Итак, на экраны выходит новый фильм Игоря Угольникова «Учёности плоды», основанная на реальных событиях картина о любви, предательстве и, конечно, искусстве. Хорошо ли у создателей получилось воплотить столь амбициозный замысел?

Синопсис

На территории Пушкинских гор, оккупированной немецкими захватчиками, простые люди вынуждены выбирать, уходить ли в составе партизанских отрядов в леса или же остаться и пытаться переждать тяжёлые времена. Один из последних – Сергей Трофимов (Сергей Безруков), контуженный в Гражданскую войну мастер на все руки.

Усложняется дело тем, что в Михайловское прибывает новое руководство в лице строгой немки Марии Шиллер (Настасья Кербенген), которая убеждена в правах немецкого народа на наследие великого русского поэта. От столкновения с русскими людьми её взгляды начинают меняться, а Сергей становится всё ближе и ближе…

Учёности плоды

Актёрская работа

Хоть обычно я люблю углубляться в детали чуть позже, не могу не начать с главных лиц картины.

«Учёности плоды» очень приятно удивил крепкими, даже отличными актёрскими работами. И если в мастерстве воплощения Безруковым на экране простого русского рубахи-парня не приходится сомневаться, то вот качество работы остальных актёров первоначально вызывало сомнения.

Тем приятнее было полностью убедиться как в их самоотдаче, так и в отличной постановочной работе Игоря Угольникова, который при этом успел даже и сам воплотить на экране большую роль музейного работника Кузьмы Антипова.

Настасья Кербенген составила Безрукову отличную пару, её фрау Шиллер получилась достаточно холодной и отстранённой, не потеряв при этом чувственность и душевность.

Отдельно хочется упомянуть колоритного немецкого майора в исполнении Михаэля Эппа, замечательно мерзкого коллаборациониста Андрея Горбачёва и местного партизана Андрея Некрасова. Эти и многие другие второстепенные роли действительно выделяют «Учёности плоды» и представляют его в очень положительном свете.

Учёности плоды

Насколько хороши «Учёности плоды» как фильм?

Несмотря на довольно внушительную продолжительность (шутка ли – два с половиной часа неспешного повествования), «Учёности плоды» смотрятся довольно легко и приятно. За атмосферу, безусловно, нужно похвалить Угольникова.

Также замечательную работу проделали операторы, подарив нам несколько удивительно красивых кадров. Повествование не кажется надёрганным или нарочитым, обстановка воссоздана очень неплохо. Также отдельное спасибо хочется сказать композитору Сергею Шустицкому, проделавшему огромный труд по написанию удивительно красивых 80 минут музыки к фильму.

Есть несколько вопросов к сюжету, а именно к его любовной линии, которая не кажется до конца убедительной – но он здесь и не главное. Основной акцент создатели делают на искусстве, которое может объединить даже самых непримиримых врагов и толкнуть людей на необдуманные поступки в попытке его защитить.

Вот и получается, что «Учёности плоды» представляет собой отличную, добротно сделанную, не чернушную, мастерски поставленную отечественную картину. И была бы просто отличным фильмом. Но только при одном условии – если бы всё действие на экране происходило в альтернативной вселенной или в фэнтези-сеттинге.

«Учёности плоды» – не про Великую Отечественную войну

Где-то тут и вылезает основной и, что самое печальное, фатальный минус картины, о который разбиваются все её плюсы. Возможно, где-то когда-то что-то подобное и могло бы произойти, но точно не на территории Советского Союза и точно не в период Второй Мировой. Тем обиднее видеть фразу «Основано на реальных событиях» в начале фильма.

Учёности плоды

Давайте немножко отвлечёмся и вспомним, как в Третьем рейхе относились к евреям, цыганам и славянам. Герои картины несколько раз делали акцент на том, что их считают людьми второго сорта. Так вот, в реальности нацисты их таковыми не считали, поскольку не считали их за людей. И ситуация, в которой немецкое руководство, ведущее с Союзом войну на уничтожение, позволило бы другим немцам культурно просвещать славян, не могла существовать.

Не будем забывать про разрушения и бесчинства фашистских оккупантов в клинском доме П.И. Чайковского. Или сколько сил и жизней было положено при разминировании разграбленного Михайловского. Создатели уверяют, что фрау Шиллер действительно существовала, но не упоминают ни конкретных документов, ни мемуаров, да и в интернете информации при беглом просмотре не найдёшь.

Кинжалом в сердце ощущаются многие моменты фильма.

  • Тот факт, что большинство показанных зверств осуществляется руками именно русских коллаборантов, а немцы (за исключением упомянутого уже майора) почти всегда остаются красивыми и благородными, которые пришли на наши земли просвещать людей.
  • Тот факт, что единственный чистый и трогательный персонаж – тоже из числа нацистов.
  • Тот факт, что смерть нацистских захватчиков в некоторых сценах показана как трагедия, а предают своих именно русские.

И любовный четырёхугольник с милыми шутками и чудачествами главных героев на фоне показанных расстрелов и стычек смотрятся как плевок в лицо. Для того, чтобы это вышло действительно хорошо и смотрелось так же непринуждённо, как «Небесный тихоход» или «Беспокойное хозяйство», нужно, чтобы создатели сами выказывали уважение людям, про которых снимают. Увы, этого не получилось.

Итог

Мы можем советовать «Учёности плоды» как очень хороший фильм. Вы даже получите удовольствие, пару раз улыбнётесь над шутками и можете пустить слезу. Но воспринимайте всё происходящее на экране как сказку, ибо это сказка и есть.

Понравился материал? Поделись с друзьями: