После долгого брэйншторма и увлекательных дебатов команда «После Титров» рада представить вам свой топ-10 фильмов Кристофера Нолана, выпущенных за прошедшие годы и расставленных нами от худшего к лучшему. Давайте вместе порадуемся выходу «Довода» (увы, в список не вошедшего, поскольку ещё не все из нас его смотрели) и разберёмся, гений ли Нолан?
10. Темный Рыцарь: Возрождение Легенды
Решение по самому неудачному (кстати, это не значит «плохому») фильму Нолана было принято практически единогласно. «ТР: Возрождение Легенды» сумбурен, вводит новых персонажей, с которыми не знает, как поступить, старается завершить всю серию фильмов и при этом быть отдельным произведением, постоянно маневрируя между этими двумя задачами. Фильм затянут, сюжетные дыры тяжело игнорировать, а уровень пафоса просто зашкаливает – но это не значит, что нужно посыпать голову пеплом, если вам этот фильм нравится. Огрехи вполне компенсирует отличная актёрская игра, замечательный саундтрек и очень качественная режиссура. Возможно, если бы предыдущий «Тёмный Рыцарь» не был так хорош, то этот фильм воспринимался бы по-другому. Однако имеем то, что имеем. И это однозначно (опять же, по нашему скромному мнению) самая слабая полнометражная работа Нолана.
9. Дюнкерк
К военным драмам нужно подходить со знанием дела и с пониманием того, что ты хочешь сказать зрителю. Увы, «Дюнкерк» не блеснул так, как на это надеялись зрители. Опять же, фильм очень и очень неплох, однако в итоге получилась странная попытка воссоздать «Спасти рядового Райана» с небольшой изюминкой в виде трёх сюжетных линий, развивающихся за разный период времени. После просмотра фильма в кинотеатре зрители выходили под сильным впечатлением – и, к сожалению, это впечатление выветривается очень скоро, оставляя во рту лёгкий привкус вторичности. Возможно, завышенные ожидания от строки «режиссёр фильма – Кристофер Нолан» слишком сильно влияют на зрительское мнение?
8. Бессонница
Хорошо сделанный, добротный, атмосферный детектив с интересным сюжетом – всё это можно уверенно сказать про фильм Эрика Шёлдбьерга «Бессонница». И вот в 2002 году выходит голливудский римейк от Кристофера Нолана, с прекрасными Алем Пачино и Робином Уильямсом в главных ролях. Странный эффект, который производит этот фильм, можно попытаться объяснить тем, что Нолан любит исследовать одни и те же мысли и идеи о самоубеждении и самопожертвовании, которые в данном случае не очень удачно уживаются с замыслом оригинальной картины. Тем не менее фильм интересен и производит впечатление, показателем чего является одобрение от самого Эрика Шёлдбьерга. Однако этого нам оказалось мало.
7. Интерстеллар
Под громкое негодование одного из редакторов, который просто обожает этот фильм и точно видел его в тройке лучших, научно-фантастический «Интерстеллар», высоко оценённый критиками и называемый многими кинолюбителями истинным шедевром кинематографа, остановил своё шествие по нашему топу всего лишь на седьмом месте. Почему так? Мы долго пытались это обосновать. Однако внеземной саундтрек Ханса Циммера, завораживающая постановка и бесподобная актёрская игра не могут полностью затмить как невероятную пафосность происходящего на экране, так и сюжетные дыры размером с демонстрируемые чёрные. Плюс сам эффект «общепринятого шедевра», который так упорно навязывается со всех сторон, приводит к неприятию фильма у множества любителей кинематографа. Как-то так.
6. Преследование
Для дебютной работы неонуар «Преследование» почти идеален. Его более чем хватает для того, чтобы продемонстрировать почерк режиссёра, темы, которые его волнуют, интересные ходы, которые он использует для воплощения своих идей. Безусловно, на данном этапе развития Нолана ещё видна лёгкая неуверенность и попытки нащупать нечто стоящее, однако фильм (при своём мизерном бюджете в 6000 долларов) безусловно очень хорош и заслуживает только хвалебных слов, хоть и не может посоревноваться за более высокое место в нашем топе.
5. Бэтмен: Начало
После удачных фильмов Тима Бёртона и… кхм… не слишком удачных фильмов Джоэла Шумахера перезапуск франшизы про Бэтмена представлял собой крайне сложную задачу – рассказать историю мстителя в плаще в очередной раз, да так, чтобы это было свежо и интересно, казалось почти невыполнимой задачей. Однако чудеса случаются, и версия Кристофера Нолана не просто превзошла ожидания, но и породила новую волну популярности как героя в частности, так и экранизаций студии DC в целом. Несмотря на довольно стандартную фабулу, таланты Нолана, Бэйла, Фримена, Мёрфи, Ниссона и Кейна смогли вывести фильм на качественно иной уровень. Мы оценили.
Небольшое отступление для того, чтобы поделиться с вами одним интересным фактом – первые четыре места занимают фильмы, каждый из которых кто-то из четырёх опрошенных редакторов поставил в своём личном топе на первое место. Однако демократия – она такая демократия, пришлось приходить к компромиссу.
4. Престиж
Удивительную драму «Престиж» (опять же, сильно отошедшую в сторону от идей первоисточника, однако на этот раз – в лучшую сторону) очень тяжело объяснить, понять её успех тоже нелегко. Несколько раз она пытается обмануть зрителя – и каждый раз зритель рад этому обману и приветствует каждый новый обман с распростёртыми объятиями. Тематика иллюзии создаёт замечательную площадку для манёвров Нолана, который, как фокусник, показывает нам свои пустые рукава, чтобы в следующую секунду достать из них по живой канарейке, а к ним в придачу и нестандартные роли Бэйла и Джекмена. Забраться повыше этому фильму немного мешает налёт нереалистичности в финальном раскрытии карт – однако равнодушным этот фильм вас точно не оставит.
3. Начало
Упадёт ли волчок? Является ли именно он настоящим тотемом Кобба? Эти и многие другие вопросы до сих пор не дают покоя любителям фильма «Начало», фильма о сне во сне во сне, фильма, настолько многослойного, что произведенный эффект ещё долго не будет отпускать поражённого зрителя. Странное сочетание идей, визуала, музыки, сюжета не угнетает, а наоборот, на момент финальных титров позволяет почувствовать себя очень умным и мыслящим человеком. Ну а Леонардо Ди Каприо и его команда просто поразительно тонко рассказывают задуманную историю под чутким руководством Кристофера. Браво.
2. Тёмный Рыцарь
Очень хочется вложить в уста Джокера фразу другого популярного персонажа: «Хаос – это лестница». Тонкое, почти научное исследование зарождения зла и его принципиального отличия от добра, замаскированное под фильм о Бэтмене. Как же редко подобные эксперименты воплощаются в жизнь хоть сколько-нибудь успешно! И тем приятнее видеть, что «Тёмный Рыцарь» имел оглушительный успех и является по-настоящему красивым интеллектуальным кино. Разумеется, гениальную игру Хита Леджера обойти стороной мы не можем – образ Джокера стал настоящим золотым стандартом того, как надо изображать злодеев в кино и противопоставлять их главным героям.
1. Помни
Мы не знаем, что в этом фильме стало залогом успеха. Тема? Сюжет? Гениальный способ изобразить амнезию главного героя так, чтобы зритель переживал все события вместе с ним и испытывал то же замешательство, что и он? Кажется, настолько действенный ход для нелинейного повествования тяжело придумать и ещё тяжелее воплотить в жизнь, однако Нолану это удалось уже в своём втором полнометражном фильме. При этом аспект фильма, касающийся природы существования Сэмми Дженкинса, не всегда поддаётся пониманию даже тех зрителей, которые не раз смотрели «Помни». Что это, если не признак гениальности?
А вы согласны с расстановкой мест в этом топе? Какой фильм Нолана больше всего любите именно вы?
Ознакомиться с обзором на новый фильм Кристофера Нолана «Довод» вы можете здесь.