Мои глаза закрыты: 8 фильмов со слепыми героями

Мои глаза закрыты: 8 фильмов со слепыми героями

Герои подборки не могут пользоваться глазами, но для победы они им и не понадобятся.

Порой чтобы ясно видеть нужно лишиться зрения, ведь глаза могут обмануть. Герои нашей сегодняшней подборки – фехтовальщики, мастера боевых искусств, бывшие военные и детективы и подростки. Те, кто потерял возможность полноценно использовать зрение, но не опустил руки. Встречайте восемь фильмов, где главные герои слепы, что не мешает им жить, любить и бороться.

«Слепая ярость», 1989

Кадр и фильма «Слепая ярость»
Кадр из фильма «Слепая ярость»

Один из самых разнообразных в плане примеренных образов актёр — бесспорно, Рутгер Хауэр. Насколько он может быть устрашающим в «Бегущем по лезвию» или «Попутчике», настолько ему хочется довериться в «Слепой ярости». Как-то сразу веришь, что он запросто может и защитить ребенка, и расправится с целой бандой плохишей, не моргнув глазом (ба-дум-тссс).

Довольно простая по структуре история о слепом, мастерски владеющим лезвием бывшем солдате превращается в настоящий аттракцион благодаря отличной постановке, а атмосфера классического боевика позволяет нам при этом проникнуться историей персонажей. 

Казалось бы, при чем тут «Затойчи»?

Варвара Ульяненок

«Затойчи», 2003

Кадр и фильма «Затойчи»
Кадр из фильма «Затойчи»

Слепой массажист в начале XIX века путешествует по Японии и проводит свободное время в казино. По звуку падения костей он может узнать исход игры и никогда не проигрывает (слепота здесь вообще скорее сверхспособность: сплошные плюсы, а минусов нет – смотреть в этом мире особенно и не на что). Никогда не проигрывает он и в бою, хотя мало кто из героев фильма может сразу поверить, что слепой неловкий старик – великий фехтовальщик. 

Таков, в общем-то, сюжет всех фильмов о Затойчи – от великой «Истории Затойчи» (1962) до любого, даже самого неожиданного из десятков его продолжений.

Однако кино Такеши Китано узнается сразу. Придя в начале нулевых в эту консервативную (и умирающую) франшизу, он снял не столько нового «Затойчи», сколько «Сонатину» (его ранний шедевр) в декорациях «Телохранителя», то есть фильм, чей жанр – имя режиссера.

Снова трение комического и трагического, снова война кланов в провинциальном городке у моря, снова общее ощущение тоски, которое не развеивают даже литры крови. И, конечно, снова монтаж, в котором самурайская практически точность и неожиданность склеек соседствует с изяществом стилистических находок отца с камерой на детском утреннике.

Иван Киляков

«Слепой музыкант», 1960

Кадр из фильма «Слепой музыкант»
Кадр из фильма «Слепой музыкант»

Художественный фильм по мотивам одноименной повести Владимира Короленко. В главных ролях отец и сын Ливановы.  

Слепой мальчик, выросший в тихой усадьбе, начинает узнавать мир наощупь, и однажды его пальцы находят клавиши фортепиано. Но, еще не зная цену своему таланту, он уходит с бродягами «искать правду». И теперь только любовь способна примирить его с миром зрячих.

Владимир Короленко и Татьяна Лукашевич заставляют задуматься над тем, как живут люди, чье восприятие мира отличается от восприятия большинства. Но несмотря на то, что Петр слепой, его переживания близки не только таким как он, его печаль по неполноценности собственной жизни, страх принести близким людям страдание и горечь, знакомы многим абсолютно здоровым людям.

Евгения Смыкова

«Кошка о девяти хвостах», 1970

Кадр из фильма «Кошка о девяти хвостах»
Кадр из фильма «Кошка о девяти хвостах»

Полиция расследует проникновение в институт генетики и гибель его сотрудника, как принято в джалло, то есть никак, и инициативу в свои руки берут слепой Франко, случайно подслушавший разговор сотрудников в ту ночь, и расследователь какой-то газетенки (актёр Джеймс Францискус, герой, так скажем, многих замечательных фильмов – от «Долины Гванги» до более конвенциональных b-хитов). 

В «Кошке» есть почти все, чего можно пожелать от джалло: крупные планы глаз убийцы (жуть), инцестуальные мотивы, провальные попытки научно объяснить природу зла. Поставив в центр слепого героя, Ардженто тоже не прогадал: невозможность Франко видеть оказывается для героя антидотом от зла, которое в картинах режиссёра всегда визуально и всегда завораживает. Буквально неспособный поддаться злу, он не слишком проигрывает от своей слепоты, и это, в общем, ироничная мысль для кинофильма.

Как и расследование героев, фильм из-за обилия лихо придуманных деталей бросает периодически из стороны в сторону, но Ардженто уже во второй картине раскрывает свой главный режиссерский талант – удерживать зрительское внимание буквально на честном слове. При этом в «Кошке» еще нет ни гипнотической атмосферы его позднего кино, ни фирменной работы с цветом, но есть гениальные хичкоковские эпизоды – погоня (как в «Поймать вора»), сцена на кладбище, сцена с отравленным молоком. В общем, чистая радость.

Иван Киляков

«Не дыши», 2015  

Кадр из фильма «Не дыши»
Кадр из фильма «Не дыши»

В постепенно вымирающем Детройте, группа подростков промышляющих мелкими кражами и грабежами, совершает налёт на неприметный домик слепого ветерана войны в Ираке (Стивен Лэнг). Но вместо ожидаемой добычи, в виде денежной компенсации за смерть дочери хозяина жилища, грабители попадают в лабиринт ужаса, где не растерявший боевых навыков слепой ветеран, начинает на них охоту. 

Скромный продюсерский проект Сэма Рэйми покорил зрителей своим жёстким минимализмом (всё действие картины разворачивается в стенах обветшалого таунхауса старого отшельника) и невероятной изобретательностью, которая заново перепридумала жанр «хоррор», при тех же самых исходных данных, но без какой-либо мистики. Только жажда наживы у взломщиков и жажда победы у слепого ветерана, не привыкшего проигрывать в схватках. Выжить должен кто-то один. 

Такой прием многократно использовался разными режиссёрами, но у Федерико Альвареса он, пожалуй, получился самым запоминающимся. Тем более, что без сюжетных твистов здесь не обошлось и главный сюрприз ожидает зрителя в самом конце фильма. Главная звезда здесь, без всяких сомнений – Стивен Лэнг. В его молчаливой жестокости и изворотливости одновременно проступают черты Джейсона Вурхиза и Джона Рэмбо – таких антагонистов ещё нужно поискать. Прекрасно это осознавая, в 2021 году вышел сиквел фильма, где слепой ветеран уже предстал в образе положительно героя, что ожидаемо привело к провалу. Но это уже совсем другая история. 

Виталий Гизатуллин

«Обратный отсчет», 2006

Кадр из фильма «Обратный отсчет»
Кадр из фильма «Обратный отсчет»

Приключенческий фильм Вадима Шмелева о независимой группе ФСБ-неудачников. В Москве может произойти теракт и только они могут предотвратить беду.  В группе есть слепой сапер Крот в исполнении Леонида Ярмольника. Необычный образ – черное пальто, длинные волосы, отменная интуиция и идеальный нюх. Да и весь юмор и положительные эмоции фильма создаются именно благодаря ему.

Евгения Смыкова

«Глаза», 1992  

Кадр из фильма «Глаза»
Кадр из фильма «Глаза»

Молодой хоккеист Костя (Сергей Стеблов) попадает в глазную клинику после полученной на тренировке травме – в глаз попала шайба. В больнице он влюбляется в хрупкую, слепую девушку Настю (Инга Ильм), которой предстоит операция. 

Их короткий и бурный роман в стенах больничных коридоров длится совсем недолго – операция проходит успешно, Настя начинает видеть и понимает, что Костя – совсем не тот человек, которого она хотела бы видеть рядом с собой. Костя переживает нервный срыв и неожиданно слепнет сам. Врачи бессильны и просто выписывают спортсмена домой. 

Историю Ромео и Джульетты, в декорациях разрушающегося строя с яркими реалиями начала 90-х и почти документальной фиксацией быта и окружения главных героев, поставил малоизвестный режиссёр Валентин Хоменко до этого снимавший сюжеты для «Ералаша» и малобюджетные комедии. Его картина очень точно попадает в ритм тогдашней действительности, где глазное отделение больницы выглядит последним пристанищем для подростков, будто не желающих видеть происходящего вокруг и пытающихся найти спасение в любви и заботе. 

«Глаза» – это неуютная, волнующая подростковая драма с обезоруживающим и счастливым финалом, которая на удивление не скатывается в безобразный китч или чернуху. Не самый популярный фильм эпохи 90-х, но точно самый человечный и отзывчивый.

Виталий Гизатуллин

«Хромые мстители», 1978

Кадр из фильма «Хромые мстители»
Кадр из фильма «Хромые мстители»

Этим парням не потребовалось бы двух фильмов, чтобы победить Таноса. По несчастному стечению обстоятельств четверо совершенно незнакомых друг другу людей сталкиваются с озлобленным и мстительным дуэтом мастеров кунфу. После встречи четверо ранее здоровых парней становятся слепым, глухонемым, безногим и безумным. Теперь и они жаждут мести, ради которой придется выучить боевые искусства и преодолеть собственные страхи.

«Хромые мстители» – порождение небезызвестной Shaw Studios, плоть от плоти гонконгских боевиков. Режиссер «Мстителей» Чжан Чэ (один из главных авторов Shaw Studios) – передовик производства. Чэ выпускал по пять-шесть фильмов в год, все плюс-минус одинаковые плоскосюжетные зубодробительные экшены, снятые на коленке за копейки ради молниеносного проката.

Все фильмы Чжан Чэ (как впрочем и 90% родственных лент о боевых искусствах) созданы по формуле «поражение героя – обучение – месть – поражение злодея». «Хромых мстителей» из общей массы выделяет акцент на духовном превосходстве добрых парней над злыми. И те и другие одинаково искалечены физически, но победит тот, кто сможет подняться над увечьями плоти и показать силу духа, а не только стальных кулаков.

Владимир Ростовский

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Вызов, Юлия Пересильд Previous post В космосе, но не о космосе. Рецензия на «Вызов» — главный российский фильм 2023 года
От «Зодиака» до «Достать ножи»: Лучшие детективы XXI века Next post От «Зодиака» до «Достать ножи»: Лучшие детективы XXI века

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *