14 июля в каталогах отечественных онлайн-кинотеатров появился новый фильм Романа Михайлова «Наследие». Режиссёр в своей стремительной фильмографии продолжает погружать зрителей в мир грёз и бытовой сказочности. Его кино одновременно показывает то, что знакомо всем на постсоветском пространстве, и что-то совсем неземное, магическое. И этот причудливый микс становится авангардом в современном российском арт-кино.
В фильме «Наследие» зрителя знакомят с Русланом (Олег Чугунов из ленты «Майор Гром: Чумной доктор»), обычным парнем из провинциального посёлка, который тусит с друзьями, ездит на вечеринки в город, словом – ведёт вполне заурядную жизнь.
Однако, как и в любом хорошем кино, обыденность здесь лишь прикрытие, скрывающее глубокие внутренние противоречия и борьбу. А между дел привычных Руслан ещё и навещает местного прикованного к кровати шамана, которого остальные жители деревушки откровенно побаиваются, хоть и регулярно передают тому еду через парнишку. Не самое очевидное занятие для подростка.
На протяжении всего фильма история сопровождается разного рода отсылками с приставкой мета-: в гараже, где работает один из друзей Руслана, висит постер другого фильма Романа Михайлова «Сказка для старых» (не то просто пасхалка, не то намёк на единообразие кинематографичной вселенной режиссёра), в кадре периодически возникают карикатуры на персонажей из предыдущих работ постановщика (Евгений Ткачук, Фёдор Лавров), а вокруг героев то и дело ходят ангелы – чаще во снах, но что здесь сон, а что реальность?
Самым настоящим здесь выглядит мгновенная влюблённость Руслана в девушку на вечеринке (Дарья Мацель), где его друзья впутались в какую-то бессмысленную драку. Эти чувства словно отвечают за земную, если угодно – приземлённую часть жизни Руслана. В то время, как уговор с шаманом об организации его панихиды становится чем-то одухотворённым. И на борьбе двух этих полярностей выстраивается путь Руслана к пресловутому «наследию».
«Наследие» – это фильм о том, как важно сохранять свою индивидуальность, несмотря на все трудности и препятствия. Это кино о том, что каждый из нас – это наследие, которое мы оставляем после себя. И это наследие – это не только то, что мы делаем, но и то, кем мы являемся. Даже если твои решения и поступки противоречат системе или взглядам тех, кто тебя окружает, как противоречат всему вокруг устремления Руслана выполнить уговор с изгоем.
Постоянный оператор Михайлова Алексей Родионов в фильме «Наследие» создал визуальное полотно, которое напоминает нам о том, что кино – это искусство, способное не только рассказывать истории, но и визуализировать их. Каждый кадр – это отдельная картина, которую можно рассматривать в отрыве от контекста, наслаждаясь композицией и цветовой гаммой, отчётливой зернистостью и нарочитым пересветом.
Любопытным решением, влияющим на восприятие истории, стал ход с почти полным игнорированием лица главного героя, которое в кадре появляется от силы минут на 5. Благодаря этому зритель, как те ангелы, наблюдает за судьбой парнишки из-за его плеча и становится соучастником происходящего.
Музыкальное сопровождение Павла Додонова дополняет причудливый визуальный ряд, создавая ту самую сказочную атмосферу на стыке метафоричной истории и современных реалий – не зря в кадре и за ним то и дело звучит отечественный рэп в стиле Хаски.
В заключение хочется сказать, что «Наследие» – это фильм, который заставляет задуматься о важном (том, кто мы есть и зачем) и по-новому взглянуть на привычные вещи. Это кино, которое встаёт в один ряд с другими неординарными работами Михайлова во главе российского артхауса, самобытного, чудаковатого, но при этом исключительно понятного нам с вами.
Трейлер: