы проникнуться художественным стилем ирландской компании Cartoon Saloon.
«Знаешь, мама, где я был?» (2017)
О чем: зарисовки из жизни десятилетнего Резо Габриадзе. Послевоенное время, в котором соседствуют реальность и детские фантазии. Полнометражная картина, созданная по рисункам художника, наполнена самыми необычными персонажами.
«Знаешь, мама, где я был?» — хоть и документальное в некотором смысле, но все же очень личное кино. Мультипликационные зарисовки создают прочный информационный тандем из несовместимых на первый взгляд жанровых компонентов. С одной стороны зритель, подобно самому маленькому Резо, видит послевоенный Кутаиси во всех мельчайших подробностях, а с другой – окунается в атмосферу детской непосредственности, полной вымысла.
Зачем смотреть: возможность прикоснуться к личности Резо Габриадзе через творческое наследие знаменитого художника и сценариста.
«Бунюэль в лабиринте черепах» (2018)
О чем: байопик посвящён истории съёмок Луисом Бунюэлем документального фильма «Лас-Урдес. Земля без хлеба».
Сальвадор Симо выбрал один из самых ярких фрагментов жизни Луиса Бунюэля. Действо напрямую связано с пониманием сущности режиссера и его глубинных проблем. Картинка, парадокс, становится главным и одновременно абсолютно побочным объектом восприятия. Непретенциозная графика, проникающая в сюрреализм кончиками кошмаров героя, нарезка фрагментов «Земли без хлеба» служат ненавязчивым смысловым фоном, но могут шокировать своим содержанием. По итогу просмотра остается интерес в чистом виде. Пожалуй, лучшего посыла от байопика и не сыскать.
Зачем смотреть: если вы любите байопики и жанровые переходы повествования советского мультфильма «Остров сокровищ».
«Я потеряла свое тело» (2019)
О чем: история влюблённого доставщика пиццы. События разворачиваются параллельно тому, как из лаборатории сбегает рука, желающая найти свое тело.
Герой рассуждает о судьбе, предначертанных событиях и возможности их изменения, а композитор Дан Леви нагоняет атмосферу задумчивых мурашек. Рука ищет хозяина, который должен, наконец, вспомнить, чем истинно хотел жить. Она же есть выражение познания мира, сопряженное с иным пониманием, которого добивается мультфильм — неизбежен тот факт, что когда-то случится проигрыш. Но его нужно рассматривать как стимул подняться.
Зачем смотреть: яркий представитель европейской анимации ставит во главу сюжета метафоричную философию, делая полноценным движущим элементом руку, и предлагает полный смысловых ориентиров сюжет об утрате собственного «я» под соусом безумного демонстрационного решения в стиле Бертона.
«Энтергалактик» (2022)
О чем: история молодого артиста, который пытается найти свою любовь.
Не столь важен сюжет мультфильма, сколько ощущение любви, которым он наполнен. Той, что отрывает тело от земли, возвышает над обыденным и дает силы для самореализации. Визуальный брат «Человека паука: Через вселенные» приковывает внимание графическим отображением и заставит погрузиться в атмосферу классического романтического кино в формате мультфильма для взрослых.
Зачем смотреть: если вы фанат мелодрам, анимации «Человека паука: Через вселенные», рэп-музыки и творчества Кид Кади.
Восхитительная подборка!
Спасибо автору.