Бен Аффлек возвращается в режиссёрское кресло спустя 7 лет отсутствия. Последний его фильм «Закон ночи» вышел, мягко говоря, не очень. После очевидного промаха в планах Аффлека значилась экранизация «Бэтмена» в рамках киновселенной DC с собой в главной роли (излюбленное дело), но до съёмок так и не дошло. Позже он признался, что отказался от работы над проектом по причине боязни «спиться насмерть». Алкогольная зависимость актёра и назначение на пост главы DC Studios режиссёра «Стражей Галактики» Джеймса Ганна похоронили «Бэтмена» окончательно, оставив Бену Аффлеку лишь возможность на прощание появиться в роли Тёмного рыцаря в сиквеле «Аквамена» и во «Флэше».
В 2022 году стало известно, что бывший Брюс Уэйн возвращается в режиссуру и снимает проект под рабочим названием «Air Jordan». Сценарий к фильму написал дебютант Алекс Конвери ещё в 2021 году, но тогда его убрали на полку, пока Бен Аффлек и Мэтт Дэймон не внесли в текст некоторые изменения и не начали работу над картиной, в которой каждому из них также досталось по роли.
Шо по сюжету?
На дворе 1984 год. Большей долей рынка баскетбольной обуви владеет Converse (54%), вторую строчку занимает Adidas с 29%, в то время как у Nike всего 17%. Корпорация с «галочкой» на логотипе, естественно, уже заявила о себе всему миру, но ассоциировалась она исключительно с беговыми кроссовками. Баскетбольный отдел фирмы переживает далеко не лучшие времена. Именно здесь и работает главный герой — скаут Сонни Ваккаро (Мэтт Дэймон), в обязанности которого входит поиск молодых и перспективных спортсменов, с которыми корпорация может подписать контракт.
Финансирование настолько ничтожно, что работники даже не рассматривают самых топовых спортсменов. Отделу приходится дробить выделенные 250 тысяч долларов на нескольких игроков из середины списка, в которых Ваккаро не видит особого потенциала. В одну ночь, пересматривая записи игр, на Сонни снисходит озарение, что Nike нужен никто иной, как Майкл Джордан (номер 3 в списке) — 18-летний игрок, который даже ни разу не выходил на паркет NBA.
Скаут старается убедить генерального директора корпорации Фила Найта (Бен Аффлек) рискнуть и пустить весь бюджет на одного единственного игрока, который, к слову, уже решил подписать контракт с Adidas. Помощь Сонни в заключении контракта оказывают маркетолог Роб Страссер (Джейсон Бейтман), будущий вице-президент бренда Jordan Говард Уайт (Крис Такер) и дизайнер Питер Мур (Мэттью Мехер), разработавший легендарные кроссовки Air Jordan 1 и знаменитый логотип Jumpman. Однако подписать Джордана не так-то просто, и дело даже не в деньгах. Чтобы убедить Майкла, нужно сначала доказать его матери Делорис (Виола Дэвис), что Nike смогут предложить что-то достойное её сыну. И все мы знаем, чем всё кончилось — это уже история.
Just Do It
«Air: Большой прыжок», пожалуй, оказался самым беспроигрышным вариантом для Бена Аффлека в качестве возвращения. Очень американский фильм об американской корпорации, заключившей контракт с великим американским игроком, символизирующим американскую мечту (в одном из её воплощений). Естественно, картина будет претендовать на «Оскар», ведь такое там любят. Как минимум, Виола Дэвис в роли матери, стоявшей за Джорданом и всегда верившей в успех сына, может рассчитывать на номинацию. Аффлек рассказал, что обсуждал сценарий с Майклом до начала съёмок, и когда речь зашла о кастинге Делорис, то баскетболист сказал, что её должна исполнить Дэвис. В итоге она появилась на экране вместе со своим мужем Джулиусом Тенноном, который сыграл Джеймса Джордана — отца звезды.
Картина получилась очень деликатной и, наверное, немного стерильной. Ко всем темам создатели подошли с максимальной аккуратностью, чтобы никого не обидеть и не задеть. В «Air» нет пострадавших, так как все остались в выигрыше, отчего почти два часа создаётся ощущение отсутствия конфликта. Особых трудностей герой Дэймона на пути к заключению контракта не встретил, ведь, по сути, он просто сказал, что видит в баскетболисте талант, убедил в этом всех вокруг и оказался прав. Вот и всё. Но подкупает зрителя не создающееся напряжение, ведь все тут в курсе, к чему в итоге придёт сюжет, так что интрига напрочь отсутствует. Подкупает сама история обычного сотрудника — мужчины за 40 неспортивного телосложения, благодаря которому произошла революционная вещь в мире спортивной одежды.
«Air» — это фильм вовсе не о легендарном Майкле Джордане. Баскетболист здесь постоянно где-то на периферии, а исполнивший его роль Дэмиэн Янг даже ни разу не светит здесь лицом, ограничиваясь затылком, руками и немного голосом. Таким образом создатели не стали обременять ни актёра, ни зрителей лишним отвлекающим от истории фактором, так как сюжет совершенно о другом. Он о знаменательном прецеденте, созданном Nike в отношении личности, ведь этим контрактом команда, работавшая над его заключением, впервые поставила индивидуальность спортсмена выше собственного бренда.
Джордан, безусловно, великий спортсмен, один из лучших в мире баскетбола, а корпорация с «галочкой» подчеркнула это величие тем, что создала кроссовки, а после и целый бренд под одного человека. И это, наверное, одна из главных вещей в фильме, которую хотели показать создатели.
В современных реалиях многие факты смотрятся, конечно, довольно забавно. Многомиллионная фирма выделяет 250 тысяч долларов на трёх звёздных игроков, когда в кармане у совета директоров, очевидно, есть денежка и побольше. Чего только стоит «виноградный» Porsche 911 Turbo Фила Найта, который говорит, что для получения подобного цвета нужно 17 слоёв краски. А то, что сегодня игроки получают многомиллионные контракты с брендами (Леброн в свои 18 лет заключил с Nike семилетний контракт на $90 млн), совершенно обесценивает эти четверть миллиона. Но если бы тогда эта сделка не состоялась, то кто знает, что бы сейчас было в мире спортивной обуви. Хотя «кроссы — это просто кроссы, пока их кто-то не наденет», и пусть это даже такие кроссы, как Air Jordan.
There Is No Finish Line
Наверное, если бы за «Air» взялся другой постановщик, то картина могла получиться более дерзкой и остросюжетной, но Бен Аффлек не стесняется выбранного стиля повествования. Режиссёр наполняет фильм пронзительными диалогами героев, забавными перепалками Сонни Ваккаро и агента Джордана Дэвида Фалька (Крис Мессина), а также архивными вставками с самим баскетболистом и элементами, отражающими время. Он аудиовизуально передаёт атмосферу эпохи 80-х. В проекте можно обнаружить отсылки на Оруэлла, на «Рокки», на «Охотников за привидениями» и на «Рыцаря дорог», а в кадре постоянно мелькают популярные бренды вроде Kodak, MTV, 7-Eleven и Apple. Не говоря уже о песне об американской мечте «Born in U.S.A.» Брюса Спрингстина, которую не только обсуждают герои, но и которой картина заканчивается.
Актёрский каст в лице уже упомянутой Виолы Дэвис, Мэтта Дэймона с накладным животиком, Джейсона Бейтмана и Криса Такера в роли харизматичного болтуна выглядит просто потрясающе. Да и сам Аффлек играет вполне неплохо. Так что в симбиозе с мотивационным настроем фильма, отличной атмосферой и игрой актёров картина смотрится довольно легко. Монологи Дэймона и Дэвис уж точно могут пробрать зрителя до мурашек и заставить хотя бы ненадолго задуматься над тем, что нужно в жизни что-то сделать на пути к успеху.
Конечно, многим «Air» покажется совершенно неблизкой картиной, ведь в России таких бизнес-историй попросту нет. Американский менталитет переполняет фильм (оттого и сборы в США составляют $51 млн из общих $88 млн), так что ждать от него чего-то универсального явно не стоит. Такой успех будто бы всегда возможен где-то там, «за бугром», в то время как мы придерживаемся совершенно другой политики и ценностей.
Нам, наверное, больше свойственно снимать о чём-то другом (и то не всегда успешно), но иногда всё-таки полезно погрузиться в чужую культуру и понаблюдать за тем, какие возможности открыты перед человеком вне зависимости от того, где он живёт. И бонусом нам предлагают познакомиться с частичкой интересной истории такой корпорации как Nike у которой даже слоганы сегодня способны замотивировать на успех кого угодно.
Шо в итоге?
«Air: Большой прыжок» получился милым и деликатным бизнес-байопиком о людях, которые понимают, что их имена, в отличие от Майкла Джордана, история вряд ли запомнит. О том, какую колоссальную работу они проделали для перехвата молодого таланта у конкурентов. И о том, что к мечте всегда нужно стремиться, особенно если об этом кричит что-то внутри тебя. Только вот, вопреки словам Ваккаро, режиссёр Бен Аффлек и сценарист Алекс Конвери с командой создателей увековечили имена этих «рядовых» работников в истории (если не учитывать, что они сделали это сами, но многие люди об этом просто не знали). Так что тут скаут оказался не прав, но это, наверное, самая приятная ошибка в его карьере.