«Отпуск в октябре» – новый фильм в своеобразной киновселенной Романа Михайлова, которую объединяет стремление показать, насколько сны плотно вплетены в канву нашей реальности или заменяют кому-то эту самую реальность. В этот раз для пущего эффекта постановщик выбрал тему кино, которая будто бы сама собой напрашивается на рассуждения о грёзах и ирреальности происходящего.
Начинающая актриса Света (Мария Мацель) живёт в Санкт-Петербурге и мечтает перейти от ролей во второсортных сериалах про ментов к чему-то более солидному. И такой шанс подворачивается – её подругу приглашают сниматься в загадочном болливудском проекте. Света напрашивается поучаствовать и тоже получает приглашение. Но, оказавшись на съёмочной площадке, она понимает, что тут что-то не так – никто не знает сценария, актёры безвылазно тусуются в местном отеле, а периодически и вовсе участвуют в непонятной игре, где в реальности воссоздают сцены из советского кино.
Если первая часть картины нужна скорее для проформы, чтобы подчеркнуть приземлённость актёрской деятельности (бесконечные пробы, проходные роли, наигранные эмоции без адекватных сценариев) и подготовить почву для контрастов, то во второй Михайлов, заручившись природным обаянием, но пока ещё не до конца сформированным образом Марии Мацель (к слову, она сама и её сестра Дарья уже играли у Михайлова в «Наследии»), уходит в отрыв от этой действительности.
На сюрреалистичной съёмочной площадке на манер эпизодов из творчества Дэвида Линча (сам Михайлов отмахивается от таких сравнений) поют песни на стихи Бальмонта, а известный хореограф Владимир Варнава ставит номер минут за 15, где фирменная зернистая и нередко расфокусированная картинка оператора Алексея Родионова демонстрирует себя во всей красе.
В параллель этому инфернальный и обязательный для этой киновселенной Евгений Ткачук в образе звёздного диджея служит проводником в другой мир для главной героини, а актёры, играющие русскую мафию, комично, но не без доли грусти рассуждают о нелёгкой доле своих амплуа (среди них рэпер Бледный и другой талисман Михайлова – Фёдор Лавров).
Чем дальше мы погружаемся в эту кроличью нору вместе с героиней Мацель, тем больше стираются границы между снами и обыденностью. Режиссёр ловко манипулирует вниманием, эрудированностью и насмотренностью зрителей эпизодами вроде тех, где Света то и дело пытается проснуться, текстами песен bollywoodFM или непрямым цитированием советского кино, включая «Отпуск в сентябре», в честь которого и назван проект. Ведь, как говорит один из персонажей, «кино несильно поменялось за последние 40 лет».
Дополнительной эксцентричности и загадочности происходящему придают образы тумана, который витает вокруг гостиницы и съёмочных павильонов, бесконечные узоры, буквально родные для отечественных зрителей старше 30, а также колоритные второстепенные персонажи из местных жителей, каждое появление которых несёт в себе тревожность (и комичность).
Простора для интерпретаций и трактовок как всего сюжета, так и отдельных его сцен Роман Михайлов оставил массу. И если вас не устраивает каноничная версия (она есть, если внимательно смотреть финальный эпизод с нарочно затянутым планом с ГГ), то вы легко можете придумать своё объяснение событиям. Как сам режиссёр придумал фильм, где участник группы 25/17 может сыграть начальника завода в антураже кино 70-х.
В конечном итоге главное, чего удалось добиться создателям картины «Отпуск в октябре» – вызвать интерес. Вникать во все нюансы, пытаться понять, что за чертовщина на экране, смеяться над неочевидно смешными сценами, завороженно смотреть на музыкальные эпизоды – всем этим хочется заниматься, благодаря чему по ходу просмотра испытываешь целый спектр разных эмоций. А после выхода из кинотеатра фильм не отпускает ещё очень долго, утягивая в свои дебри, как тот самый красочный сон, в котором хочется остаться навсегда.
Трейлер: