20 лет спустя: почему «Другой мир» считают культовым, и что его роднит с «Блэйдом»

Другой мир, Кейт Бекинсейл

Вампиры — одни из любимых монстров в кино. За последние несколько десятилетий из них делали роковых любовников и романтиков, убийц и супергероев. В 2003 году на экраны вышел «Другой мир», который подарил зрителям еще одну вампирскую вселенную. Разбираемся, в чем ее особенность.

Кейт Бекинсейл — актриса, за которой плотно закрепилось звание вечно молодой. Сейчас ей 49 лет, а выглядит она так, будто только что сошла со съемочной площадки «Другого мира» в далеком 2003 году. Воистину вампир во плоти в 21 веке. Хотя, вероятнее всего, все дело в генетике и регулярных тренировках.

«Другой мир» стал для Бекинсейл первым в плеяде кинолент, посвященных всевозможным монстрам (ради него актриса, кстати, жила на диете из курицы и капусты). Уже на следующий год у нее выйдет «Ван Хельсинг» с Хью Джекманом, снятый создателем франшизы «Мумия» Стивеном Соммерсом (пусть и плохо устаревший, но в моменте прорывной по части спецэффектов). А затем она будет с переменным успехом возвращаться в черный латексный костюм неприступной вампирши (и заодно к диете) и суммарно снимется еще в 3 фильмах (и одном образно), расширяющих мрачную, хоть часто и нелогичную вселенную «Другого мира».

Другой мир, Кейт Бекинсейл

В этом материале мы отдадим дань уважения самой первой части франшизы, снятой бывшим мужем Кейт Бекинсейл — Леном Уайзманом (в которой снялся другой ее экс-супруг Майкл Шин). Фэнтези-триллеру о борьбе вампиров и оборотней исполняется в этом году гордых 20 лет, и в сравнении с сиквелами и приквелами в оригинале намного больше смысла и интересных деталей. А если смотреть более глобально, то эта франшиза выделяется тем, что она — один из немногих проектов о вампирах, не основанный на книге, игре или комиксе.

Мифология

Имя главной героини Селин было позаимствовано из греческой мифологии: именно так зовут богиню Луны. Это очень символично, учитывая, что ночь — любимое время суток для вампиров.

Кроме того, сценарист фильма Кевин Гревье, прописывая героиню, вдохновлялся еще одним образом — суперзлодейкой Селеной Галлио по прозвищу Черная Королева из комиксов Marvel. Этот персонаж был вампиром-экстрасенсом из вселенной Людей Икс и впервые появился на страницах комиксов в 1983 году.

Другой мир, Кейт Бекинсейл

Не только Кейт Бекинсейл повезло с героиней, но и Скотту Спидману, сыгравшему человека — носителя уникального гена, объединяющего в себе черты вампира и оборотня. И параллельно влюбившегося в вампиршу. По сюжету его персонажа зовут Майкл Корвин, что можно рассматривать как отсылку на Матьяша Корвина из Венгрии. Согласно легенде, он был союзником Влада Цепеша, того самого, кого принято считать прообразом графа Дракулы.

Сюжет-история

Первый фильм во франшизе «Другой мир» можно отнести к жанру городское фэнтези с примесью неоготики. Вот мы гуляем вроде бы по привычному сеттингу, напоминающему Нью-Йорк (а по сюжету Будапешт), но стоит посмотреть с другого ракурса, как внезапно нам открываются новые места и неожиданные существа.

Такой жанр любит один из главных фэнтези-мастеров Нил Гейман, хорошо распробовавший его, например, в романе «Никогде». Кстати, по сюжету между этой книгой и фильмом есть много похожего: таинственная незнакомка увлекла героя в подземный мир Лондона, где в тоннелях ему открылся совсем иной мир. А если говорить про кино, то в голову приходит, например, кинокомикс «Константин» Фрэнсиса Лоуренса, вышедший через два года. Там Киану Ривз борется с иными монстрами, существующими в подполье.

Другой мир, Кейт Бекинсейл

В «Другом мире» Лену Уайзману удалось создать это ощущение нереальности, инаковости. Вот мы смотрим на платформу подземки, но при этом ощущаем себя в потустороннем измерении. Это чувство создается не только из-за истории, но и благодаря мрачной цветокоррекции, декорациям в кадре, акцентам на конкретных деталях в сцене. И фраза «человек человеку волк» во вселенной «Другого мира» трансформируется в аналог «вампир вервольфу враг».

Монстры часто используются как метафора, отражающая психологию людей и адаптацию к изменениям в обществе. Раньше монструозность использовали в кино для разговоров о расовой нетерпимости, а в последнее время ее используют в дискуссиях о правах различных меньшинств. В «Другом мире» подобный подтекст был заложен изначально. Как признался сценарист Кевин Гревье, история любви Селин и Майкла основана на идее межрасовых отношений. А сам фильм первоначально позиционировался как «Ромео и Джульетта для вампиров и оборотней». Уже потом его тема расширилась до многовековой вражды между двумя кланами разных монстров.

Другой мир, Кейт Бекинсейл

Подобные идеи позволили избежать картонности главных героев. Тут нет исключительно положительных и отрицательных героев: каждый «монстр» скрывает в себе как хорошее, так и плохое. И в финале персонажам приходится делать морально непростой выбор: идти против любви или кровного родства. Другой вопрос, что в рамках фильма с обилием экшена создателям не хватило времени (а может и чего-то еще), чтобы добавить глубины хотя бы основным героям, их личностные краски нанесены довольно поверхностно.

Каст, который удивляет

Можно все что угодно говорить про «Другой мир», но один факт будет неоспоримым — в первой части удалось собрать неплохой актерский состав. Тут и роковая Кейт Бекинсейл, недавно выстрелившая в экшен-драме Майкла Бэя «Перл-Харбор», и еще не зазвездившийся, но уже примелькавшийся Скотт Спидман — звезда подросткого сериала «Фелисити» с Кэри Расселл. Но главными бриллиантами стали Майкл Шин, исполнивший роль главаря банды оборотней, и Билл Найи, сыгравший вампира-старейшину.

Другой мир, Билл Найи
Билл Найи в фильме «Другой мир»

Более того, ходили слухи, что режиссер Лен Уайзман хотел привлечь к съемкам Дэвида Боуи, чтобы он повторил свой вампирский образ из фильма «Голод». Но увы, сторонам не удалось состыковать графики.

Учитывая жанр фильма (и небольшой бюджет, не позволявший платить значительные гонорары), интересно узнать, чем именно Уайзман подкупил, например, Майкла Шина и Билла Найи. А вот Кейт Бекинсейл часто говорила в интервью, что роль Селин ее привлекла травмированностью героини, на долю которой выпало немало личных трагедий.

Другой мир, Майкл Шин
Майкл Шин в фильме «Другой мир»

Кстати, на роль главной вампирши рассматривались Милла Йовович и Холли Берри. Позже каждая из них смогла найти свой фильм, где ей удалось покрасоваться в латексе.

Никакой (почти) компьютерной графики

Мистические фэнтези — это всегда наполовину компьютерная графика. Вампирам вставить клыки — вопрос пяти секунд, а вот в проработке остального вымышленного мира — уже сложнее. Тем не менее, Лен Уайзман, для которого этот фильм стал дебютным, не стал злоупотреблять компьютерной графикой и по возможности решил снимать все вживую.

Так, например, огромные косматые образы оборотней — это реальная аниматроника, то есть роботизированные модели вервольфов, созданные для съемок. Еще были специальные костюмы, которые носили каскадеры для экшен-сцен. Использовать чудеса компьютерных технологий пришлось в кадрах, когда крупным планом показывают трансформацию человека в оборотня.

Еще один пример натурных съемок — эффектный прыжок главной героини с башни одного из зданий в начале фильма. Он снимался в несколько заходов при участии каскадеров и самой Бекинсейл в момент приземления.

Техническая сложность постановок некоторых сцен — отличительная черта «Другого мира». Например, в сцене, где Майкл Шин в роли оборотня разгоняется до скорости более 50 миль в час во время погони за машиной, использовалась специальная буксируемая установка. Благодаря ей стало возможно снять этот момент и создать в реальности ощущение бешеной скорости.

Отсылки и цитирование

«Другой мир» богат не только вампирскими клыками и шерстяными шкурками оборотней, но и отсылками на массовую культуру. Например, черные латексные костюмы — не что иное, как дань уважения «Матрице», которая запустила в поп-культуре тренд на такие наряды в 1999 году.

Другой мир, Кейт Бекинсейл

В начале 2000-х в музыкальной индустрии активно заговорили о группе Evanescence. Она выстрелила в том числе засчет мощного женского вокала Эми Ли на фоне остальных рок-групп того времени с солистами-мужчинами. А в 2003 году вышел альбом Fallen, принесший им две «Грэмми». Но в массовой культуре популярность Evanescence пришла с фильмом «Сорвиголова» с Беном Аффлеком и Дженнифер Гарнер: при всех минусах этой ленты ее неоспоримым достоинством являются саундтреки My Immortal и Bring Me To Live. «Другой мир» также отдает дань уважения рок-группе, показывая в своем саунде икону готики Эми Ли.

Если говорить о киноцитировании, то в фильме Лена Уайзмана есть сцена, отсылающая нас к сай-фай фильму «Немезида 2» 1995 года, в котором кстати снялся режиссер «Джона Уика» Чад Стахелски. Там героиня также расстреливает обоймы, вырисовывая круг вокруг себя и пробивая пол, чтобы сбежать от врагов.

Менее очевидная, но все равно интересная отсылка была использована в сцене в туннеле, где героиня сталкивается с оборотнем. На фоне она слышит волчье завывание: этот звуковой эффект был позаимствован из «Американского оборотня в Лондоне» 1981 года.

В целом сама атмосфера вампирского логова, верхушку которого составляют аристократы, одетые в вычурные наряды, была вдохновлена старыми фильмами ужасов про вампиров. Там кровососы часто представлялись как элита общества. При этом создатели «Другого мира» хотели обновить этот взгляд, добавив латекса, современного оружия и других атрибутов начала 21 века.

Часть вампирской киновселенной

Во второй половине 1990-х вампиры уходят от амплуа героя-любовника или главного монстра в хоррорах, а порой и комедиях и активнее начинают примерять образ некоего супергероя. Первые зачатки появляются в подростковом сериале «Баффи — истребительница вампиров», где нас знакомят с вампиром Ангелом на стороне добра, а позже со Спайком — скользким по натуре персонажем, ставшим в итоге положительным. Но первым полноценным супергероем из рода вампиров становится Блэйд в исполнении Уэсли Снайпса в 1998 году. Он живет в подполье, не боится солнца, подавляет жажду специальной сывороткой и убивает своих сородичей. И Селин, по сути, это женская версия Блэйда, только со светобоязнью.

Между вампирскими мирами Селин и Блэйда много общего: живущие в них существа придерживаются одинаковых законов выживания, враждуют с оборотнями и между собой, у них есть подпольные организации, а главное — там есть свои бунтовщики, объединяющие силы с людьми. Неудивительно, что создатели «Другого мира» хотели снять кроссовер с франшизой «Блэйд», объединив на экране Кейт Бекинсейл и Уэсли Снайпса. Они обращались с таким предложением к Marvel, но те отказались.

Другой мир, Кейт Бекинсейл
Селин умеет обращаться с мечом, как и Блэйд, правда не так виртуозно

Хотя все же какая-то связь между двумя франшизами произошла благодаря актеру Тони Каррану, сыгравшему Маркуса Корвинуса в «Другом мире: Эволюция». Он также засветился в роли вампира по имени Жрец в «Блэйде 2».

Забавно, что идея сделать кроссовер была не только с «Блэйдом». Продюсер Дэвид Керн во время пиар-компании «Другой мир: Войны крови» подумывал предложить объединить вампирский мир с миром зомби из франшизы «Обитель зла». Но публично так и не осмелился озвучить эту идею, а позже сам Пол У. С. Андерсон заявил, что не одобрил бы такой твист.

Послесловие

Латексные костюмы, неоготика, роковая Кейт Бекинсейл в синих линзах, обилие качественного экшена и закулисные факты вместе с неплохим кастом и мрачной визуальной атмосферой (спасибо арт-дирекшену за это) подарили первому фильму достаточную фан-базу, которая преданно терпела не самые удачные сиквелы и приквелы в рамках франшизы.

Оригинальный «Другой мир» стал ещё одним камушком в истории вампиров-супергероев, при этом выведя на первый план пусть и сексуализированный, но женский образ. Поэтому можно смело считать, что фильм сделал свой вклад в процесс переоценки роли вампиров в массовой культуре начала 21 века, что и придало ему статус культовости, как минимум среди поклонников жанра.

Другой мир, Кейт Бекинсейл

И надо сказать, что и спустя 20 лет «Другой мир» не выглядит состарившимся фильмом, а наоборот — вполне себе еще неплохой атмосферный боевик в жанре фэнтези. И учитывая все вышенаписанное, можно даже утверждать, что первый фильм, давший старт довольно большой франшизе, имеет значение для всей вампирской киновселенной, которая формируется уже много десятилетий и включает в себя самых разных персонажей.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Барри Previous post 5 причин, почему «Барри» — сериал, который вам стоит посмотреть
Ух ты. Мы вышли из бухты: рецензия на фильм «Снегирь» Next post Ух ты. Мы вышли из бухты: рецензия на фильм «Снегирь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *