Спроси сейчас подростка, знает ли он мультфильм «Побег из курятника», вероятность отрицательного ответа весьма высока, ведь даже тем, кто родился в один год с релизом картины, уже исполнилось 23. И если к среднестатистическому мультфильму студий Disney/Pixar или DreamWorks («Корпорация монстров» и «Шрек», к примеру, вышли годом позже) такой вопрос не корректно применять в виду того, что эти компании – мастодонты индустрии, то творения студии Aardman Animation – нишевые образчики кукольной анимации, хоть и качественно, но редко балующие зрителя.
Когда-то удачная (и до сих пор самая кассовая среди кукольных мультфильмов) пародия на фильм «Большой побег» 1963 года спустя два десятилетия обзавелась продолжением, но его целесообразность вызывает вопросы. Беззубое продолжение вряд ли угодит любителям оригинала, а современным зрителям, не знавшим прародителя, так ли сильно сиквел нужен сам по себе?

Весь выводок куриц, спасенных с фермы жестокой миссис Твиди, нашел свой райский островок, а Джинджер и Рокки даже обзавелись ребенком. Птенец Молли, перенявшая характер матери, однажды сбегает из дома, где ее так тщательно оберегала еще не позабывшая темные времена Джинджер. Новое знакомство и жажда приключений приводят Молли в другой «райский» уголок – птицефабрику, где каждая курица мечтает «обрести свое ведро».
«Давно я не видела этот взгляд!»
Питер Лорд и Ник Парк, ответственные за оригинальный «Побег из курятника», теперь на посту исполнительных продюсеров, но дороги, пройденные ими, до сих пор не поросли живой изгородью, ибо режиссер Сэм Фелл прошел сюжетный путь след в след, увеличив лишь хронометраж.

Зрителю предлагается вспомнить оригинальные кадры, участливо подкрепленные знакомой музыкальной темой, курочки остались при своих неповторимых характерах, а антагонист – все та же миссис Твиди. Но сбежать теперь необходимо не из замкнутой территории вокруг себя, а из замкнутого круга мыслей и тревог в своей голове. И, наверное, нет смысла ругать продолжение, которое создано по лекалам всех современных сиквелов, если бы ни временная пропасть между частями.
Мультфильм «Побег из курятника 2» утрирует устоявшиеся паттерны, например, поведенческие. Поэтому каждая курочка будет острее демонстрировать личностные отличия, а шутки будут крутиться вокруг устоявшихся шаблонов. Например, о том, что крыса грызет проводку еще до рождения, а курицы сносят яйца, просто услышав слово «ферма». Этот и другой юмор, построенный на оммажах в сторону «Миссии невыполнима», смотрится неплохо, но довольно скоро забывается в контексте пресной истории.

Несмотря на то, что создатели пытаются поднять непростые темы панических атак и родительского контроля, глубоко раскрутить их не удается в виду поверхностного описания новых персонажей и очищенной от «излишнего» драматизма истории.
«Побег из курятника» был камерной драмой о трагедии душ, ищущих свободу. Гнетущие краски, страшные параллели с концлагерями, сплоченность персонажей в единой борьбе и взрослый юмор делали мультфильм идеально сбалансированным. Сиквел увеличил контрастность цветов, снизил градус трагедии, сменил смелость, обусловленную конкретной целью, на безрассудство, порожденное подростковым кризисом, а маленькая ферма превратилась в огромным бункер, который собрали из дома Тони Старка и крепости Вектора из «Гадкого Я».

И влияние новых технологий трудно не заметить. «Побег из курятника 2» – апофеоз развития анимации. Создатели размахнулись и задействовали, кажется, все доступные виды текстур и возможные игры с тенями и контрастами. Хотите аутентичный куриный домик из сена – получите, а давайте мы противопоставим ему футуристичную ферму – да пожалуйста. Но ради этого пожертвовали камерностью истории и фокусом на персонажах.
Но сложно назвать «Побег из курятника 2» совсем уж плохим мультфильмом. Как минимум, потому что в его основе лежит первая часть, которую он не пытается превзойти. Netflix часто грешит тем, что создает проекты «удобные». Чаще это ремейки или сиквелы, которые составлены по образу оригинала, но отвечающие современным требованиям западного зрителя: повестка, динамика, нехитрое развитие сюжета. Но так ли в данном случае необходимо было менять рацион с куриных пирогов на рафинированные наггетсы?