Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?

Вчера вышла последняя серия первой части второго сезона аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире». В связи с этим, мы считаем, что сейчас самое время рассказать подробнее об этом исекай-тайтле и почему он достоин внимания и всех своих лестных отзывов.

Вчера вышла последняя серия первой части второго сезона аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире». В связи с этим, мы считаем, что сейчас самое время рассказать подробнее об этом исекай-тайтле и почему он достоин внимания и всех своих лестных отзывов.

Премьера аниме «Реинкарнация безработного» состоялась в зимний сезон 2021 года. Тайтл практически сразу стал выделяться среди своих сородичей по жанру. Дело в том, что в основу шоу легло одноимённое ранобэ, вышедшее в 2012 году, автором которого является Рифудзин-на Магонотэ. Многие называют произведение «дедушкой современных исекаев».

Перед тем, как мы начнём, хотелось бы сагитировать вас подписаться на наш Telegram-канал «После титров» (вот вам ссылочка). Там мы публикуем постеры, трейлеры и разные интересные и забавные новости из мира кино.

Шо такое этот ваш «исекай»?

«Исекай» переводится с японского как «другой мир». Это жанр азиатских историй (манга, аниме, ранобэ и т.д.) о том, как главный герой попадает в чужой для него мир (зачастую фэнтезийный). На сегодняшний день подобные тайтлы выходят каждый сезон, поэтому аниме-рынок просто переполнен вторичными историями про попаданцев, которые как один похожи друг на друга. Забавно, но в основе большинства новых исекаев стоит именно «Реинкарнация безработного».

При этом ранобэ Рифудзин-на Магонотэ далеко не первопроходец жанра. Ещё в 1970-х Харуки Такатихо выпустил произведение «Воин из другого мира», где ключевой деталью стало перемещение героя в другой мир с целью победить зло. Потом жанр на несколько лет опять затих, а в 1983 году на экранах появился аниме-сериал Ёсиюки Томино «Святой воин Данбайн». Это шоу больше, конечно, относится к крайне популярному тогда жанру «меха», но тем не менее завязка у него строится на перебросе главного героя в иную вселенную. 

Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?
Кадр из аниме «Святой воин Данбайн» (1983-1984)

В общем, исекай на тот момент по большей части зарождался и фокусировался в основном на особенностях исключительно нового мира, приглушая связь героя с прошлой жизнью. К тому же, целью попаданца частенько был поиск возможности вернуться назад в привычный мир. Тогда подобные проекты считались обычными фэнтезийными тайтлами с необычной завязкой. Но шли годы, создатели экспериментировали, персонажи время от времени переносились в другой мир, а стандарты жанра начали прослеживаться на малых и больших экранах (уверен, мало кто задумывался, но оскароносные «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки тоже можно записать в исекаи). Так тянулось до 2012 года…

Именно тогда с выходом аниме «Мастера меча онлайн» и ранобэ «Реинкарнация безработного» произошёл взрыв исекай-бомбы. Благодаря этой парочке и сформировались многие аспекты и стереотипные шаблоны жанра, без которых очень сложно представить современный исекай. После «бума» на протяжении 11 лет практически каждый сезон выходит по одной-две (а то и больше) истории о попаданцах. Кем только за это время не становились главные герои (там, как в игре, можно выбрать своего персонажа: от гоблина и паука до слизи и торгового автомата).

Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?
Кадр из аниме «Мастера меча онлайн» (2012-2020)

Казалось бы, сценаристы годами списывали свои сюжеты с ранобэ Рифудзин-на Магонотэ, но даже при таком конвейерном обилии своих родственников аниме «Реинкарнация безработного» выглядит свежим, оригинальным и интересным тайтлом, который не перестаёт собирать восторженные отзывы фанатов.

Шо по сюжету?

34-летний девственник-неудачник ведёт затворнический образ жизни и только и делает, что рубится в игры, смотрит аниме и саморазрушается как личность, не принося никакой пользы обществу. Однажды толстяка-отаку вышвыривают из съёмной квартиры на улицу, где, скитаясь, он натыкается на группу подростков, оказавшихся в опасности попасть под грузовик. Мужик решает совершить героический поступок и спасти ребят, но, оттолкнув их, он сам попадает под колёса и умирает.

Только вот никакого света в конце туннеля не было, как не было и Рая с Адом. Толстяк открывает глаза и видит перед собой двух счастливых людей, разговаривающих на незнакомом языке. Персонаж обнаруживает себя в теле младенца, родившегося в другом мире, но с сознанием из прошлой жизни. Теперь попаданца зовут Рудеус Грейрат, и у него появилась возможность прожить жизнь заново, но для начала нужно будет снова научиться ходить и разговаривать. К тому же, в этом мире не обошлось без прикольных бонусов: здесь есть магия, к которой у Рудеуса обнаруживается явная предрасположенность. Однако не всё так просто, ведь вместе с сознанием и нажитым опытом в незнакомый мир переместились и все накопленные комплексы и психологические проблемы, с которыми парню придётся бороться.

Шо такого хорошего в этой «Реинкарнации безработного»?

За создание аниме «Реинкарнация безработного» отвечает Studio Bind, которая была основана в 2018 году как совместное предприятие двух других компаний (White Fox и Egg Firm). В одном из интервью продюсер Нобухиро Осава сказал, что студию создали специально для адаптации ранобэ Рифудзин-на Магонотэ в аниме-сериал, поэтому над экранизацией и работает команда, у членов которой уже есть опыт создания исекаев. Такой серьёзный подход к работе уже как минимум внушает доверие к шоу, и создатели вполне смогли это доверие оправдать. 

Если относить проект к ещё какому-либо жанру, то, наверное, это первостепенно приключения. Хотя помимо этого «Реинкарнация безработного» удачно совмещает в себе драму, комедию, фэнтези и повседневность. Создателям удаётся идеально балансировать и не переваливаться ни в одну из сторон, что явно не даёт зрителям устать от происходящего вокруг персонажей действа. И опирается аниме (и, вероятно, ранобэ) по большей части не на литературу, а на компьютерные игры вроде MMORPG или визуальных новелл (преимущественно с эротическим уклоном).

Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?
Сильфиетта и Рудеус на кадре из первого сезона аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» (2021)

Конечно, сериал не лишён стереотипных штампов и архетипов, но здесь они прекрасно работают на историю. В отличие от большинства исекаев Рудеус не попадает в мир, где он сразу становится богом-императором с гаремом красивых девочек (хотя задатки на многожёнство, естественно, имеются). Персонаж обязан учиться, тренироваться и преодолевать преграды прежде, чем достигнет какой-либо цели. Да, он умён и наделён жизненным опытом, но не стоит забывать, что это всё ещё 34-летний девственник, который мечтает познать удовольствие секса. 

Рудеус не безупречен, как большинство героев исекаев. В нём есть как положительные черты, так и отрицательные, и по большей части герой, скорее, отвратителен, ведь он попросту озабоченный извращенец. К тому же, нам неоднократно дают понять, что юный Грейрат далеко не всесилен и смертен. У него огромные психологические проблемы и сильнейшие внутренние конфликты, он многого боится и, вдобавок ко всему этому, снедаем похотью. Парень регулярно подслушивает родительские стоны, подсматривает за маленькими (и не только) девочками и не упустит возможности прикоснуться к женским прелестям. Такой вот у нас протагонист.

Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?
Малыш Рудеус на кадре из первого сезона аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» (2021)

О чём речь, если персонаж попал в другой мир, стащил у своей первой учительницы трусы и подумал: «Чёрт, из этого можно сделать религию»? Похоть — неотъемлемая часть протагониста, а этот «религиозный» артефакт ещё не раз сыграет роль в сюжете. В целом сериал всю озабоченность переводит в юмор, но при этом шутки всегда балансируют на грани перебора. Хотя кто-то определённо найдёт повод оскорбиться и предъявит шоу за сексуализацию несовершеннолетних, груминг и сексизм. Претензии эти довольно спорные, потому что взрослое у парня только сознание, а тело у него далеко не соответствует психологическому возрасту, так что формально всё в порядке (или нет?).

Только вот суть совершенно не в этом. Не обязательно одобрять поступки и поведение персонажа, ведь он намеренно таким создан, чтобы показать его рост над самим собой. Да, зачастую им движет похоть и холодный эгоистичный расчёт, но со временем герой начинает поступать правильно. Сначала из собственной выгоды или под давлением друзей и близких, но поступки его приобретают положительный окрас. Он спасает семью от распада после измены отца; даёт отпор хулиганам, которые буллили девочку за инаковость и кидали в неё грязью; обучает всех нуждающихся магии; решается помочь сперду (зеленоволосому представителю демонической расы) снять проклятие с его рода, что является практически нереальным заданием. И это далеко не все его хорошие деяния.

Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?
Эрис на кадре из первого сезона аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» (2021)

Герой эволюционирует и развивается, а благодаря ему двигается история и прогрессируют другие персонажи. Рудеус зачастую выступает связующим звеном между миром и второстепенными персонажами. Он что-то вроде чудесного явления, вокруг которого вращается мир, или ниточки, переплетающей все события воедино. Но при этом его централизация не превращает второплановое окружение в картонные фигурки, работающие только на развитие главного героя, так как они и без попаданца являются личностями. 

К примеру, Эрис — один из любовных интересов Рудеуса — принадлежит к архетипу цундере (в кратце: сначала бьёт, потом любит). Это избалованная и агрессивная аристократка, привыкшая требовать, а не просить. Она выросла в атмосфере богатства и превосходства над другими, но встреча с юным Грейратом — гениальным мальчиком-магом, который её не боится (разве что слегка) и способен защитить, запускает в девочке необратимый процесс к изменению. По мере продвижения сюжета Эрис маленькими шажками, но начинает проявлять терпение, уважать чужое мнение и раскрывается перед зрителем под другим углом (до одного очень неприятного момента, когда она получает перманентный бан).

Такую же цепочку можно проследить и с Руиджердом — тем самым зеленоволосым спердом, расу которого все в мире боятся. На момент знакомства с главным героем он увидел в нём беззащитного ребёнка, но по ходу путешествия Рудеус помогает новому другу отчистить доброе имя (чего сперд не мог сделать столетиями) и предстаёт в глазах Руиджерда настоящим воином. Подобное раскрытие происходит практически с каждым персонажем, что даёт тайтлу сто очков форы среди конкурентов. 

Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?
Руиджерд и Рудеус на кадре из первого сезона аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» (2021)

Вдобавок, по всему первому сезону раскиданы персонажи, которые либо были лишь упомянуты, но физически не появились, либо появились ненадолго, но свои личности и истинные мотивы окутали завесой тайны. Они добавляют «Реинкарнации безработного» интереса, так как эти ружья лишь повесили на стену, но они просто обязаны в будущем выстрелить и оказать значительное влияние на развитие истории.

Зритель вовлекается в сериал, кстати, тоже благодаря Рудеусу. Мы вместе с протагонистом шаг за шагом изучаем новый мир и погружаемся в эту атмосферу. Нас постепенно знакомят с сюжетом, героями, лором и локациями, отчего не случается переизбытка информации при погружении в фэнтезийную реальность. Всё подаётся в порционном виде, что очень удобно для восприятия. 

Плюсом, попаданца помещают в довольно известные многим декорации, что также упрощает знакомство с мироустройством. Это классическая вселенная меча и магии с архитектурой средневековой Европы, замаскированная под сказку. То есть, по сути, на первый взгляд ничего нового, но стоит копнуть глубже, как обнаруживаются яркие отличительные черты, оригинальные ходы и детали. Что-то подобное можно было наблюдать в «Магии и мускулах», где знакомый мир волшебства из «Гарри Поттера» со временем всё больше отличался от первоисточника, но не переставал быть на него похожим.

Достались мне две жизни: что такое «исекай» и почему аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» выделяется среди других представителей этого жанра?
Рокси обучает Рудеуса на кадре из первого сезона аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» (2021)

Сделан тайтл, кстати, тоже очень качественно. Рисовка приятная, а порой даже впечатляюще масштабная. Отвратительной 3D-графики не наблюдается, либо она попросту незаметна, так что к картинке претензий не имеется. До музыки тоже не докопаешься, ведь все мелодии соответствуют тону повествования. Опенинги зачастую вплетены в сюжет серии и всегда визуально разные (хотя во втором сезоне постоянный всё же появляется). С эндингами также прослеживается непостоянство, потому что нет-нет, да и во время финальной песни и титров эпизод продолжает идти вплоть до окончания хронометража.

В конце хотелось бы ещё отметить, что в противовес своей пошлости «Реинкарнация безработного» поднимает уйму важных для современного общества тем. Здесь и браконьерство, и рабство, и расизм с ксенофобией. Шоу заводит разговор о важности семьи, о силе дружбы и о ценности жизни, а ещё подталкивает к борьбе со своими недостатками и психологическими проблемами. Да, Рудеус Грейрат — далеко не идеальный и даже в какой-то мере отрицательный персонаж, но я уверен, что он только в начале своего героического пути. Впереди его ещё ждёт долгое и грандиозное путешествие, полное преград и поворотных точек, так что нам в этом роуд-муви остаётся лишь наблюдать за происходящим и наслаждаться приключениями протагониста, которому был дарован шанс начать новую жизнь в другом мире.

Шо в итоге?

«Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» хоть отчасти похотливый и фансервисный тайтл, но он всё равно выгодно выделяется среди кучи своих сородичей. Это именно то аниме, которое отлично демонстрирует, что исекай — не глупый жанр, поставленный на коммерческий конвейер, а вполне серьёзная история о взрослении и втором жизненном шансе. История, способная поднять кучу важных актуальных тем и показать зрителю, что никогда не поздно менять свою жизнь, стремиться к саморазвитию, изучать что-то новое и становиться лучшей версией себя. Главное— не зарываться в своём сознании и своих собственных психологических проблемах, преодолевать жизненные трудности, бороться с внутренними конфликтами и не бояться взрослеть. 

P.S. На момент написания материала аниме «Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» состоит из первого сезона, разделённого на две части (11 и 12 серий соответственно), одного спешла и первой части второго сезона, включающей в себя 13 эпизодов (0 серия + 12 основных), так что разобраться с порядком просмотра не должно составить труда.

P.S.S. В последнем эпизоде первого сезона (в 23 по счёту) есть сцена после титров, так что не спешите сразу его выключать.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Нейтралитет Нолана. «Оппенгеймер» – идейно стерильное или пацифистское высказывание? Previous post Нейтралитет Нолана. «Оппенгеймер» – идейно стерильное или пацифистское высказывание?
«Вселенная Стивена Кинга» – документальный фильм о самом экранизируемом мастере ужасов Next post «Вселенная Стивена Кинга» – документальный фильм о самом экранизируемом мастере ужасов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *