29 апреля на экраны выходит новый фильм Тимура Бекмамбетова «Девятаев», снятый в тандеме с дебютирующим в режиссуре оператором Сергеем Трофимовым и основанный на биографии советского лётчика Михаила Девятаева. Создатели картины взялись за сложную задачу — рассказать о невероятном подвиге, долгое время непризнанном советской властью, но сделать это в максимально динамичной форме для массового зрителя, давно искушённого зрелищными блокбастерами. Получилось это или нет, давайте разбираться.
Побег
Летом 1944 года советский лётчик-истребитель Михаил Девятаев (Павел Прилучный) попадает в плен к немцам. Там ему, как опытному солдату, разбирающемуся в сложной технике, предлагают встать на сторону Германии или провести остатки дней в концлагере. Но он выбирает третий вариант — угнать самолёт и вернуться домой, совершив невероятный побег из засекреченной базы-аэродрома.
Исходя из такого описания и просмотра трейлера фильма, можно подумать, что это «Т-34», где место танков заняли самолёты. Но сравнения эти вряд ли уместны, так как «Девятаев» в большей степени про людей, а не про технику и связанный с ней экшн, а сам побег занимает незначительную часть экранного времени. Да и авторы ленты не упустили возможность пустить шпильку в сторону кассового хита с Александром Петровым.
Другой вопрос, что «Девятаев», как представитель жанра фильмов о побеге, не предлагает зрителям абсолютно ничего нового. Герой сталкивается с проблемой, придумывает решение, находит единомышленников (это всё-таки не супергероика, где всё можно сделать в одиночку), «гениальный» план срабатывает не сразу и дальше по списку. Всё очень схематично, всё очень предсказуемо. К тому же авторы рассказывают сюжет как своеобразный флэшбек, поэтому вы сразу знаете, что Девятаев в итоге вернётся домой, даже если вы не в курсе реальной истории советского героя.
Свой среди чужих
К чести Тимура Бекмамбетова и его команды они попытались насытить сценарий дополнительными сюжетными ветками. Главной из них, конечно же, является противостояние Девятаева и Ларина (Павел Чинарев), бывших друзей, оказавшихся по разные стороны баррикад. Именно личностный конфликт делает фильм куда более индивидуальным и интересным.
Но и здесь не обошлось без шероховатостей, которые легко можно было бы исправить. Девятаев и Ларин нам показаны как лучшие друзья, но…только на словах. Зрителю предлагается просто поверить в то, что парни давно знакомы, а их семьи тесно общаются. Пару-тройку совместных сцен, да задушевных бесед, и герои стали бы более живыми, а их конфликт — эмоциональным. Но нет, вместо этого мы имеем антагониста с неубедительной мотивацией и протагониста, которому вынужденно сопереживаешь, так как его поведение выглядит более оправданным с точки зрения морали. Никаких эмоциональных противоречий, никакого межличностного накала здесь, увы, не найти. Хотя актёры в своих амплуа достаточно убедительны и аутентичны.
Технические моменты
«Девятаев» очень хорош как лихой блокбастер про авиацию. Здесь есть классные воздушные съёмки и сцены, которые по динамике и напряжению легко дают фору страстям человеческим. Как только фильм отрывается от земли, он становится почти прекрасен.
И настолько же, насколько фильм хорош с операторской точки зрения, настолько же он отвратителен в плане работы композитора и саундпродюсеров. Неуместный пафос в оркестровых зарисовках, портящий эмоциональность отдельных эпизодов, ни одной мало-мальски запоминаемой мелодии, невнятно записанные диалоги, половину слов которых не разберёшь и со слуховым аппаратом, скромный монтаж звука — это лишь небольшая часть технических проблем, которые действительно раздражают при просмотре.
Стоит ли смотреть фильм «Девятаев»
Работа Бекмамбетова вышла наивной и предсказуемой, но снятой зрелищно и динамично. Актёры неплохо справляются, хоть материал у них на руках не слишком убедительный. Но самое важное — посыл создателей очень правильный. Ведь таких героев, как Михаил Девятаев, нужно знать в лицо, а реабилитация их подвигов — дело благодарное.
Трейлер: