Кевин Смит: За что мы любим главного гика Голливуда?

Кевин Смит: За что мы любим главного гика Голливуда?

Не буду скрывать — третьих «Клерков» я еще не посмотрела, но уже в восторге! Это ли не повод вспомнить нам с вами, почему Кевин Смит так хорош?

В молодости Кевин Смит работал в кинопрокате (волшебное место, где воспитывались режиссеры рубежа веков). Уже тогда он любил всю гиковскую тематику, крутые космические блокбастеры и комедийный жанр. Когда ему было чуть за 20, он увидел фильм Ричарда Линклейтера «Бездельник» и осознал, какое кино он хочет снимать.

С чего все начиналось?

Дебютом Смита стали «Клерки» (1994). Камерная черно-белая комедия, снятая за собственные деньги, в свое время покорила «Санденс» и Каннский кинофестиваль своей простотой, юмором и искренностью. А начинающему комику и режиссеру предоставили карт-бланш — после одного из фестивалей права на прокат купила студия Miramax.

Кевин Смит клерки
кадр из кинофильма «Клерки»

«Клерки» — уникальная кинокартина, сценарий которой написан по канонам дедраматизации. Этим она очень напоминает работы Джима Джармуша. А из-за черно-белой пленки, выбранной, по словам самого Смита, из-за нехватки денег на цветную, чем-то даже творчество Микеланджело Антониони.

История о парнях со скучной жизнью и клишированными мечтами очень запала в душу зрителям, привыкшим видеть на экранах совсем других персонажей. Это превратило «Клерков» из малобюджетного независимого кино в гимн гиков. 

«Клерки», кстати, первая кинокартина, где и появились одни из самых ярких персонажей 21 века — мелкие драг-диллеры Джей и Молчаливый Боб. 

Действие некоторых фильмов Смита проходит в вымышленном городе View Askew в Нью-Джерси. Фанаты так и называют эту серию — вселенная View Askew (View Askewniverse). В нее входят уже упомянутые мной «Клерки» и два их сиквелa, «Лоботрясы», культовая «Догма», дилогия про Джея и Молчаливого Боба, «В погоне за Эми». 

В этих фильмах Кевин Смит раскрылся как комик текстового жанра. У него нет долгих диалогов и разжевываний — каждый пафосный монолог выжат до максимума и заканчивается всегда достойным колким панч-лайном. 

Человек ни физически, ни психологически не способен выдержать безбрежную мощь истинного гласа Господнего. Услышь ты его, твой разум закипел бы, а сердце взорвалось. Мы списали пяток Адамов, пока не разобрались с этим

ангел Метатрон в исполнении потрясающего Алана Рикмана

Кстати, несмотря на то, что Смит отлично «сдает» шутки (можете посмотреть его спешлы и убедится в этом сами), Молчаливый Боб, которого он и играет, как раз славится своей безмолвностью. Очень уместно со сценарной точки зрения прописаны его паузы — тоже прием литературного юмора.

Кевин Смит: За что мы любим главного гика Голливуда?
Кевин Смит на своем стенд ап концерте Silent but Deadly

Не одним жанром едины

Но нельзя сказать, что Кевин Смит — режиссер только комедий. Как раз-таки в комбинировании жанров и постоянных экспериментах в сторителлинге и заключается его режиссерский стиль. Кевин Смит умеет довести ситуацию до абсурда, но так, чтобы зритель максимально верил в происходящие. Это достигается за счет хорошо дополняющих друг друга персонажей.

Например, Бетани, главная героиня «Догмы» в исполнении Линды Фиорентино, потерявшая веру христианка, которой Бог дает важное задание — помешать изгнанным ангелам Бартлби (Бен Аффлек) и Локи (Мэтт Деймон) снова вернуться в рай, получает в помощники Джея и Молчаливого Боба — парней, которые всю жизнь толкали травку школьникам. Такие контрасты помогают сюжету развиваться в неожиданном и захватывающем ключе, независимо от жанра.  

Никогда не снимайте «Девушку из Джерси»…

Во втором периоде своего творчества (разделение довольно условное, давайте назовем его периодом 7-ого правила) Смит снял очень неожиданные работы — «Девушка из Джерси, «Зак и Мири снимают порно», «Красный штат». Эти фильмы оказались далеки от предыдущих работ режиссера и не имели ни коммерческого успеха, ни зрительской любви (хотя все, кто когда-то смотрел кино в 21:00 на канале СТС, «Девушку из Джерси» знают наизусть).

Проекты получились спорными. Но больше всего сам Смит жалел именно о «Девушке». Это был слишком обычный проект, без фирменного авторского стиля с очень медленным и предсказуемым сюжетом, который должен был цеплять звездными актерами (возьмем хотя бы Беннифер), но зацепил не на такие уж и большие суммы. 

Кевин Смит: За что мы любим главного гика Голливуда?
кадр из кинофильма «Девушка из Джерси»

Для фанатов творчества Смита наступили темные времена — режиссер, которого они любили за определенную стилистику и конкретные темы, теперь рассказывает совершенно другие истории другим киноязыком. 

Старый Новый Смит

В 2014 году вышел фильм «Бивень» — треш-комедия, идею которой Кевин Смит со своим другом и коллегой Скоттом Мосье, придумали во время одного из своих подкастов. Смит даже устроил голосование в Твиттере — хотят ли поклонники посмотреть этот фильм.

Финальная работа была принята неоднозначно. Некоторые ликовали, утверждая, что старый добрый Смит вернулся. Другие же негодовали, ожидая вместо абсурда увидеть больше гиковскую сатиру. Сам режиссер хотел сделать альманах в таком сеттинге, но из-за провала второй части — «Йоганутые» — решил проект закрыть. 

Кевин Смит: За что мы любим главного гика Голливуда?
«Йоганутые» — фильм Кевина Смита с Лили Роуз Депп и Джонни Деппом в главных ролях. Семейное кино, можно сказать

Главный гик всея Голливуда

Я уже несколько раз использовала слово «гик» в этом материале, но иначе никак, ведь Кевина Смита называют главным гиком Голливуда (звание более, чем почетное). Причин для этого много. 

В своем творчестве он часто отсылается к комиксам и популярной фантастике. Смит даже писал комиксы для Marvel в конце 90-ых, а дочь назвал в честь Харли Куинн. Персонажи его фильмов очень органичны, в них нет карикатурности, как в героях «Теории Большого Взрыва» (где, кстати, у него было камео).

Сами проекты Смита стали настолько популярны, что ссылаются уже на них: «Капитан Марвел», например, вставляя фирменное камео Стэна Ли, сделали его читающим сценарий «Лоботрясов».

Имена персонажей многих фильмов View Askewniverse позаимствованы у героев культовых «Челюстей» — одной из самых великих кинокартин по версии Кевина Смита.

На самом деле, отсылки Смита куда глубже и интереснее, чем кажется на первый взгляд. Помимо поп культуры он часто цитирует мифологию разных народов, христианство, независимые фильмы и даже … хоккей — во многих его фильмах либо кто-то играет в этот вид спорта, либо использует его атрибутику не по назначению.

Кевин Смит: За что мы любим главного гика Голливуда?
кадр из кинофильма «Догма»

Пасхалки в его работах можно увидеть и на самого себя. Кевин Смит овладел искусством отсылок к собственному творчеству в совершенстве. Он часто цитирует предыдущие работы, оставляет макгаффины прошлых проектов в качестве аллюзий. Можно даже назвать это его собственной экосистемой (не без лишнего пафоса, разумеется). Каждый последующий фильм View Askewniverse — это органичное и, на мой взгляд, элегантное разрушение той самой магии кино. Персонажи развиваются не только согласно возрасту и времени, но и в контексте мироощущения самого Кевина Смита и развития комедии и кинематографа в целом.  

Судя по трейлеру, третьи «Клерки» будто должны завершить эту долгую историю о двух вроде бы скучных, но на самом деле нет, Данте и Рэндале. Лично я жду чего-то совершенно нового и очень трогательного, а вы?

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Бежать от шторма. Рекап 6 эпизода сериала «Дом дракона» Previous post Бежать от шторма. Рекап 6 эпизода сериала «Дом дракона» 
Андор Next post Никому не доверяй. Рекап четвертого эпизода сериала «Андор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *