Условие
Маргарита Хоффман (Элла Румпф) живёт в Париже и пишет диссертацию про арифметические прогрессии простых чисел. По университету ходит в тапочках, во время прогулок размышляет о математике, вечерами в общаге только и делает, что работает, а работая, не может остановиться. В общем, существует в своей реальности: начиная со средней школы, она думает по большей части о числах и формулах, а сейчас буквально живёт наукой и занимается одной из самых амбициозных задач современной математики — пытается доказать теорему Гольбаха (это та самая теория простых чисел, выведенная в название, и в реальности 2024-го года она так до сих пор и не доказана).

Помогает ей в этом научный руководитель — несколько отстранённый, строгий профессор, который работает над той же темой и всё сделает для того, чтобы войти в историю науки (его играет Жан-Пьер Дарруссен — не только лауреат премии «Сезар», но и муж постановщицы Анны Новион: он участвует во всех её проектах, и этот не исключение). А Высшая нормальная школа в Париже — один из главных вузов страны — становится очень органичным местом для такого времяпрепровождения: вскользь показанный через заполненные аудитории, шумную столовую и студенческие компании (в основном мужские), университет выглядит своеобразной отправной точкой для открытия чего-то нового — будь то научное знание или незнакомая ещё взрослая жизнь.
Вопрос
Всё было бы хорошо, но с определённого момента выстроенный мир Маргариты начинает рушиться: сначала научрук приглашает к себе ещё одного аспиранта (Жюльет Фрисон), который учился в Оксфорде и занимается той же теорией, а потом и вовсе во время доклада о своей работе молодая учёная (вместе с аудиторией, которая её внимательно слушает) обнаруживает в своих вычислениях ошибку и понимает, что всему, чем она занималась предыдущие несколько лет, грош цена.

Поворот происходит удивительно резко: эта ошибка сразу же буквально перечёркивает всю научную карьеру Маргариты, профессор отказывается от своей аспирантки, и она понимает, что всё пропало. А раз это и правда так, то самым логичным решением будет разрыв с наукой и университетом, и поэтому теперь придётся отвечать себе на вопросы иного характера: как жить дальше, чем зарабатывать, совместимы ли эмоции с математикой и существует ли жизнь вне науки.
Решение
Конечно, «Теория простых чисел» получается фильмом о математиках, а не о математике как таковой: среднестатистический зритель на протяжении полутора часов смотрит на трёхэтажные формулы, слышит заумные слова, поражается достижениям современной науки, но ничего из этого не понимает — кроме того, что персонажи, видимо, гении. Очевидно, это не было бы большой проблемой, если бы Новион хорошо проработала человеческую историю, на которую делает акцент, с психологической точки зрения — но в отличие от главной героини, свою задачу режиссёрка решает, скорее, заурядно.

История кризиса молодой учёной сводится в «Теории простых чисел» к обыкновенной антитезе: есть главная героиня (очень умная, асоциальная и совсем «чокнутая» из-за своей математики), а есть мир, который её не понимает, но в котором ей предстоит прожить жизнь. Вместо университетских занятий теперь приходится играть в маджонг в китайских кварталах — там Маргарита, естественно, всех обыгрывает и зарабатывает большие деньги. Мать героини (Клотильда Куро) такой заработок, конечно же, не одобряет, а соседка по квартире (Соня Бонни Эбумбу) занимает пару тысяч, чтобы заплатить за аренду, но вместо этого ожидаемо тратит их на себя.
Забавно, что азартные игры и математика соседствуют в кино 2023 года не единожды: вспомним, например, «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова — случайную сюжетную параллель к «Теории простых чисел»: российский фильм о покере, снятый режиссёром, который в прошлом был доктором физико-математических наук, а потом начал делать кино и за два года выпустил пять картин (в том числе, «Отпуск в октябре»).

Постоянное желание Маргариты «упорядочить мир с помощью математики» выглядит темой, которую можно было бы развивать и развивать, но Анна Новион здесь надолго не останавливается: важнее, видимо, сделать красивую историю про героиню, у которой сначала ничего не получалось, а потом хэппи-энд. Главное, заставить зрителя в это поверить — правда, если предсказуемость действия соседствует с ощущением, что ты толком даже не понимаешь, чем персонажи занимаются, сделать это может быть нелегко.
Теория простых чисел: что и требовалось доказать
Снята «Теория простых чисел» как будто бы без визуальных акцентов: чётко сформулирован на экране, кажется, всего один образ — стены квартиры, на которых Маргарита, как на университетской доске, помещает свои вычисления. В этих стенах и существуют главные герои — окружённые письменностью, которая сродни египетским иероглифам. Элла Румпф и Жюльен Фрисон, надо сказать, сыграли своих персонажей очень живо, и оба за работу в этом фильме были номинированы на премию «Сезар» как «многообещающие актёры» (а Румпф даже получила статуэтку).

Конечно, «Теорию простых чисел» нельзя назвать совсем уж неловким фильмом — скорее, это просто не очень примечательное, обыкновенное кино, которое и своего зрителя найти сможет. Если угодно, у Анны Новион получилась экранизация стереотипа о людях, которые занимаются математикой, — и вместе с этим история о конкуренции в академической среде и любви, которая, кажется, даже важнее теоремы Гольбаха. Закончится картина совсем уж идеалистически, но идеализм, в отличие от шаблонности, фильму (как и любой другой мелодраме) можно простить. Молодость, во всяком случае, простит: если и не всё, то наивные мечты точно.
Трейлер:
Четыре не простое число 🙁