«При чём тут любовь?»: Лили Джеймс в старомодном ромкоме о столкновении культур

при чём тут любовь рецензия

В прокате – фильм с дурацким названием, словно из золотого века ромкомов, «При чём тут любовь?». О неожиданных достоинствах и предсказуемых недостатках этой картины – в нашей рецензии.

Смотря на название этого фильма, сложно забыть, в какое время мы живём. Не в том смысле, что в тяжелое, а в том, что на гендерные праздники люди ходят в кино парами и зачем-то притворяются, что в темноте кинозала им действительно нужны все эти фильмы. Тем, наверное, удивительнее при просмотре, что «При чём тут любовь?» оказывается совсем не глупым, не новаторским, конечно, но любопытным и по-хорошему старомодным ромкомом. 

Главная героиня – британская документалистка Зои (Лили Джеймс), умная, но слегка растерянная девушка, которая знает, чего должна хотеть, но не понимает, зачем ей это. Она снимает мрачные фильмы о социальных проблемах, постоянно навещает маму и никак не может найти парня, рассказывая о проблемах в личной жизни в форме сказок с депрессивным концом (постмодернизм-лайт, поскольку сама Джейс какое-то время назад играла «Золушку»). Мусульманин Казим (Шазад Латиф), сын маминой подруги – живущей в доме по соседству – и друг детства Зои, тем временем отчаивается найти себе пару и просит родителей устроить его брак. Практика таких браков по договоренности («устроенных) широко, как можно узнать из фильма, распространена не только среди аристократических семей, но и в мусульманском мире.

при чём тут любовь
Кадр из фильма «При чём тут любовь»

Зои шокирована тем, что ее во всех прочих отношениях современный и прогрессивный друг решил устроить свою жизнь, таким, как ей кажется, архаичным способом, в обход западного концепта романтической любви. На этом фоне, не надеясь найти идею получше, она предлагает продюсерам снять фильм об устроенных браках в современном мире (её более остросоциальные идеи они отвергли). Так и начинается этот ромком на не самую ординарную тему, и следующие полтора часа Казим будет пытаться втиснуть свою уже западную личность в некоторые ограничения мусульманского мира, а Зои будет пытаться понять, что вообще происходит – с другом, с миром, с ней самой. 

Происходит для почти двух часов, пожалуй, не так много: Казим на камеру рассказывает о том, каково это быть мусульманином; Эмма Томпсон в роли матери Зои мечтает о внуках, лучшей жизни, взаимопонимании с дочерью; лучшая подруга Зои пытается разобраться в своём браке; в какой-то момент все начинают жениться, разводиться, плакать и обниматься – в общем, занимаются тем, чем обычно все занимаются в таких фильмах. Но смотреть на это, как ни странно, увлекательно – во многом благодаря режиссуре Шекхара Капура, постановщика-ветерана, когда-то прославившегося «Елизаветой» с Кейт Бланшетт. В его уверенной режиссуре сквозит монументальность, напрочь отсутствующая в ромкомах от Netflix, например. Даже спор двух миллениалов о давно понятных всем, кроме героев ромкомов, вещах, радует местами не хуже хорошей драки, а сцены в Пакистане так и вовсе захватывающие.

«При чём тут любовь?»: Лили Джеймс в старомодном ромкоме о столкновении культур
Кадр из фильма «При чём тут любовь»

Да и сама концепция старомодного ромкома о том, как люди полюбили друг друга и не знают, что с этим делать, выглядит в наше время практически как откровение. О романтических отношениях сейчас принято снимать хорроры, а не комедии, поэтому то, что два довольно симпатичных человека два часа совершают небольшие ошибки, мило в них каются и вообще просто живут, – это, конечно, сногсшибательно. Не в последнюю очередь, естественно, благодаря актёрам: Лили Джеймс играет ярко, но без переборов, Шазад Латиф не особо впечатлил западных критиков, но это преимущественно потому, что их химия с Джеймс не очень, если честно, броская или даже местами заметная. Но дело не в них, а в прекрасном втором плане: Эмма Томпсон, Шабана Азми, Джефф Мырза, Пакиза Бэйг (это дебют 82-летней Бэйг в роли бабушки главного героя, и самая трогательная часть картины) – на таком фоне любой потеряется. 

Вокруг старшего поколения и сконцентрированы главные радости фильма: Азми в роли матери Казима переживает за сына, хочет, чтобы он был ближе к корням и при этом был собой, Мырзе досталось несколько панчлайнов ближе к финалу, а вот что делает Эмма Томпсон до конца не понятно, но делает она это замечательно. Танцует на мусульманской свадьбе в соответствующем наряде (надо видеть), нарушает приличия, вгоняет в краску, воспроизводит ориенталистские стереотипы и достаёт Лили Джеймс на тему детей и личной жизни, а главное подтверждает гипотезу, что фильм, в котором какая-нибудь выдающаяся британская актриса играет слегка неустроенную женщину колониалистских взглядов, не может быть плохим. 

Для тех, кто ищет в фильмах новых мыслей или каких-то мыслей в принципе, в «При чём тут любовь?» ловить особо нечего: большинство конфликтов разрешаются с блаженной улыбкой, нехитрая мораль проговаривается где-то в середине, но это любопытное кино в том смысле, что для классических ромкомов был важен слом традиции – отвергались классовые противоречия и культурные предрассудки (президент мог полюбить горничную; из религиозной семьи, если она мешает вашей любви, можно и сбежать, и всё в таком духе), теперь же главная проблема в том – как не низвергнуть традиции, а совместить их с современностью.

«При чём тут любовь?»: Лили Джеймс в старомодном ромкоме о столкновении культур
Кадр из фильма «При чём тут любовь»

Действительно, довольно чудовищно в любом прокате смотрелся бы фильм, где вся мусульманская история отправлялась бы на свалку ради глаз Лили Джеймс. Теперь же критика ассистированных браков (про которые героиня Джеймс шутит, что «ассистированным» бывает прежде всего суицид) дополняется и иронией над западной моделью отношений: любовная жизнь Зои – повод для периодических смешков и общей тоски, да и партнера вам в любом случае подбирают – не мама, так тиндер. А чем алгоритмы позднего капитализма лучше института репутации в исламе, не скажет, наверное, никто. 

 Так что в финале устроенные браки не отвергаются, а скорее несколько отодвигаются: все счастливы и в них, и без них, да и вообще: все браки, устроенные, просто, по интересному замечанию матерей героев, некоторые устроены богом. Непонятно, правда, каким из, но герои об этом не думают, не будем и мы. Вообще, это немного странно, что ромком заканчивается рассуждением о боге, да и в контексте финала обнять хочется не девушку, а, например, бабушку, но почему собственно нет – снято красиво, Джеймс хорошая, Томпсон улетная, в целом – замечательно.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

По правилам и без Previous post «По правилам и без» – советская комедия по-французски
«Азазель» 2.0. Обновлённая версия старой истории об Эрасте Фандорине Next post «Азазель» 2.0. Обновлённая версия старой истории об Эрасте Фандорине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *