Если вы ничего не слышали о мультфильме «Элементарно», кроме шепотков о его несостоятельности, или хотя бы поверхностно осведомлены, что главными действующими лицами являются стихии огня и воды, это уже внушительный багаж знаний для тех, кто не следит за каждым чихом крупных студий. Яркой рекламной кампании у мультфильма попросту не было, а ставка на Канны и дифирамбы от критиков, которые бы занесли мультфильм в одну группу с мастодонтами Pixar былых лет, не сыграла. И пока критики сжигают до угольков проект Питера Сона («Хороший динозавр»), а зрители вялотекуще плывут в сторону кинотеатров, прослышав о нем хотя бы путем сарафанного радио, разберемся, почему Pixar явил один из худших своих релизов?
Помните времена, когда Pixar был гарантией качества? Когда, не разбираясь заранее в тонкостях сюжета, можно было уверовать в его оригинальность. Но все это было в великолепном «до». До того, как Pixar стал частью Disney, до того, как дотошного по отношению к работе Джона Лассетера попросили покинуть пост. В подковерных интригах копаться не будем, но подытожим: Pixar нищает идейно, уходит в самоповторы, перемешанные с повесточкой, которые никак иначе, кроме как онлайн за ужином, смотреть нет желания.
Действие разворачивается в городе Элементал, где живут представители стихий воды, земли и воздуха. Народ стихии огня хоть и живет в границах города, но держится особняком в подобии гетто. Отец семьи мигрантов Берни открывает лавочку, где продает разнообразные вкусности и предметы быта, отвечающие потребностям огненных жителей. Труд всей жизни Берни хочет передать повзрослевшей дочери, но, будучи очень вспыльчивой, Эмбер все чаще выходит из себя при общении с клиентами, а тут еще и «водный» инспектор «напроверял» лавочку на потенциальное закрытие.
«Элементарно» похож сразу на нескольких предшественников: город Элементал будто списан с Зверополиса, стихии, обладающие набором клишированных характеристик, отсылают к эмоциям «Головоломки», а конфликт главной героини с самой собой ассоциативно связан с внутренними метаниями героя «Души». И за одно только это мультфильм не грех обвинить в непростительной вторичности. Почему непростительной? Потому что ни один из компонентов не изучен глубже, чем условно. Физика процессов в городе не работает при детальном рассмотрении, стихии взаимодействуют друг с другом и окружением в соответствии со сценарной необходимостью, отчего страдают еще и элементарные законы логики.
Допустим, зритель закроет на это глаза и сконцентрирует внимание на вопросах миграции, сегрегации, межрасовой любви и поисках себя. Родители Эмбер селятся в условном гетто, поскольку никто из арендодателей не сдает возможным «поджигателям» жилье в городе. Но плохо ли им живется на окраине? Да, вроде как, нет. Огненные – изгои? Они не гонимы из общественных мест (за исключением одного примера). На примере Эмбер зритель понимает, что даже работу в Элементале можно найти. Так остается нереализованным первый идейный росток.
А как дела обстоят с ромкомом? Закрытую Эмбер и эмоционального Уэйда тянет друг к другу. Парень терпеливо помогает возлюбленной заглянуть в себя и понять, чем именно та хотела бы жить. Но за карикатурным характером одного и абсолютной бесхарактерностью другой эмоциональность восприятия погибает, как огонь, затушенный водой. Лишь по остаточному дымку зритель умом понимает – на этом месте разжигали драму.
Эмбер, движимая обязательствами, возложенными на нее ожиданиями отца, не может оставить семейное дело. Проблема самоопределения и сепарации от родителей – сильнейший конфликт – проседает с первых минут. Не понятно, с каких пор зрителя стали считать хладнокровным дураком, но конфликты, которые ранее в мультфильмах студии могли задаваться без слов, картинкой и проникновенной музыкой, теперь проговариваются вслух раз за разом, надоедая настолько, что уже к середине отвечаешь экрану: «Да поняли мы!»
И даже музыка доливает свое ведро тлена в мультипликационный бассейн скуки, в котором, кроме графики (этакие яркие надувные круги на поверхности), остальное – уныло колеблющаяся вода сценарной лени. Несмотря на то, что Сон взрастил сюжет из зерна личного опыта (родители Сона – мигранты), тоска по дому нисколько не трогает зрителя, пресытившегося раскрытой не раз темой, которая надоела, кажется, даже сценаристам.
Мультфильм не может похвастаться ни настроенностью на определенную возрастную аудиторию, ни цельностью содержания. Увы, но элементы «Элементарно» элементарно заезжены.