Мыльная опера «Перекрёсток» транслировалась на канале ATV с 1964 по 1988 годы. За этот период вышло более 4,5 тысяч (!!!) эпизодов. Сериал был очень дешёвым в производстве, но, несмотря на плохую критику, собирал у телевизоров огромную аудиторию в 15 миллионов человек. Актриса Ноэль Гордон (для друзей просто Нолли) снималась в нём с самого начала на протяжении 18 лет. Казалось бы, что интересного можно снять о человеке, который всю карьеру (и почти треть жизни) отдал сомнительному мылу? Только в этом коротеньком трёхсерийнике скрыто чуть больше, нежели обычная биографическая история внезапно сокращенной актрисы.
Шо по сюжету?
1938 год. Молодая красавица (Сильвия Презент) приходит в студию и садится на стул, её снимают на телекамеру и поздравляют с тем, что она стала первой женщиной на цветном телевидении. Девушку зовут Ноэль Гордон, но друзья называют её Нолли.
1975 год. Идут съёмки эпизода «Перекрёстка», в котором Мег Мортимер (главная роль в карьере мисс Гордон) выходит замуж, а за стенами церкви собралось аж десять тысяч фанатов, пришедших посмотреть на звезду. Продюсеру Джеку Бартону (Кон О’Нилл) это не по нраву, так как зеваки мешают съёмочному процессу и попадают в кадр, однако Нолли (Хелена Бонем Картер) не видит в толпе собравшихся никакой проблемы, так как эти люди в холодную ветреную погоду вышли из дома исключительно во имя любви к ней и сериалу. Наоборот, нужно радоваться, что «Перекрёсток» имеет столько фанатов.
1981 год. Пожилая звезда «Перекрёстка» приезжает на репетицию очередного эпизода, но задерживается на автограф-сессию и общение с фанатами перед входом. Одновременно с ней приходит новенькая чернокожая актриса по имени Поппи (Бетани Антония), которую мама уверяет, что девушка будет репрезентаций всех чёрных на телевизионном экране. Вся съёмочная группа трепещет перед Нолли и слушает каждое её указание. У теледивы даже есть свой стул, на который никому нельзя садиться, так как место принадлежит ей уже 18 лет. Мисс Гордон руководит процессом, на ходу переписывает сценарий и даёт наставление всему актёрскому касту. Это явно не нравится Джеку Бартону, но в открытый спор он не лезет.
И когда звезда по телефону узнаёт, что её уволили, то даже не верит словам своего агента, думая, что ей дали отпуск. Также не могут поверить в сокращение и её коллеги Тони Адамс (Август Прю), Джейн Россингтон (Антония Бернат), Сьюзэн Хэнсон (Хлоя Харрис) и другие. Умолять женщина не привыкла, поэтому не остаётся ничего, кроме как принять этот факт и, доигрывая оставшиеся месяцы, жить дальше, гадая, почему же так получилось и как закончится история её персонажа — Мег Мортимер.
Перекрёсток семи дорог
Ноэль Гордон действительно считается первой женщиной на цветном телевидении, но на этом её достижения не заканчиваются. Звезда «Перекрёстка» стала ещё и первой женщиной, которая взяла интервью у премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана. В проекте Питера Хора (один из режиссёров сериала «Одни из нас») и Расселла Т. Дэвиса героиня Хелены Бонем Картер предстаёт сильной и независимой личностью. «Нолли» — это феминистический манифест о том, что не обязательно быть талантливой всемирно известной знаменитостью, чтобы стать символом объединения женщин. Она обладает характером, который не боится показывать, её любят, к ней прислушиваются. Этого уже вполне достаточно.
Ноэль Гордон 18 лет проработала в мыльной опере. Причём она действительно скорее проработала, чем снималась. Процесс создания совершенно не похож на тот, о котором нам рассказывают актёры сейчас. Работая в графике 5/2, Нолли каждый день ездила на репетиции и съёмки, но её внезапно уволили, предупредив, что осталось ей играть всего ничего. Всё по правилам заводов и предприятий: после сокращения она ещё какое-то время должна отработать, прежде чем уйти. На удивление, женщина не стала оборачивать ситуацию в свою сторону и говорить прессе, что сама ушла, так как нашла проект получше. Звезда «Перекрёстка» вышла к журналистам и сказала правду. Мол, после стольких лет труда, несмотря на любовь фанатов, её просто вышвырнули без объяснения причин.
Хелена Бонем Картер смотрится в роли великолепно. Многими любимая сумасшедшая Беллатриса Лестрейндж из «Гарри Поттера» предстаёт мудрой, остроумной, немного надменной и стервозной телезвездой. Между ней и Августом Прю на экране возникает настоящая химия, поэтому, когда эта парочка в кадре, глаз от экрана не оторвать. Да и в целом три серии пролетают незаметно. Разговорная драма поглощает и затягивает своей историей, которая, на первый взгляд, вряд ли способна сильно заинтересовать.
Нолли вызывает сопереживание, зритель вместе с ней хочет выяснить причину несправедливого поступка со стороны руководства. Как это так? Женщина отдала многие годы жизни проекту, а с ней даже не хотят попрощаться как следует. Да, она слегка тщеславна и в какой-то мере наслаждается своим положением, но она также понимает, что увольнение — это практически крест на дальнейшей карьере. Горькое осознание, что в громком проекте ей никогда не сняться, не даёт чётко представить, что делать по окончании последнего съемочного дня.
Ноэль Гордон давно приняла себя и свою судьбу средней актрисы, отдав всю себя «Перекрёстку». Она ценит своих фанатов (среди которых большинство — женщины), общается с ними ежедневно и редко откажет в автографе или простом разговоре. Нередко в её сторону прилетали нелестные отзывы о сериале (в основном от мужчин), но она давала отпор и отстаивала собственную честь, честь проекта и честь миллионов женщин. Чем мыльные оперы хуже футбола? Женщины так отдыхают, но почему их отдых не идёт в сравнение с мужскими посиделками в пабах?
Этот довольно средний сериал объединял множество людей, ждавших новых эпизодов, поэтому несправедливое и внезапное увольнение Нолли вызвало общественный резонанс. От звонков и писем не было отбоя, а на улице даже собирались протестующие. Такая сильная единодушная любовь аудитории к актрисе явно чего-то да стоит.
Из анвог и палок
Как упоминалось ранее, «Перекрёсток» был очень дешёвым в производстве, а процесс съёмок больше походил на обычную работу с фиксированным графиком, нежели на творчество. В сериале зрителю показывают, как создавались эпизоды: одни и те же декорации на долгие годы, иллюзия пожара с помощью поставленного прямо перед камерой «камина», поездка в другую локацию как праздник для съёмочной группы, еженедельная раздача сценариев, чётко обозначенное время длительности эпизода в 19,5 минут и растягивание недостатка хронометража при форс-мажоре во время съёмок с помощью звонка на телефон и импровизации.
Представьте, каково всё это переживать на протяжении 18 лет и нескольких тысяч серий. Какие уж тут сторонние проекты? Неудивительно, что, когда Нолли предупредили об увольнении и все об этом узнали, тема стала ежедневно обсуждаться. Однажды в перерыве от съёмок актёры в очередной раз заговорили об этом, а оператор попросту начал запись, увидев в этом лучший эпизод за всю историю шоу. Живые эмоции отлично вплелись в сюжет, хотя в сценарии подобной сцены не было.
К сожалению, не всё в трёхсерийнике идеально. Авторы забывают закрыть некоторые сюжетные линии. Например, они совершенно забрасывают Поппи. Персонаж Бетани Антонии появился в самом начале как первая чернокожая актриса, с явной задумкой создателей добавить ещё и расовое высказывание. Она сразу обозначила себя как «белая ворона», и не только по цвету кожи, но и по взглядам, а после про неё попросту забыли.
Также не особо раскрыты остальные члены актёрского состава «Перекрёстка», отчего складывается впечатление, что многие выступают лишь в роли статистов в истории Нолли. Хотелось бы немного большего погружения в их взаимоотношения с мисс Гордон, а то остаётся ощущение, что все они (кроме Тони Адамса) испытывают к звезде только трепет и восхищение, порой кажущиеся наигранными.
Шо в итоге?
«Нолли» — очень крепкий и актуальный проект с отличной актёрской игрой. Мини-сериал рассказывает интересную историю женщины, которая, несмотря на осознание своей обыкновенности в актёрском ремесле, смогла стать символом и кумиром для многих женщин-домохозяек. Она прожила по-своему яркую и достойную жизнь, отдала всю себя работе и по праву получила экранизацию кусочка своей биографии, пусть и в довольно скромном трёхсерийнике. Как говорил Тони Адамс после смерти Ноэль Гордон: «У «Перекрёстка» никогда не было звезды, хотя Нолли была «Перекрёстком».