Мрачная «Аллея кошмаров» — стильный цирковой карнавал, но без монстров

Аллея кошмаров

Зрелищная «Аллея кошмаров» стала очередным погружением Гильермо дель Торо в мир фантазий, но недостаточно мистическим и пугающим. Мифические существа уже не столь чудовищны, а фильм прельщает картинкой, но не сутью.

Зло в фильмах знаменитого любителя монстров, режиссера Гильермо дель Торо, никогда не является чем-то иррациональным, оно всегда исходит от человека. В новом фильме «Аллея кошмаров» постановщик, пожалуй, сконцентрировал все внимание именно на этом посыле. Хитрый и изворотливый мошенник — главный герой по имени Стэн Карлайл — готов пойти на любые сделки с совестью ради денег. Волей случая он оказывается в бродячем цирке, где быстро учится различным трюкам и махинациям. В итоге он начинает свое дело как искусный менталист, обманывая уже не простых американцев, а людей со статусом и сбережениями.

Бегущий от реальности Гильермо дель Торо погружает нас в мир иллюзий, приоткрывая завесу таинства магии, но, к сожалению, то, что мы видим за кулисами, не удивляет. Его киноленты всегда отличала уникальная атмосфера мистики, которой как раз и не хватает ленте «Аллея кошмаров», фокус не удался. Увы, уже в середине фильма зритель сам, почти как профессиональный медиум, понимает, какая судьба ждет главного героя, поэтому кульминация и развязка не смогли шокировать в трагическом финале.

Аллея кошмаров

Игровой площадкой в новом фильме стало место, где обитают изгои общества, отвергнутые и непонятые — все как любит режиссер. Этот мир представлен в первой части — самой интересной в фильме — но потом бродячий цирк уехал, а герой остался. И дальше перед нами разворачивается мрачный триллер с элементами нуара и психологизма. «Аллея кошмаров» — это вторая попытка экранизировать одноименный роман писателя Уильяма Линзи Грэшема, первая состоялась в 1947 году. Черно-белая версия от Эдмунда Гулдинга длилась полтора часа, и, кажется, этого времени хватило бы и ремейку, поскольку объемный хронометраж в два с половиной часа не окупает себя ни событиями, ни задумками режиссера.

Фильмы Гильермо дель Торо притягивают своими мифическими существами и чудищами, но тут их почти нет, если не считать артистов погорелого театра. Но и то, их монструозность заключается в привычных для XXI века вещах: жестокости, расчетливости и эксплуатации фантазий зрителей цирка. Если в «Форме воды» или «Хеллбое» дель Торо искал ответ на вопрос, можно ли полюбить внешне монстра, который гуманнее и добрее человека, то в «Аллее кошмаров» он поставил во главу стола идею о том, какие демоны могут скрываться внутри тех, кто внешне привлекателен и мил. И несмотря на прекрасную игру Брэдли Купера, эта классическая притча о расплате выглядит неубедительной и предсказуемой, будто мы ее слышали уже так часто, что утомились.

Аллея кошмаров

Сюжет оказался слабым местом «Аллеи кошмаров», но фильм компенсирует это за счет актерского состава. Режиссер воспользовался весомым бюджетом в 60 млн долларов и собрал невероятный каст. Циничный Брэдли Купер, роковая Кейт Бланшетт, трогательная Руни Мара, любимчик постановщика Рон Перлман, зловещий Уиллем Дефо и несравненная Тони Коллетт — тут мог бы позавидовать сам Дени Вильнев, у которого звездный состав в «Дюне» был не менее внушительным. Актеры создают живые, яркие, объемные образы, наблюдать за их игрой одно удовольствие.

Заслуживает похвалы и визуальная составляющая картины. Гильермо дель Торо в очередной раз продемонстрировал свой талант художника. Отблески неоновых вывесок, драматичные сцены под дождем, беспросветная темнота, которую прорезает слабый огонек от спички, игра на контрастах теплого желтого и холодного синего, работа со светотенью — каждую сцену хочется разбирать покадрово. Выразительные портреты, выверенные мизансцены, сбалансированная композиция кадра и кульбиты камеры при съемках на ярмарке — все это создает прекрасную картинку. Также дель Торо с большим вниманием отнесся к духу 1940-х, перенеся на экран стильные интерьеры ар-деко, винтажные автомобили и яркий мир шарлатанов.

Аллея кошмаров

«Аллея кошмаров» — далеко не самое удачное кино мексиканского режиссера с точки зрения развития сюжета и нагнетания атмосферы. Это все еще любимая Гильермо дель Торо история о слабых и угнетенных, но обособленная и как будто бы слишком стилизованная под дух времени. Фильм получился затянутым, более приземленным, без выраженной мистики и фэнтезийности, если сравнивать с предыдущими картинами автора. Но все же в ленте есть свое очарование благодаря визуальным решениям и актерской игре, и «Аллея кошмаров» может понравиться, если не возлагать высоких ожиданий. В конце концов, нам подарили пестрый цирковой карнавал, которого давно не было на большом экране.

Понравился материал? Поделись с друзьями: