3 февраля на KION стартует сериал «Комплекс бога» с Кириллом Кяро и Даниилом Страховым в главных ролях. И у этого проекта есть все шансы стать стриминговым хитом. Об этом можно было бы говорить с большей уверенностью, будь авторы менее дидактичными и более раскованными. Разбираем увиденное в первых двух сериях шоу.
Преступны ли мысли?
Восьмилетняя дочь знаменитого пианиста Константина Зобнина (Шамиль Хаматов) Соня скучает и мешает взрослым праздновать окончание очередного концерта, поэтому родители легкомысленно разрешают девочке прогуляться. Это роковое решение приводит к тому, что Соня бесследно исчезает.

В это же время одиозный бизнесмен Владимир Нестеров (Даниил Страхов) обращается к психотерапевту Алексею (Кирилл Кяро) и на первой же встрече спрашивает, будет ли врач на его стороне, если он убьёт его ребёнка. И пока увлёкшийся необычным случаем Алексей пытается наладить контакт с подопечным, одолеваемым навязчивыми мыслями, полиция начинает находить тела других девочек.

Многие авторы любят обращаться к размышлениям о том, являются ли жестокие мысли преступлением сами по себе. В одном известном фантастическом фильме так и вовсе построили фабулу на предотвращении задуманных, но ещё не совершённых злодеяний. Оно и понятно. В данном вопросе затрагивается мораль, а сложно найти что-то более субъективное, чем мораль. Интригующий «Комплекс бога» выступает как лакмусовая бумажка, благодаря которой каждый зритель может сделать собственные выводы о связи между мыслями и реальными проступками.
Два расследования в одном
Персонаж инфернального Даниила Страхова задумывается о причинении вреда девочкам, чем обрекает на себя зрительские подозрения и подозрения его терапевта, которого в совершенно противоположной, мягкой манере играет Кирилл Кяро. Тем самым в сюжете развиваются сразу два расследования: основное, которым занимается полиция, и, скажем так, психологическое.

В основном расследовании больший упор делается на вопросах беспечности родителей. Тема безусловно важная и не сильно заезженная в нашем кинематографе. Но исследуется она, увы, слишком прямолинейно и в лоб.
Следователь в исполнении Михаила Тройника прямым текстом говорит о статистике виновных родителей в пропаже и смерти детей, а также задаёт отцу Сони нотационные вопросы о воспитании. Излишняя дидактичность делает «Комплекс бога» менее тонким и метафоричным, оттого более предсказуемым и простым. Искушённые зрители вряд ли по достоинству оценят такое решение сценаристки Алёны Званцовой (автор бесконечно прекрасных «Оттепели» и «Небесного суда»).
Из-за этого идёт сильный перекос зрительского интереса в сторону взаимодействия тандема Страхов-Кяро. Он и сыгран более элегантно, и с точки зрения диалогов прописан остроумнее. Поэтому, как только эти двое пропадают с экранов, рука то и дело тянется к кнопке перемотки.

При этом Званцовой и режиссёру проекта Флюзе Фархшатовой как будто не хватило смелости выкрутить градус безумия и жестокости на максимум. Возможно, забегаем вперёд, но пока во всём ощущается скованность и стерильность. Эпизодам с галлюцинациями Нестерова не хватает собственно галюциногенности, для размышлений о жестокости – непосредственно жестокости в кадре. Хотя потенциал есть как для одного, так и для другого.
Удивит ли «Комплекс бога» в дальнейшем?
Первые два эпизода выступили в качестве основательной экспозиции. Основные сюжетные арки намечены, подозреваемые для зрителей стали очевидны. Дальше возникает вопрос, как авторы справятся со зрительскими ожиданиями и очевидно предполагаемой игрой разума (-ов).
Если загадочность и неоднозначность героя Даниила Страхова будет развиваться ещё более динамично, а их взаимоотношения с терапевтом вступят на тропу, ранее протоптанную дуэтом Дэнси-Миккельсен в сериале «Ганнибал», то можно будет говорить об однозначном успехе для KION. Будем с интересом смотреть «Комплекс бога» и ждать от него приятных сюрпризов в сюжете и постановке. Ещё бы побольше смелости авторам и ухода от назидательных интонаций…