Один и без оружия: рецензия на фильм «Легенда о самбо»

Один и без оружия: рецензия на фильм «Легенда о самбо»

В широком прокате фильм Андрея Богатырёва «Легенда о самбо», в котором режиссёр пытается вернуться в жанр эксплуатационного кино.

1918 год. Во время русско-японской войны молодой подпоручик Виктор Спиридонов (Дмитрий Павленко) чудом остаётся в живых в битве при Мукдене. Там же он впервые увидел элементы японской борьбы дзюдо. После этого, уже в госпитале, раненный Спиридонов, стараясь не забыть увиденное, аккуратно по памяти зарисовывает в тетрадку основные приёмы и броски, со временем добавляя уже своё и вырабатывая первый пласт спортивного единоборства названного впоследствии самбо.

Через какое-то время уже успешного специалиста по боевым искусствам Виктора Спиридонова приглашают на работу в ЧК обучать сотрудников ведомства и милиционеров новому виду борьбы, чтобы те могли дать отпор в уличных схватках с бандитами, если кто-то вдруг остался без оружия.

Один и без оружия: рецензия на фильм «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»

1936 год. В Москву приезжает группа японских мастеров-дзюдоистов. Было принято решение организовать между СССР и Японией товарищеский поединок, но «товарищеский» — это условность: победа должна остаться за советскими спортсменами. В день схватки в Москву приезжает еще один мастер дзюдо, самородок из Новосибирска — Василий Ощепков (Вольфганг Черни), который в последний момент выходит на решающий бой с японским мастером и побеждает.

Спиридонову не нравится, что Ощепков приглашает на тренировки любого желающего, тогда как система должна работать только в органах, иначе любой преступник обратит это оружие против тех, кто их задерживает. Разрастающийся между ними конфликт разделит не только их учеников, тектонический сдвиг затронет и приближающуюся спартакиаду. Вопрос стоит ребром: кто будет представлять советскую школу? Спиридонов или Ощепков? Ведь победитель возглавит первый тренировочный центр в стране.

Один и без оружия: рецензия на фильм «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»

Сюжет фильма на бумаге похож на вполне типичный и довольно популярный сегодня спортивный байопик со стандартным набором казённых стереотипов. Но, умеющий работать с материалом, постановщик фильма «Легенда о самбо» Андрей Богатырёв пошёл по иному пути, по сути, снова продемонстрировав свои богатые синефильские корни, как и в снятом им ранее «Красном призраке». То есть, представил яркий, цветастый эксплотейшн с уклоном в семидесятнические гонконгские кунг-фу боевики, пачками выходившие на телевидении и которые потом разухабисто процитированные Квентином Тарантино в «Убить Билла».

Музыка как в фильмах Рэймонда Чоу, мягкие полутени, резкий зум на глаза, зернистая картинка, комиксовая раскадровка и крепкие кулаки — как главный инструмент борьбы между плохими и хорошими. Точнее между некогда классовыми врагами (слова «буржуй» и «контра» тут звучит едва ли не чаще, чем само слово самбо).

Но на деле красочных схваток тут явно недостаточно, что совсем не похоже на Богатырева, снявшего в том же «Призраке» залихватскую перестрелку, отдавая дань уважения спагетти-вестернам. В «Легенде о самбо» постановщик вдруг неожиданно смещает акценты и не смакует самые лакомые моменты схватки, предпочитая или уводить камеру в сторону или крупно фокусироваться на лицах участников битвы, чем-то напоминая полотна эпохи романтического реализма. Все самые выразительные и необходимые элементы жанра обидно остаются за кадром.

Один и без оружия: рецензия на фильм «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»

Историческая часть фильма тут тоже, в общем-то, весьма условна, о чем предупреждает закадровый титр в самом начале фильма (слово «легенда» тут не просто так). В итоге получается экшн-боевик без красочной хореографии схваток и исторический байопик с несколько вольным изложением фактов, а местами уходящий в самопародию. «Легенда о самбо» слишком увлекается плакатной борьбой с системой внутри сюжета, вытесняя обаятельные мелочи нишевого кино, но в итоге эту борьбу проигрывает, растеряв по пути всё настроение, на которое Богатырёв и держал ориентир в самом начале.

Тем не менее у картины «Легенда о самбо» есть ряд очевидных плюсов. Во-первых, это игра талантливого Алексея Шевченкова, фактура играющего мускулами Вольфганга Черни (ему очень идёт образ северного викинга в кимоно) и харизма Дмитрия Павленко, хорошо смотрящегося в роли учителя и наставника с печальными глазами (кстати, почти весь актёрский состав картины перекочевал из «Красного Призрака»).

Второе и, пожалуй, самое главное – это то, с каким ребячьим задором Богатырев снял свой фильм. Попытка игры в чистый жанр и нестандартная форма отчётливо выделяют картину на фоне остальных собратьев, снятых на ту же тематику. Это как в детстве пересказывать только что просмотренный по видику боевик. В этом несвязном, но страстном рассказе, где герои уже перемешались между собой и нет победителей и побеждённых, есть одно безусловно важное качество, делающее «Легенду о самбо» личной картиной режиссёра, – это вера в счастливый финал и победу справедливости. В сегодняшнюю эпоху этого уже достаточно.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

На Netflix состоялась премьера новой картины Дэвида Финчера «Убийца», где Майкл Фассбендер рассказывает о тонкостях профессии киллера. Мы же, в свою очередь, рассказываем о фильме и о том, каким он получился. Previous post Болтливый наёмник: рецензия на фильм «Убийца» (2023)
«Чувства Анны»: а ждет ли нас космос? Next post «Чувства Анны»: а ждет ли нас космос?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *