Болезненного вида девушка пытается собраться с силами в полутьме минималистичной квартиры, но ничего не получается. В комнату входит молодой человек, который пытается её взбодрить и даже предлагает сделать ей макияж, вызывая у возлюбленной улыбку.
С такой трогательной бытовой зарисовки начинается фильм «Больше чем никогда» (Plus que jamais), новая работа уроженки Берлина Эмили Атеф («3 дня с Роми Шнайдер», «Убивая Еву»), которая впервые сняла кино на французском языке и сделала его максимально французским.
Ту самую девушку, которая, как мы выясним немного позднее, больна неизлечимой болезнью, играет жемчужина европейского кино Вики Крипс, её партнёра – Гаспар Ульель. А их история – это попытка показать, как влюблённые пытаются справиться с главной неизбежностью в жизни каждого – смертью.
Принять судьбу или бороться?
Фильмы про персонажей с неизлечимой болезнью неизменно ведут к одному итогу, отличаются лишь пути и акценты. Вот и «Больше чем никогда» не пытается в непредсказуемость: чем закончится картина, вы поймёте с первых минут. Но это вообще не важно. Главное – нюансы и размышления, которыми насыщены диалоги и поступки героев.
Атеф в «Больше чем никогда» сталкивает две точки зрения на приближающуюся смерть – принятие и борьбу – но дипломатично не превозносит одну над другой. У каждой из сторон своя правда, убедительные аргументы и потенциальные сторонники среди зрителей. Впрочем, поклонники психологии будут убеждены, что это просто разные стадии принятия и будут не далеки от правды.

Бенефис актёров
Другой важный нюанс картины – тандем Крипс-Ульель. Они выдают сильные партии по отдельности (большую часть экранного времени героиня проводит вдали от мужа – в Норвегии), но, когда воссоединяются на экране, происходит то, что в мире кинокритики принято называть «химией».
Этот штамп как никакой другой отлично описывает взаимодействие актёров, буквально растворяющихся друг в друге хоть в моменты ссор, хоть в эпизодах интимной близости. Поэтому та самая неизбежность в момент катарсиса достигает своей цели и делает смотрящему если не больно, то точно грустно.

«Больше чем никогда» – последняя большая роль Гаспара Ульеля
Большим достижением картины Эмили Атеф является тонкое и полное нюансов повествование на сложную тему. Кроме того, можно долго рассыпаться в похвале визуальному сопровождению фильма. Величественные и меланхоличные пейзажи норвежских фьордов идеально вписались в историю про последний путь, а разнообразные операторские находки делают неспешное повествование красочнее и атмосфернее. Но то, чего создатели точно не могли предусмотреть – безвременной кончины одного из своих главных артистов.
Гаспар Ульель заглянул в глаза смерти не только на экране, но и столкнулся с ней сам. Он не успел увидеть финальную версию «Больше чем никогда», но если бы ему это довелось сделать, он наверняка остался бы доволен тем, как закончился его путь в кино. Его запомнят молодым, красивым и бесконечно трогательным. А его бездонные глаза во время финального эпизода навсегда останутся одним из самых ярких киновпечатлений 2023 года.
