Пермь, наше время, россияне на пороге покорения Марса. Сотрудники шоколадной фабрики выполняют рутинную работу: пункт охраны, дезинфекция, маски на лицо и шапочки на голову, а потом долгий рабочий день. Этот день отличает только отрезанный палец одной из женщин, которые трудятся у станков от звонка до звонка. Свою маленькую, но очень «важную» работу выполняет и Анна Бородина (Анна Михалкова), которая, как и все здесь, ради семьи и их благополучия. Привычную и стабильную жизнь разрушает день, когда, упав на льду, она начинает слышать мысли чего-то или кого-то межпланетного.
Жизнь – как она есть
Российская глубинка в последние десятилетия стала пристальным объектом кинематографистов, и если раньше главные герои были жителями (хоть и часто приезжими!) Москвы или Петербурга, то сейчас тренд скорее на маленькие истории регионов. И если в одних «глубинка» показана с абсолютно негативным подтекстом («Левиафан», «Жить» 2011 года), то в других с позитивно-романтизированным («Поехавшая», «Родные»), а нейтрального и обычного, в хорошем смысле, мало.
«Чувства Анны» – здорово сделанный фильм с художественной точки зрения. В нем ярко, но приземленно показаны все локации. Здесь и небольшая квартира с фотообоями-пальмами на кухне, граничащая с обыкновенным залом (не гостиной!) и стареньким раскладным диваном в нем; и профессорский дом с бесконечными книжными шкафами и томиками Пушкина; и конфетная фабрика, напоминающая то ли советский ДК, то ли космический корабль.
Во всех декорациях чувствуется бесконечная душевность, с которой они создавались. В них же – полное отражение каждого из обитателей. Космос тоже показан на редкость красиво и завораживающе, при этом тут не тратили миллиарды на производство (привет, «Вызов»).
Спасите друг друга
Чувства и чувственность живут в каждом из нас. Из них произрастают все остальные эмоции, а они формируют восприятие и отношение к чему-либо. «Чувства Анны» показывают нам этот процесс со стороны. Тема постоянного присутствия и проникновения в частную жизнь невероятно популярна, и здесь она реализована в полном объеме. Начиная от оператора, который лезет в самые потаенные уголки души, до камеры сына главной героини, решившего стать стримером. Контент трансляций, конечно, довольно специфичный, а желание найти что-то очень тайное и кричаще популярное высоко.
Однако чувства Анны правда важны: через нее, как через проводника, которым многие считают ее, говорит инопланетное. Прикоснуться, к новому Иисусу Христу, как в шутку, конечно, называет ее муж (Тимофей Трибунцев), теперь хотят все – и простые люди, которые хотят найти спасение для себя и близких, и китайские телевизионщики, и те, кто изучает космос на предмет новой жизни. Роль проводника, который по своей природе существует только в момент, когда идет ток, скоротечна, и его задача передать главное – энергию, или, как в нашем случае, мысль.
Российское кино, в отличие от зарубежного, использует инопланетян в качестве выражения пацифистского высказывания. «Любите друг друга» – вот главный ключ к спасению человечества, ведь все космическое взаимосвязано, и если умрут одни, то умрут и другие. Наверное, эта мысль – главное, что есть в фильме, ведь она такая же красивая, глубокая и бесконечная как космос, но и такая же порой жуткая и одинокая.
Героиня Анны Михалковой полностью отражает это. В ней, как и во всем фильме «Чувства Анны», сочетается доброта и злоба, натуральность и «сделанность», любовь и ненависть. В этих противоречиях сущность фильма, его игра со зрителями, ведь вопрос сможем ли мы быть нежными друг к другу, останется до конца.
На марсе классно?
Космос, в фильмах Анны Меликян, был раньше как минимум один раз – в герое Евгения Цыганова, продававшего в «Русалке» землю на Луне. В «Чувствах Анны» с ним обстоят дела сложнее. С одной стороны, он повсюду: на улицах висят плакаты «Марс – наш!», на шоколадной фабрике отбираются добровольцы, а телеведущая Екатерина Андреева с Первого канала подробно рассказывает о каждом шаге на пути покорения новой планеты, сосуществуя с новостями о массовых заражениях неизвестной смертельной болезнью. А с другой образы зеленых человечков, которым где-то под Пермью стоит памятник, – это совершенно простые мысли про доброту и принятие друг друга, тысячи похожих текстов в интернете. Грань между реальностью и возможной проекцией истинных желаний Анны очень тонкая.
«Человечество не готово к полету на Марс» – а может быть и правда? В мире, где любви и человечности нас приходится учить как чему-то очень сложному и недосягаемому, хватает своих проблем. Возможно, нужно сделать планету такой же желанной как тот Марс, на который все возлагают надежды. И может тогда, на земле, где мы живем, тоже станет классно?!