Всем поклонникам Финчеровского клуба Дэвид Литч уже давно известен (даже если вы об этом не догадывались), потому что именно он был дублером Брэда Питта (а еще в «Мистере и Миссис Смит», «Трое» и в «11 друзьях» Стивена Содерберга). Почему он поменял страховочные тросы на кресло режиссера – разберем в сегодняшнем материале.
Страсть Литча к боевым искусствам
В юном возрасте Дэвид Литч (Википедия настоятельно рекомендует не путать с Дэвидом Линчем) побывал на выступлении китайского театра Кунг Фу, что сильно поразило его и влюбило в боевые искусства. Но в Кохлере (в родном городе будущего режиссёра, штат Висконсин) не было ни одной спортивной секции по этому направлению, поэтому он сам обучился основным приемам по журналам и книгам, тренируясь в гараже (не только в Кремниевой долине все начинается в этой пристройке, как видите).
Его увлеченность и страсть помогли поступить в престижную Академию боевых искусств Дана Инсанто — человека, который тренировал и ставил трюки многим звездам первой величины в Голливуде, таким как Брюс Ли, Чак Норрис и Дензел Вашингтон.
После окончания обучения Дэвид открыл свою школу.
Литч владеет разными видами единоборств, среди которых муай-тай, бокс, рестлинг и кикбоксинг.
От боевых искусств к искусству кино – как Литч попал в Голливуд
Дэвид Литч часто и успешно выступал на американских соревнованиях по восточным единоборствам. На очередном мероприятии он познакомился с Чадом Стахелски — голливудским дублером, который на тот момент был уже довольно известным в киносфере после работы с Бренданом Ли в фильме «Ворон» (1994). Именно Чад уговорил Литча попробовать себя на каскадерском поприще.
Его дублерским дебютом становится проходной боевичок «Главная мишень» (1997), через шесть лет Литча приглашают в качестве режиссера второго подразделения в фильме «В аду» (2003), где он сам уже дублирует самого Жана-Клода Ван Дамма.
Вместе со Стахелски в 1997 году они основывают «89Eleven» – компанию, которая занимается постановкой боевых действий и экшен-дизайном в кино. В этом же году они работают вместе с братьями Вачовски над первой «Матрицей», что приносит успех всем причастным. По сей день «89eleven» – одна из самых востребованных компаний в Голливуде.
Дэвид Литч выступил в качестве координатора трюков в фильме «Трон: Наследие» (2010) и был режиссером второго подразделения в таких проектах, как «Росомаха: Бессмертный» (2013), «Мир Юрского Периода» (2015) и «Первый Мститель: Гражданская война» (2016).
Почему Дэвид Литч не числится в титрах как режиссер «Джона Уика»?
Компания «89eleven» быстро набрала обороты и работала над высокобюджетными проектами, в которых часто отмечали именно хорошую поставку fight-сцен. Так, к примеру, команда Литча получает две премии от Гильдии киноактеров США за «Ультиматум Борна» в 2008 году.
Неудивительно, что, получив предложение сыграть Джона Уика в 2012 году от Thunder Road Pictures, Киану Ривз сразу настоял на том, чтобы нанять именно команду «89eleven» для постановки экшен-сцен, коих планировалось немало в будущей истории про любовь киллера к своей собаке. Даже в самой первой версии сценария, которую вместе со сценаристом Дереком Кольстада Киану изменил под себя, главный герой был мастером восточных единоборств.
Сам Ривз не раз говорил в интервью, что его восхищала работа дуэта Стахелски-Литча, и он был уверен, что мир, созданный Кольстада, придётся ребятам по душе. Поэтому, когда Стахелски предложил свою кандидатуру на пост режиссера, продюсеры удивились, а именитый актер — нет (кстати, именно Чад был главным дублером Киану в «Матрице»)
Официально на бумагах только Чад числился режиссером. Но по факту это была парная работа. Исполнительный продюсер проекта Бэзил Иваник всегда отзывался о режиссуре первого «Джона Уика», как об их режиссуре, их творческому видению.
Сольный путь Дэвида Литча
Неожиданный и колоссальный успех «Джона Уика» (2014) и, как ни странно, «Рейда» (2012) показали киноиндустрии, что у зрителя есть большой запрос на фильмы с увлекательным и цепляющим, а, главное, преобладающим экшен-дизайном. Поэтому вопрос о том, что история белорусского киллера станет франшизой, не стоял. Однако Литч решил не присоединяться к проекту в качестве режиссера (он выступил в качестве исполнительного продюсера второй части, но дальше покинул команду окончательно). Он начал разработку своего собственного проекта.
Дэвид – большой фанат графических романов, поэтому его следующим фильмом, первым сольным на этот раз, стала экранизация «The Coldest City» Энтони Джонстона и Сэма Харта, который нам с вами известен под названием «Взрывная Блондинка». Сценарий к фильму написал Курт Джонстад («300 спартанцев»).
Главные роли сыграли Шарлиз Терон и Джеймс МакЭвой, а на небольшую, но важную роль был приглашен Джон Гудман (это, кстати, своего рода маркер режиссера, он и в другие свои проекты будет приглашает звезд первой величины на небольшие роли, почти камео).
Из «Джона Уика» в «Блондинку» перекочевал оператор-постановщик Джонатан Села (Села будет участвовать во всех фильма Литча) и его неоново-нуарная эстетика — световые схемы и цветовая палитра почти идентичны предыдущему фильму режиссера. При этом сама атмосфера пост-военного Берлина перед масштабными изменениями передана очень чувственно и индивидуально.
В этом фильме мы видим еще одну авторскую фишку Дэвида Литча: сложная fight-сцена в замкнутом пространстве, снятая будто одним дублем. Конкретно в «Блондинке» – это противостояние героини Шарлиз Терон группе агентов, которая происходит в типичной советской коммуналке (лакированная деревянная мебель, как была в квартире вашего деда, и ковры на стенах присутствуют).
Несмотря на рабочую и успешную схему создания фильма и высокие оценки критиков, «Взрывная блондинка» хоть и окупилась, но любви у публики не вызвала. Многие отмечали сценарные проблемы, для некоторых «Уик в юбке» показался слишком вторичным.
Однако это не помешало истории тройного агента стать карьерным трамплином для Дэвида Литча.
«Дедпул 2» и «Форсаж» – как Литч начал снимать блокбастеры
Большим успехом Дэвида Литча стал второй «Дэдпул». После «Взрывной блондинки» он был самым уверенным и солидным из рассматриваемых кандидатов на пост режиссера.
Задача стояла сложная: нужно было не только не опустить планку уже успешного блокбастера, но и сделать сиквел в разы зрелищнее предыдущей части. Здесь Литч не просто хорошо справляется, он проявляет себя в полной мере и со стороны авторской режиссуры.
Он привносит в уже, казалось бы, сложившийся стиль фильма свои авторские фишки. Взять к примеру хотя бы известную мощную автомобильную погоню – это все те же fight-сцены в замкнутом пространстве, но на колесах. Несмотря на то, что общие планы были сделаны с помощью графики, крупные планы – постановка в павильонах.
Все сцены с Джошем Бролиным пропитаны той самой неоново-нуарной эстетикой, о которой мы говорили чуть выше. Литч придумывает забавное и знаковое камео Брэда Питта (с которым уже давно находится в хороших отношениях), и берет на роль второго плана Билла Скарсгарда, с которым уже работал в «Блондинке».
Когда речь зашла о спин-оффе одной из самых популярных на сегодняшний день франшиз «Форсаж», где история должна была рассказать нам больше о Люке Хоббсе (Дуэн Джонсон) и Декарде Шоу (Джейсон Стэйтем), студии Seven Bucks Productions и Universal Pictures сразу пригласили Дэвида Литча.
Они отмечали, что Литч может не только в постановку зрелищных сцен, но и в раскрытие персонажей, и сами Джонсон и Стэйтем были рады такому выборы (Литч в свое время был дублером Стэйтема в «Механике»).
Литч видел эту историю в духе боевиков 80-ых, таких как «Смертельное оружие», где противостояние героев перерастает в сотрудничество и все это на фоне масштабных перестрелок. Ему хотелось придать спин-оффу свой собственный колорит и сильно отделить его от основной ветки повествования «Форсажа», в первую очередь, легкостью и юмором. Убрать ту серьезность, что есть в предыдущих кинокартинах, и выкрутить коронную пафосность на максимум, чтобы это уже граничило с абсурдом.
Но «Хоббс и Шоу» остается частью гоночной франшизы – тут также поднимаются вопросы важности семьи, сотрудничество закона и криминала, нереалистичные погони на очень дорогих тачках. Помимо этого тут мы видим и саму авторскую руку Литча – хорошо поставленные боевые сцены, отчасти даже неожиданно жесткие для тона повествования, что очень роднит эту киноленту с «Дэдпулом 2».
По итогу «Форсаж: Хоббс и Шоу» укрепляют позиции Дэвида Литча как режиссера зрелищного кино, помогают ему хорошо заработать и обзавестись связями, хотя, конечно, вряд ли мы будем вспоминать этот фильм, как что-то грандиозное в его фильмографии.
Кто может быть быстрее пули? Только Аарон Тейлор-Джонсон
Следующим режиссерским проектом Литча становится фильм «Быстрее Пули». Литч приглашает на главную роль своего друга – Брэда Питта, чье амплуа после Тарантиновского «Голливуда» окончательно сменилось со смазливого красавчика на брутального мачо с загадочным прошлым, что хорошо отразилось на прокате Bullet Train.
«Быстрее пули» – это не только качественный экшен-фильм с крепким и запутанным сценарием. Это результат накопленного опыта предыдущих проектов. Кино больше не является только балетом боевых искусств на нуарных фонах, прерывающимся на диалоги, – здесь мы видим качественный рост Литча, и этим нам фильм особенно ценен.
Сама кинолента настраивает на вайб Такаси Миике, не только тем, что действие происходит в Токио, но и ритмом повествования и типам персонажей.
Сам сюжет с обилием интересных героев, которые за короткое экранное время успевают пройти каждый свою арку, больше напоминает структуру альманаха. А наличие восточно-европейских корней у антагониста закрепляют еще один авторский маркер Литча – кто-то обязательно связан с «советами».
Нережиссерский опыт Дэвида Литча
Дэвид Литч не пишет сценарии к своим проектам. Думаю, это связано с провалом мокьюментари фильма «Слэдж: нерассказанная история», в котором он в первый и последний раз выступил в роли сценариста. Лента задумывалась пародией на закулисье Голливуда, но юмора никто не оценил (3.8 на IMdb).
Зато Литч успешен как продюсер. Под его руководством вышел «Никто» Найшуллера, что очень здорово, потому что, на мой взгляд, киноязык Ильи и Дэвида очень схож (одна их общая страсть к смачному мордобою чего стоит!).
Также он продюсировал «Кейт» с Вуди Харрельсоным и «Жестокую Ночь» с Дэвидом Харбором. Влияние Литча можно почувствовать в обеих картинах, но вот в «Ночи» они могли бы и постараться с постановкой боевых сцен, для такого именитого продюсера они смотрятся простенько (6 монтажных склеек на один вылет в дверь? Дэвид, надо было бить их палками, чтобы лучше работали!).
Чем Дэвид Литч порадует нас в ближайшее время?
Сейчас Литч работает над фильмом «The Fall Guy» («Каскадеры» – российская локализация) с Райаном Гослингом, Эмили Блант и Аароном Тейлором-Джонсоном в главных ролях. Фильм станет ремейком одноименного сериала 80-ых, а премьера назначена на 2024 год.
Предсказать, каким он будет, пока трудно. Фильм точно расскажет нам историю каскадера, который подрабатывает частным детективом. Такой синопсис и такой актер непроизвольно отсылают нас к фильму о другом трюкаче, который тоже подрабатывал, но по ту сторону закона. Обширная фильмография Гослинга доказывает нам, что тот может сыграть абсолютно любой типаж с абсолютно любой сложностью постановки, поэтому увидеть его у Литча особенно интересно.
Келли МакКормик, продюсер «Каскадеров» и «Быстрее пули», уверила нас, что грядущий фильм будет очень личным для самого режиссера и будет отчасти ссылаться на его собственную жизнь.
Будут ли «Каскадёры» – «Фабельманами» Литча? Вряд ли. Но думаю, в 2024 году нас ждет огненный и увлекательный экшен со звездным составом и интересными авторскими фишками Дэвида.