Встречайте, Голливуд 1920-х годов — пик немого кино, богатые и знаменитые люди, дорогие вечеринки, излищества и разгул. Перед нами истории четырех героев — начинающей актрисы Нелли Лерой (Марго Робби), звезды немого кино Джека Конрада (Брэд Питт), афроамериканца из музыкальной труппы Сидни Палмера (Джован Адепо) и молодого человека по имени Мэнни Торрес (Диего Калва Эрнандес), мексиканца по происхождению, который пробивает себе путь на фабрику грез. Каждый из них будет искать свое место в мире немого и потом звукового кино, справляться с окрыляющими успехами и катастрофическими падениями.
В небольших камео снялись: Тоби Магуайер, Оливия Уайльд, Кэтрин Уотерстон, Фиби Тонкин, Самара Уивинг (все еще похожая на Марго Робби).
Она либо разобьет тебе сердце, либо заставит страдать другими способами и средствами. Это описание не только героини Марго Робби (одна из ее лучших ролей) — юной актрисы, которая готова на все ради карьеры, но и нового фильма «Вавилон» от оскароносного режиссера Дэмьена Шазелла. Его трехчасовая ода любви кинематографу проверяет зрителя не только на терпение (все-таки не маленький хронометраж), но и на стрессоустойчивость во всех смыслах. Фильм оказался настоящими американскими горками: с первого кадра и до последней сцены он несется без тормозов, подкидывая на разных ухабах, перемежая сцены сумасшедших вечеринок с алкоголем, наркотиками и развратом, съемками фильмов и вкраплениями личных трагедий героев.
Впервые в полнометражном кино Дэмьен Шазелл громко заявил о себе, сняв драму о музыканте «Одержимость», где главным были драйв, эмоции и накал. Позже он снял «Ла-Ла Лэнд» — романтическую ностальгию по мюзиклам и ушедшему Голливуду. Объединив свою любовь к фабрике грез времен «золотой эры» и музыкальный взгляд на мир, Шазелл создал «Вавилон», который вобрал энергетику, безумие от «Одержимости» и романтизм «Ла-Ла Лэнда». Режиссер снял фильм для себя, тот, который хотел, — смешной, грандиозный, впечатляющий, трогательный и искренний.
При этом очевидно повторение некоторых идей из мюзикла с Эммой Стоун и Райаном Гослингом в страстной вакханалии с Марго Робби и Брэдом Питтом. Только теперь все звучит острее, смелее, с большим размахом и без всякой скромности. Оба фильма пропитаны любовью к магии движущихся картинок, искусству иллюзий, и требуют признать то, что кинематограф — не второсортное искусство. В нем есть огромная ценность — оно доступно абсолютно всем независимо от статуса и размера кошелька.
«Вавилон» роскошен не только в масштабе, но и в честности. Если в «Ла-Ла Лэнде» акцент был сделан на фантазийность окружающего мира (что читалось и в самом названии картины), то в новом фильме демонстрируется более реалистичное непричесанное закулисье киноиндустрии, и эта беседа взрослее и откровеннее. Шазелл не постеснялся показать, что за фасадом сверкающего великолепия Голливуда «золотой эры» скрывалась гниль и разврат, поглощающие людей, которые приходили в индустрию с желанием делать что-то значимое, а не купаться в реках алкоголя и наркотиков (но попадали именно туда).
Поскольку «Вавилон» рассказывает о кинематографе на стыке двух эпох, то центральной темой становится рассуждение о том, как революция в этой сфере подмяла под себя тех, кто не смог принять новые правила игры. Тогда как раз набирало популярность мнение, что Голливуд — пристанище для всех, независимо от расы, пола и языка (на что намекает говорящее название фильма), и поэтому нам представляют разномастных персонажей с разной судьбой.
В разговоре о переломной эпохе особая роль отводится теме взаимозаменяемости артистов: время одних актеров заканчивается, на их смену приходят другие. Шазелл напоминает, что звезды гаснут, а кино — это больше, чем один артист, оно вечно. Символично, что такой путь проходит и герой Брэда Питта — ведь актер и сам был в похожей ситуации, но благодаря Квентину Тарантино и «Однажды в … Голливуде» он доказал, что его рано списывать со счетов.
Но пусть актерская карьера и имеет конец, кино способно сделать человека бессмертным. Об этом говорил еще отец киберпанка Уильям Гибсон, напоминая, что часто фильмы — разговоры с мертвецами. И в этом особенная ценность кинематографа, о которой не забывают и в «Вавилоне»: артисты умирают, но их след остается, и для кого-то самая неказистая лента может стать лучшим другом в тяжелые времена. И тут снова повторяются слова о том, что кино нельзя считать второсортным, поскольку изначальная суть любого искусства, которое родилось из наскальной живописи — быть доступным каждому.
Создание мира «Вавилона»
Честность и реалистичность проявляются не только в общей тональности истории, где центральный герой — сама фабрика грез, но и в выборе основных лиц для сюжета. Почти у каждого из персонажей есть прототип из реальной хроники Голливуда во времена «золотой эры».
Героиня Марго Робби, Нелли Лерой — прототип актрисы Клары Гордон Боу, звезды немого кино, секс-символа 1920-х с сильным акцентом в речи, пристрастившейся к запрещенным веществам. Но по сути ее можно оценить и как собирательный образ всех голливудских звезд, поднявшихся из низов, познавших славу и не сумевших с ней совладать, погрязнув в разгульной жизни и излишествах.
«Ты либо звезда, либо нет», — главное кредо героини Марго Робби.
Несмотря на то, что официально персонаж Брэда Питта вымышленный, по слухам, он мог позаимствовать несколько характеристик у Джона Гилберта — самого популярного и высокооплачиваемого актера немого кино. Персонаж фактурного Диего Кальвы, Мэнни, скорее всего, представляет всех тех, кто идет в кино в попытке создать что-то весомое, а в итоге Голливуд его проглатывает, и человек уходит ни с чем.
Кроме того, в «Вавилоне» вспоминают историю о первой актрисе китайского происхождения, добившейся успеха на фабрике грез — Анне Мэй Вонг (Ли Цзюнь Ли). А общим хороводом сплетен в фильме руководит известная журналистка светской хроники Элинор Джон в исполнении Джин Смарт — прототип Элинор Глин.
Если говорить о технической составляющей, то «Вавилон» создан на пределе возможностей кинематографа (без учета компьютерной графики). Монтажные склейки невероятны, сумасшедшие сцены, снятые одним кадром — поражают, работа со светом и ракурсами — великолепна, а от натурных съемок не оторвать глаз. Картинка завораживает (если на экране не происходит ничего нелицеприятного). О масштабах съемок «Вавилона» многое говорит уже тот факт, что самую главную вечеринку в начале фильма команда снимала две недели почти без выходных.
И конечно же, музыка. Любимчик Шазелла, композитор Джастин Гурвиц написал саундтреки, которые прекрасно дополняют происходящее в кадре, удерживая ритм и напряжение до самого конца. Но при этом в общий саунд аккуратно вписываются более размеренные мелодии (с нотками «Ла-Ла Лэнда»), которые дают небольшую передышку, чтобы вдохнуть поглубже и снова окунуться в киноразгул. А сцены с кадрами из немого кино вставлены полностью без звука, вызывая ощущение, словно попал в 1920-е.
«Вавилон» Дэмьена Шазелла — фильм-фейерверк, который смешит и печалит, вызывает восторг, страх, а местами и отвращение, он противоречив и безумен, как в принципе и наша жизнь. И жирную точку в своем любовном признании режиссер ставит в финальные 10 минут. Он вспоминает самые внушительные достижения кинематографа почти за 100 лет с момента, как появилось звуковое кино. Оставаясь неисправимым романтиком, он показывает, как изменилось кино, и как изменились мы сами. И эти последние минуты очаровывают и трогают за душу.
Фильм «Вавилон» выйдет на стримингах 21 февраля.