«Пылающее море» берёт стандартную формулу фильмов-катастроф и делает из неё такую конфетку, что даже те, кто спокоен к жанру, получат удовольствие.

Синопсис

На большой нефтяной платформе происходит авария. После получения кадров с места происшествия учёные понимают, что это только начало и все платформы в районе подвержены риску обрушения, что приведёт к колоссальному ущербу экологии.

Одновременно с этим София (Кристин Куят Торп) получает страшную новость – её возлюбленный Стиан (Хенрик Бьельланд) попал в эпицентр катастрофы и, скорее всего, погиб. Ей предстоит принять нелёгкое решение – поверить экспертам или, вопреки всем протоколам безопасности, отправиться на поиски Стиана.

Большая история глазами маленьких людей

Приём изображения каких-либо крупных событий через призму восприятия маленькой группки людей не нова. Таким образом у зрителя появляется конкретный аватар, через которого они чувствуют всю серьёзность происходящего. Проблема заключается в том, чтобы изобразить персонажей достаточно приятными, чтобы им хотелось сопереживать, и достаточно уязвимыми, чтобы уровень вовлечения был высок.

«Пылающее море» – как правильно снимать фильмы про катастрофы

Пример плохого использования примера – недавний «Чернобыль» Данилы Козловского, где главный герой, в попытке его «очеловечить», был изображён крайне неприятной личностью. При этом его супергеройские способности вылезать сухим из любой воды убивают какое-либо напряжение.

«Пылающее море» же решило подойти к истории немного по-другому. Классически, но интересно. Главные герои здесь впадают в ступоры и истерики, получают травмы и опускают руки от бессилия, но при этом всегда находят способ не упасть духом и продолжать бороться. Это делает их одновременно такими хрупкими и человечными, что за них переживаешь с первой минуты до последней.

Правильное начало – залог успеха

Во многом на фильм работает то, как неспешно нам показывают кадры из повседневной жизни и работы персонажей. Они чего-то хотят, к чему-то стремятся и просто живут как настоящие люди, а не как картонные фигурки. За короткое время, в которое нам показывают обычные человеческие взаимоотношения, ты хочешь-не хочешь, а проникаешься симпатией к Стиану, Софии и её напарнику Артуру (отлично сыгранному Рольфом Кристианом Ларсеном).

«Пылающее море» – как правильно снимать фильмы про катастрофы

В их отношениях нет драмы или надрыва, однако чувств это вызывает у зрителя не меньше, чем от повествования а-ля «искра, буря, безумие». Эти спокойствие и нежность безусловно подкупают – да и прекрасно работают на контраст с последующим сюжетом. Побольше бы такого прекрасно выдержанного баланса в кино.

Картинка фильма «Пылающее море»

Довольно сложно оценивать европейское кино в плане визуала, когда в Голливуде им противостоят Ноланы, Вильнёвы, Марвелы и прочие мастодонты. Наверно, у нас как у зрителей уже происходит деформация того, по каким критериям мы оцениваем качество картинки и компьютерной графики.

И тем приятнее то, что «Пылающее море» не подкачало. При том, что в центре внимания находится именно катастрофа, режиссёр Йон Андреас Андерсен, заручившись поддержкой со стороны операторов, показывает нам ровно столько, чтобы мы поняли масштаб, однако не так много, чтобы к изображению катастрофы хотелось придираться.

В принципе картина вышла не такой насыщенной на экшон, как мы привыкли в рамках жанра, но показано и рассказано гораздо лучше, чем многое у коллег по цеху из США.

Минусы?

Где-то тут надо бы поговорить о минусах картины, но… Я не могу их придумать. Наверно, если совсем высасывать из пальца, можно сказать, что структура фильма достаточно банальна – перед нами классический трёхактовый фильм, без «вот это поворотов» и попыток выехать чисто на эффекте шока. Ну и тем, кто идёт в кино на взрывы и грохоты, наверно, не слишком зайдёт, потому что концентрация их в секунду экранного времени не так уж высока.

«Пылающее море» – как правильно снимать фильмы про катастрофы

И всё же… Чего-то картине немного не хватает. Как любитель анализировать, я часто пытаюсь найти логическую причину тому, что мне что-то не понравилось, но тут я не могу объяснить, почему при всех видимых составляющих успеха «Пылающее море» вызвало не восторг, а только большое удовольствие. Возможно, дело в ограничениях жанра, который мне всё же не близок – а возможно в том, что в фильме начисто отсутствует юмор, и за счёт этого фильм кажется немного однобоким.

Итог

Не смотря на вышесказанное фильм однозначно очень хорош. Он в меру медитативен, в меру активен, в меру драматичен. Мы можем оценить картину и сбоку, глазами крупных шишек, которые принимают тяжёлые решения, и изнутри, через камерную историю двух любящих людей. В общем, если хоть что-то из рецензии вас заинтересовало – посмотрите фильм непременно.

ВОЛЬГА выпустит картину ПЫЛАЮЩЕЕ МОРЕ / NORTH SEA в онлайн-кинотеатрах 31 января.

Понравился материал? Поделись с друзьями: