Первая «Головоломка» вышла целых девять лет назад и стала настоящим хитом как среди критиков (98% на Rotten Tomatoes), так и у зрителей (почти $860 млн в прокате). История про девочку, переживающую из-за переезда, и её эмоции, показанные внутри головы, стала для всемилюбимой студии Pixar очередным успешным лотом в богатой на отличные проекты библиотеке. С тех пор утекло действительно много воды и изменилась не только Райли. Однако сиквел получился достойным оригинала, хоть и сделан был в первую очередь с капиталистической целью.
Шо по сюжету?
С переезда из Миннесоты в Калифорнию прошло два года. Райли теперь 13 лет. Она адаптировалась в школе, завела подруг и успешно показывает себя на льду в составе местной хоккейной команды. Её личность сформировалась в Древо убеждений, состоящее преимущественно из радостных воспоминаний. Главный лозунг Райли: «Я хороший человек». Жизнь девочки складывается так гладко благодаря усилиям пятёрки базовых эмоций в её голове: Радости, Гневу, Печали, Страху и Брезгливости.
В один день, после очередного потрясающего матча, Райли и её подружек приглашают на трёхдневные хоккейные сборы, где у девчонок есть шанс проявить себя и попасть в новую крутую команду. Однако буквально перед мероприятием оказывается, что лучшие подруги скоро перейдут в другую школу, а в добавок к этому в голове героини начинается пубертатная перестройка и спектр эмоций пополняют ещё четыре персонажа: Тревожность, Зависть, Стыд и Хандра.
Новые эмоции поначалу стараются сработаться со «старичками». Но в итоге решают сломать личностное Древо убеждений, а великолепную пятёрку (без вратаря, к сожалению) подавить, заперев в сейфе, где хранятся секреты. Теперь Радости и её коллегам по управлению мозгом нужно вернуть хорошую личность Райли и не дать Тревожности испортить девочке жизнь, сформировав новые убеждения из тревожных воспоминаний.
Головоломка по увеличению сборов
Как известно, студия Pixar переживает сейчас не лучшие времена. Не так давно «корпорация прыгающей лампы» уволила 175 сотрудников (это 14% всего штата), среди которых оказались и художники второй «Головоломки». Теперь эти работники не получат премии за отличные сборы мультфильма (на момент написания материала лента уже собрала $500 млн по миру), хоть и трудились с ночными переработками.
Подобные действия связаны напрямую с Disney, генеральный директор которого решил, что «мышиному домику» нужна перестройка (видимо, тоже пубертатная). Внезапно выяснилось, что зрителям неинтересно смотреть уйму средних и плохих проектов, поэтому решили: «лучше меньше, да лучше». Понимаем, до этого трудно додуматься, не потеряв несколько миллиардов долларов. Так что теперь множество работников попадают под увольнение, и штат Pixar не стал исключением.
Вдобавок, последние проекты анимационной студии приносили много убытков: начиная с мультфильма «Вперёд», вышедшего в ковидный период, и заканчивая откровенно плохим «Баззом Лайтером» и довольно средним «Элементарно». Исходя из потери зрительского интереса, боссы Disney решили поменять политику и вместо «личных проектов режиссёров» отдавать больше предпочтения известным брендам и продолжениям. Учитывая, что глава Pixar как-то назвал сиквелы «творческим банкротством», довольно странная стратегия.
Однако вторая «Головоломка» и её кассовый успех теперь определённо закрепят в головах директоров мысль о правильности выбранного пути. Это не обозначает полный отказ от новых проектов, но то, что ближайшие годы зрители будут видеть больше продолжений известных франшиз, чем оригинальных личных историй, практически неизбежный исход. И будет чудом, если каждый подобный мультфильм окажется хорошим и успешным, как «Головоломка 2», где цифра «2» обозначает «усидеть на двух стульях».
Режиссёром сиквела назначили практически дебютанта Келси Манна (десять лет назад он сделал короткометражку «Центр вечеринки» по вселенной «Корпорации монстров»). Отойдя от темы первой любви из мини-мультфильма «Первое свидание Райли», аниматор и один из сценаристов поставил в центр истории подростковое взросление. Девочка выросла из старых вещей, на зубах у неё красуются брекеты с резинками, а эмоции становятся более сложными.
Появившаяся во главе новичков Тревожность сразу разграничивает различие между собой и Страхом, рассказывая, что защищает девочку от опасностей будущих, а не сиюсекундных. Не факт, что эти события случатся, но всем до боли знакомо чувство возможной неудачи, которое способно пожирать изнутри и привести к ещё более худшему исходу. К слову, скорее всего из-за некоей схожести и общего желания уберечь Райли от опасности, Страх на протяжении всего фильма ставит в пример Тревожность (даже немного восхищается), хоть и остаётся на стороне Радости.
Я каждый день скрываюсь от панических атак
То, что «Головоломка» не подразумевала продолжения — очевидный факт. Однако создатели приложили все усилия, чтобы сиквел получился достойным оригинала. Трепет и уважение к первой части очень заметны (порой даже слишком, учитывая самоповторы). Хотя, если задуматься, отсутствие всех новых эмоций у родителей изрядно портит логику устройства мультвселенной. Их не было в первом проекте и короткометражке (по понятным причинам), а здесь они отсутствовали весь фильм, появившись под конец (и то не все). Конечно, это не самый большой сюжетный косяк, который мог появиться при создании истории, но внятное объяснение отсутствия персонажей всё равно хотелось бы увидеть. Иначе капиталистические причины появления нового мультфильма на свет начинают выпирать более явно, чем того хотелось бы.
Несмотря на незначительные недостатки в виде меркантильных целей, самоповторов и беспроигрышного стерильного выбора темы, Pixar удалось создать отличный сиквел. «Головоломка 2» — это определённо классный мультфильм. Лучший со времен «Луки». Он вторит оригиналу, но при этом поднимает важные и нужные вопросы. Ленту будет интересно смотреть как взрослым, так и детям. Так сказать, всё в лучших традициях «золотой эпохи Pixar», когда каждый проект становился шедевром.
За полтора часа со зрителями успевают поговорить о взрослении, о важности психологического здоровья, о самоопределении и формировании личности, о командной работе и, конечно, о дружбе. Вторая «Головоломка» отлично умещает в себе всё многообразие тем, создаёт прекрасную почву для размышлений и демонстрирует несколько великолепнейших образов. Например, испытанная Райли паническая атака, или фраза, что с возрастом радости становится всё меньше, произнесённая самой Радостью, — это невероятно сильные моменты.
Также создатели немного расширяют вселенную внутри головы героини (куда же без этого). Зритель знакомится с Бездной Сарказма, горой Крашмор, а также с Хранилищем Секретов. Помимо этого, вторая «Головоломка» может похвастаться несколькими новыми интересными персонажами. Самый крутой из них — это сумка-банан по имени Бананчик, напоминающий Подручного из «Клуба Микки Мауса» и Карту из «Даши-путешественницы». Кстати, у меня есть теория, что если мультфильм продолжат и дело выйдет за пределы головы, то зрителей встретят «быстрые как пуля — лейкоцит и пилюля: Оззи и Дрикс!».
По традиции стоит сказать, что визуальная составляющая у Pixar просто выше всяческих похвал. Мир, как всегда, проработан очень детально, а на персонажах при желании можно разглядеть каждую ворсинку и блёсточку. «Головоломка 2» истинное наслаждение для глаз. Мультфильм оправдывает каждый доллар из своего 200-миллионного бюджета. Понятное дело, что проекты студии всегда славились своей графикой, так почему новый должен был стать исключением? Согласен, но не выделить отличный визуал ленты было бы настоящим преступлением, учитывая титанические старания и ночные переработки людей, которых, к тому же, так несправедливо сократили.
Шо в итоге?
«Головоломка 2» отлично демонстрирует, что человеку довольно трудно жить с пятью базовыми эмоциями, а тем более формировать свою личность, исходя из какой-то одной. Все мы злимся, грустим, тревожимся, радуемся, завидуем — и это абсолютно нормально. Эмоции не делают нас ни хорошими, ни плохими (это определяют поступки). Они лишь показывают, что все мы — просто обычные люди. Такие разные, но внутри чувствуем одно и то же. Однако несмотря на тревожность, стыд и страх всегда нужно уметь находить радость в жизни, ведь с возрастом её и правда становится меньше, а вот насколько — зависит от вас. Каждый должен сам для себя решить, какой эмоции отдать свой головной пульт управления.