Кэндивумен: рецензия на мини-сериал «Любовь и смерть» (2023)

25 мая на стриминговом сервисе Max (бывший HBO Max) завершился мини-сериал «Любовь и смерть» с Элизабет Олсен и Джесси Племонсом. Тру-крайм проект Дэвида Э. Келли о громком убийстве в тихом городке Уайли детально передаёт историю случившегося, но практически забывает о саспенсе.

25 мая на стриминговом сервисе Max (бывший HBO Max) завершился мини-сериал «Любовь и смерть» с Элизабет Олсен и Джесси Племонсом. Тру-крайм проект Дэвида Э. Келли о громком убийстве в тихом городке Уайли детально передаёт историю случившегося, но практически забывает о саспенсе.

«Любовь и смерть» — это не первый перенос на экран страшных событий, случившихся 13 июня 1980 года в американской глубинке штата Техас. До мини-сериала Дэвида Э. Келли выходили ещё две версии истории — телефильм «Убийство в маленьком городе» в 1990 году, принёсший актрисе Барбаре Херши «Золотой глобус», и прошлогодний пятисерийник «Кэнди», презентованный на стриминге Hulu. Сразу оговорюсь, что ни один из предыдущих проектов я не смотрел, так что в тексте не будет никаких сравнений с ними. Выводов и ответов на вопрос, какая из экранизаций лучше, точнее и интереснее здесь вы тоже не найдёте. Речь пойдёт исключительно о плюсах и минусах нового мини-сериала, поэтому при прочтении стоит иметь это в виду.

АТЕНШОН! В ТЕКСТЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ СПОЙЛЕРЫ, ПОЭТОМУ ЕСЛИ ВЫ НЕ СМОТРЕЛИ, ТО ВСЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛОЖИТСЯ НА ВАС!

Шо по сюжету?

В маленьком городке Уайли, штат Техас люди живут тихой и спокойной жизнью. Это настоящий рай для семейного счастья. Здесь практически все друг друга знают и общаются между собой. Большинство людей очень религиозны, поэтому они ходят в местную методистскую церковь и активно участвуют в разного рода мероприятиях, организованных паствой.

Однажды во время волейбольного матча Кэнди Монтгомери (Элизабет Олсен) и Аллан Гор (Джесси Племонс) буквально сталкиваются друг с другом и между ними пролетает искра. Позже в баре Кэнди будет рассказывать подруге Шерри (Кристен Риттер), что от Аллана прямо-таки «пахло сексом», поэтому она теперь задумывается о тайном романе с ним, который вскоре мужчине напрямую и предложит. Ошарашенный Гор поначалу тушуется и сомневается, но через время всё-таки решает согласиться. Прежде, чем приступить к процессу измены, будущие любовники тщательно всё продумывают и даже разрабатывают свод правил, которых они должны придерживаться, пока длится интрижка. 

Естественно, некоторые правила быстро сходят на нет, потому что Кэнди и Аллану очень комфортно друг с другом. Во время встреч они восполняют нехватку чувств и эмоций, которых недостаёт дома. Любовники разговаривают, вкусно обедают, делятся тайнами и приятно проводят время. Но всё меняется после рождения у семьи Горов второго ребёнка. Аллан решает прекратить роман и больше времени уделять жене Бетти (Лили Рэйб) и детям, ведь изначально было оговорено, что роман не должен навредить ни одному семейству. Кэнди не без труда отпускает мужчину и пытается наладить семейную жизнь с Пэтом (Патрик Фьюджит). 

Всё снова идёт своим чередом, любовники больше не общаются и все вокруг счастливы, пока не наступает пятница 13 июня 1980 года. В этот день Аллан улетел в командировку, а Кэнди заехала к Бетти, чтобы отпросить дочь Горов в кино со своими детьми. Обыденный разговор домохозяек внезапно переключился на тему тайного романа, после чего одна из женщин схватилась за топор. В конечном итоге тихий городок Уайли потрясло зверское убийство, которое там запомнили надолго.

От любви до ненависти

Действия мини-сериала «Любовь и смерть» происходят в конце 1970-х – начале 1980-х, и создателям отлично удалось воспроизвести атмосферу того времени на экране (подобного успеха добился Бен Аффлек в своем «Air»). Интерьеры, костюмы, автомобили и сам город воссозданы с такой дотошностью, что если бы не оцифрованная современная картинка, то можно было бы подумать, что сериал снимали сразу после реального преступления, по горячим следам. Быт домохозяек, в обязанности которых входило создание уюта в доме и воспитание детей, показан через призму «золотой клетки». Женщинам не хватало самореализации и независимости в жизни, в то время как общество было уверено, что женское счастье заключается именно в крепкой семье и чудесных детях. Развод был клеймом на репутации, поэтому сохранить брак старались любыми способами. 

Кэндивумен: рецензия на мини-сериал «Любовь и смерть» (2023)
Джесси Племонс и Элизабет Олсен на кадре из мини-сериала «Любовь и смерть» (2023)

Также в то время в Америке был расцвет научной фантастики и диско. «Любовь и смерть» вообще полна отсылок к поп-культуре: дети тащат родителей на фильм «Империя наносит ответный удар», в газетах пишут о «Сиянии» Кубрика, а сами авторы вставляют визуальные пасхалки к Хичкоковскому «Психо». Но больше всего тот период отражает религиозная тематика. Церкви, секты, культы — мини-сериал просто напичкан этим. Церковная жизнь героев показана даже детальнее их быта и профессиональной деятельности. Жители регулярно посещают паству, поют в хоре, озадачены постройкой нового Храма Божьего и постоянно молятся. Церковь — это центр (если не градообразующее звено) маленького американского захолустья. Но при всей своей праведности главные герои не перестают думать об изменах и сексе. 

Шоу сталкивает эти две темы друг с другом. Кэнди и Аллан разрабатывают правила (Бойцовского клуба), по которым они будут встречаться, но при этом постоянно говорят, как они не хотят навредить своим семьям, как они любят свои вторые половинки и как им важно семейное счастье. Но в противовес персонажи жалуются друг другу, как они устали от своего быта, от нехватки интима и от проблем дома. Любовники просто запутались в своих чувствах и не могут в них разобраться, поэтому видят в измене решение своих проблем, хотя тайный роман всегда приводит лишь к усугублению и разрушению семейной идиллии. И в этой истории последствия предательства самые худшие.

Кэндивумен: рецензия на мини-сериал «Любовь и смерть» (2023)
Патрик Фьюджит и Элизабет Олсен на кадре из мини-сериала «Любовь и смерть» (2023)

Химия, которая возникает между Элизабет Олсен и Джесси Племонсом, достойна похвалы. Она — красивая, сильная и расчетливая, а он — стеснительный, неловкий и неказистый. Противоположности, как говорится, притягиваются, и поэтому смотреть на этих двоих на экране одно удовольствие. Вообще, в плане актёрской игры здесь всё просто отлично. Олсен не в первый раз перевоплощается в психически нестабильную мать, Племонс уже привык играть мужчин, состоящих в проблемных отношениях, Патрик Фьюджит хорошо смотрится в роли чуткого мужа, с которым большинство людей не хочет считаться, а Лили Рэйб крайне правдоподобно исполняет параноидальную и вредную Бетти Гор.

Победителей не судят

Мини-сериал «Любовь и смерть» разделён на две части, которые прям так и можно озаглавить. Первые три серии, выпущенные в премьерный день — это «Любовь». История как Кэнди и Аллан продумывают свой роман, как они проводят время, как они счастливы вместе и как их интрижка заканчивается. Финал третьей серии нас вплотную подводит к «Смерти» — оставшимся четырём эпизодам, где Кэнди убивает Бетти и сталкивается с последствиями своего поступка. 

Кэндивумен: рецензия на мини-сериал «Любовь и смерть» (2023)
Джесси Племонс и Лили Рэйб на кадре из мини-сериала «Любовь и смерть» (2023)

Всего в проекте семь эпизодов, поэтому кажется, что он слегка затянут. История произошедшего рассказана в таких деталях, что порой становится скучно смотреть. Особенно заметно это в предыстории. Прежде, чем подойти к тому, ради чего многие смотрят тру-крайм, то есть к убийству и событиям после, зритель должен посмотреть три часа бэкграунда в формате драмы. Зарождение и развитие отношений, бесконечные диалоги, игра на чувствах и практически полное отсутствие интриги. Скорее всего любителям напряжённых триллеров и криминальных драм «Любовь и смерть» вряд ли понравится. 

События настолько ровно распределены, что каждая серия логично укладывается в определённый временной период. К примеру, два эпизода создатели выделили для судебного разбирательства. Один для стороны обвинения, один для стороны защиты. И всё равно порой кажется, что некоторые вещи можно было вырезать, не потеряв в качестве, но при этом больше удержав зрительский интерес.

Если верить информации в интернете (всё-таки найти реальное дело и протоколы трудновато), то Дэвид Э. Келли передал события случившегося довольно точно. В некоторых моментах, конечно, возникают вопросы, но субъективное восприятие у каждого зрителя своё, поэтому кто-то и не обратит лишнего внимания, допустим, на то, как любовникам хорошо вместе. Им намного комфортнее друг с другом, нежели в своих семьях. Такая демонстрация счастья «на стороне» способна натолкнуть на мысль о том, что создатели оправдывают действия героев. Мол, посмотрите, если в браке есть проблемы, то выходом может стать измена, где вы можете начать жить по-настоящему. На самом же деле измена — это крайне мерзкий и отвратительный поступок, который ни в коем случае не достоин оправдания. 

Кэндивумен: рецензия на мини-сериал «Любовь и смерть» (2023)
Элизабет Олсен и Критсен Риттер на кадре из мини-сериала «Любовь и смерть» (2023)

Плюсом к этому создатели сделали из Бетти Гор отрицательного персонажа. Женщина раздражает на протяжении всех серий. У неё очень скверный характер, она постоянно «пилит» мужа, манипулирует им, истерит и вообще недовольна всем вокруг. Аллан неустанно говорит, как любит жену, но при этом жалуется на неё любовнице. Как такой жертве можно сочувствовать? Судя по всему, авторы мини-сериала «Любовь и смерть» в этой истории встали на сторону Кэнди Монтгомери. Конечно, реальная Бетти страдала от послеродовой депрессии и была очень сложным человеком, но сделать так, чтобы зрители вообще не испытывали к ней симпатии, как-то неправильно. Она всё-таки жертва жестокого убийства.

В итоге больше всех жалко здесь Пэта Монтгомери. Он попросту никому не сделал ничего плохого, а оказался втянут в крайне скверную историю. Муж Кэнди становится самым приятным персонажем. Да, у них с женой в отношениях тоже было не всё гладко, но это лишь оттого, что мужчина не уделял должного внимания супруге и не умел её слушать. Как только роман вскрылся и пара всё обсудила, семейная жизнь пошла на лад, так что Пэт — единственный лучик света в этом мрачном сюжете.

Шо в итоге?

«Любовь и смерть» вряд ли войдёт в линейку лучших сериалов от канала HBO и сервиса Max, но это хороший мини-сериал, построенный на актёрской игре и атмосфере американской глубинки конца 70-х – начала 80-х. Пусть шоу немного затянуто и слегка проседает по саспенсу, зато оно способно детально познакомить зрителя с историей, потрясшей Уайли. Создатели приняли свою сторону, но это не значит, что зрители должны с ней согласиться, ведь дело, как-никак, можно рассмотреть под несколькими углами. 

Кэндивумен: рецензия на мини-сериал «Любовь и смерть» (2023)
Элизабет Олсен, Патрик Фьюджит, Джесси Племонс и Лили Рэйб на кадре из мини-сериала «Любовь и смерть» (2023)

Сейчас такое время, что люди понимают важность психического здоровья и уделяют ему много внимания, оттого и проектов на эту тему выходит множество. В прошлом Америку ни раз потрясли громкие судебные дела, где выносились вердикты на основе заключений психиатров (яркий пример — Билли Миллиган), так что история Кэнди Монтгомери неспроста была перенесена на экран именно сейчас, а уж тем более дважды за такой короткий срок.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Иллюзия побега» – скандинавский триллер о борьбе со своим «я» Предыдущий пост «Иллюзия побега» – скандинавский триллер о поиске своего «я»
«Отличная фемина!»: рецензия на фильм «Хитровка. Знак четырёх» Следующий пост «Отличная фемина!»: рецензия на фильм «Хитровка. Знак четырёх»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *