Истоки
В начале 90-х Стивен Спилберг смог заполучить права на экранизацию одноименного романа Майкла Крайтона. И уже в 1993 году на экраны вышел впечатляющий своими масштабами на тот момент фильм «Парк Юрского периода».
В центре сюжета — трое ученых, которых позвали оценить проект богача Джона Хаммонда. Объединив свои средства и амбиции, Хаммонд решил оживить динозавров, и в этом ему помогли рискованные генетические опыты с ДНК вымерших существ. Игры в бога привели к тому, что особей набралось на целый парк, который богач собирался открыть для посещения публики. И чтобы заручиться поддержкой общества, ведь далеко не все одобрили его идею, он и пригласил специалистов: Алана Гранта, Яна Малкольма и Элли Саттлер.
Но вот незадача: именно когда герои Лоры Дерн, Джеффа Голдблюма и Сэма Нила приехали в парк (на отдаленный остров Исла Нублар), там начался хаос. В итоге динозавры разбежались по парку, а ученые уже не восхищались происходящим, а пытались просто спастись. «Парк Юрского периода», особенно по меркам 90-х, был впечатляющим фильмом, который заслуженно отметили тремя «Оскарами»: за звук, монтаж звука и визуальные эффекты.
Идею о том, к чему приводит заигрывание в бога, Спилберг продолжил развивать в сиквеле 1997 года «Затерянный мир: Парк Юрского периода». Спустя четыре года после событий первой ленты динозавров исследуют уже на другом отдаленном острове.
Судьба оказалась благосклонной к Лоре Дерн и Сэму Нилу, оставив их в покое. А Джеффу Голдблюму пришлось отдуваться в компании с Джулианной Мур и Винсом Воном. В итоге получился бодрый приключенческий боевичок, который эффектно повторяет все заповеди первого фильма. И динозавры с не меньшим воодушевлением охотятся на снующих под их лапами людей. Но только уже все это смотрится не так ярко и ново, как в первый раз.
Тем не менее, хорошие кассовые сборы второй части позволили запустить в производство третий фильм, но Спилберг тут выступал только как продюсер, режиссером стал Джо Джонстон. «Парк Юрского периода 3» (2001) попытался уйти из сюжетно замкнутого круга первых двух частей. Нам вернули Сэма Нила, который в этот раз отправлялся на остров динозавров с парой, потерявшей сына. Теперь ученый не просто исследовал, но и помогал в спасательной миссии.
Попытка закрутить историю вокруг поиска ребенка обернулась для создателей тем, что в итоге в ленте больше внимания уделяется человеческим отношениям (и странным сюжетным решениям, как раптор в кабине самолета), а не динозаврам. И когда-то главные герои «Парка Юрского периода» внезапно стали больше статистами, чем действующими лицами. Все это накладывается на не самые впечатляющие спецэффекты и предсказуемую концовку, превращая третий фильм больше в проходную картину, чем в торжественный финал.
14 лет спустя
После 14-летней паузы Universal Pictures решила оживить франшизу про динозавров. И так был запущен «Мир Юрского периода» (2015) с ориентиром на новую аудиторию. Теперь это уже не парк, а целый остров, кишащий доисторическими существами и самыми современными технологиями.
Режиссер новой трилогии Колин Треворроу решил не просто вернуть динозавров к жизни, а модернизировать их. Благодаря достижениям генетиков был создан уникальный гибрид Индоминус Рекс — в нем объединили все самое лучшее от разных животных особей. А дальше сюжет идет по проторенной дорожке: хищник сбегает, и все посетители оказываются в опасности.
Главными героями тут стали менеджер по операциям Клэр (Брайс Даллас Ховард) и эксперт по хищникам и заклинатель динозавров Оуэн (Крис Пратт). Они дрессируют вымерших существ, спасают остров, посетителей и даже немного флиртуют. Но в целом динозавры тут все же на первом плане.
Фильм поместил в центр все тот же избитый, но уже подзабытый сюжет об играх в бога и противостоянии человека и природы, приукрасив это декорациями нового столетия. И аудитории понравилось, хотя, наверняка, люди больше оценили масштабы разрушений и красочный экшен в охоте динозавров на людей.
Но не менее весомой причиной успеха фильма, возможно, стал удачно выбранный момент. Релиз «Мира Юрского периода» пришелся на время, когда в кино стало все больше супергероев. Кроме того, начали выходить продолжения или ремейки известных сай-фай проектов о космосе («Звездный путь», расширение вселенной Звездных войн). Люди соскучились по чему-то более понятному и приближенному к реальности. Когда балом правила наука, а не спасатели с других планет или вселенных. Мир динозавров устанавливал связь настоящего с прошлым, а главное — с будущим, где самые смелые эксперименты могут стать обыденностью. На волне возродившегося интереса к динозаврам и ностальгии по вселенной Стивена Спилберга первый «Мир Юрского периода» смог собрать внушительную кассу и сразу дал зеленый свет второй части.
В 2018 году на экраны вышел сиквел «Мир Юрского периода: Падшее королевство» (2018) Хуана Антонио Байона. Через три года после событий первого фильма Клэр и Оуэн возвращаются на злополучный остров, чтобы не уничтожить, а спасти злополучных динозавров от очередного тотального уничтожения (в этот раз из-за извержения вулкана). Но постепенно они понимают, что их отряд спасения на самом деле намерен вывезти существ в цивилизацию и продать их на черном рынке.
Было много ожиданий, но в итоге лента их не оправдала. Люди снова играют в бога, но только масштабы еще больше: не только остров, но и корабль в открытом океана и даже материк. Камерность вселенной Юрского периода, существующей только в парке на отдаленном острове, расширилась настолько, что стала больше напоминать по размерам космооперу. Фильм скатился в зрелищный аттракцион.
Конфликт тут уже не между человеком и природой, а между человеком и человеком, а динозаврам отведена роль дополнительных спецэффектов, которые рассчитаны на вау-эффект. И есть вопросы к персонажам, которые будто бы застряли во временной петле и не способны к развитию после первой части.
Но люди любят аттракционы, поэтому фильм собрал достаточную кассу, чтобы появилась третья часть — «Мир Юрского периода: Господство». В кресло режиссера вернулся Колин Треворроу, а на экраны ветераны, пережившие Юрский период — Сэм Нил, Лора Дерн и Джефф Голдблюм. Старая гвардия объединяет силы с Крисом Праттом и Брайс Даллас Ховард, чтобы в последний раз доказать киномиру, что не все так плохо во вселенной динозавров.
Но судя по зарубежной критике, все не очень радужно. Фильм как минимум ругают за посредственный сюжет и откровенную попытку сыграть на ностальгии, которая все равно не спасает. Но как бы там ни было, посмотреть на красивый экшен (судя по трейлеру), эпатажного Голдблюма и компанию в любом случае будет приятно. Да и сами динозавры — занимательное зрелище. А для всего остального у нас есть фильмы Спилберга 90-х годов.