Премьера аниме «Реинкарнация безработного» состоялась в зимний сезон 2021 года. Тайтл практически сразу стал выделяться среди своих сородичей по жанру. Дело в том, что в основу шоу легло одноимённое ранобэ, вышедшее в 2012 году, автором которого является Рифудзин-на Магонотэ. Многие называют произведение «дедушкой современных исекаев».
Шо такое этот ваш «исекай»?
«Исекай» переводится с японского как «другой мир». Это жанр азиатских историй (манга, аниме, ранобэ и т.д.) о том, как главный герой попадает в чужой для него мир (зачастую фэнтезийный). На сегодняшний день подобные тайтлы выходят каждый сезон, поэтому аниме-рынок просто переполнен вторичными историями про попаданцев, которые как один похожи друг на друга. Забавно, но в основе большинства новых исекаев стоит именно «Реинкарнация безработного».
При этом ранобэ Рифудзин-на Магонотэ далеко не первопроходец жанра. Ещё в 1970-х Харуки Такатихо выпустил произведение «Воин из другого мира», где ключевой деталью стало перемещение героя в другой мир с целью победить зло. Потом жанр на несколько лет опять затих, а в 1983 году на экранах появился аниме-сериал Ёсиюки Томино «Святой воин Данбайн». Это шоу больше, конечно, относится к крайне популярному тогда жанру «меха», но тем не менее завязка у него строится на перебросе главного героя в иную вселенную.
В общем, исекай на тот момент по большей части зарождался и фокусировался в основном на особенностях исключительно нового мира, приглушая связь героя с прошлой жизнью. К тому же, целью попаданца частенько был поиск возможности вернуться назад в привычный мир. Тогда подобные проекты считались обычными фэнтезийными тайтлами с необычной завязкой. Но шли годы, создатели экспериментировали, персонажи время от времени переносились в другой мир, а стандарты жанра начали прослеживаться на малых и больших экранах (уверен, мало кто задумывался, но оскароносные «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки тоже можно записать в исекаи). Так тянулось до 2012 года…
Именно тогда с выходом аниме «Мастера меча онлайн» и ранобэ «Реинкарнация безработного» произошёл взрыв исекай-бомбы. Благодаря этой парочке и сформировались многие аспекты и стереотипные шаблоны жанра, без которых очень сложно представить современный исекай. После «бума» на протяжении 11 лет практически каждый сезон выходит по одной-две (а то и больше) истории о попаданцах. Кем только за это время не становились главные герои (там, как в игре, можно выбрать своего персонажа: от гоблина и паука до слизи и торгового автомата).
Казалось бы, сценаристы годами списывали свои сюжеты с ранобэ Рифудзин-на Магонотэ, но даже при таком конвейерном обилии своих родственников аниме «Реинкарнация безработного» выглядит свежим, оригинальным и интересным тайтлом, который не перестаёт собирать восторженные отзывы фанатов.
Шо по сюжету?
34-летний девственник-неудачник ведёт затворнический образ жизни и только и делает, что рубится в игры, смотрит аниме и саморазрушается как личность, не принося никакой пользы обществу. Однажды толстяка-отаку вышвыривают из съёмной квартиры на улицу, где, скитаясь, он натыкается на группу подростков, оказавшихся в опасности попасть под грузовик. Мужик решает совершить героический поступок и спасти ребят, но, оттолкнув их, он сам попадает под колёса и умирает.
Только вот никакого света в конце туннеля не было, как не было и Рая с Адом. Толстяк открывает глаза и видит перед собой двух счастливых людей, разговаривающих на незнакомом языке. Персонаж обнаруживает себя в теле младенца, родившегося в другом мире, но с сознанием из прошлой жизни. Теперь попаданца зовут Рудеус Грейрат, и у него появилась возможность прожить жизнь заново, но для начала нужно будет снова научиться ходить и разговаривать. К тому же, в этом мире не обошлось без прикольных бонусов: здесь есть магия, к которой у Рудеуса обнаруживается явная предрасположенность. Однако не всё так просто, ведь вместе с сознанием и нажитым опытом в незнакомый мир переместились и все накопленные комплексы и психологические проблемы, с которыми парню придётся бороться.
Шо такого хорошего в этой «Реинкарнации безработного»?
За создание аниме «Реинкарнация безработного» отвечает Studio Bind, которая была основана в 2018 году как совместное предприятие двух других компаний (White Fox и Egg Firm). В одном из интервью продюсер Нобухиро Осава сказал, что студию создали специально для адаптации ранобэ Рифудзин-на Магонотэ в аниме-сериал, поэтому над экранизацией и работает команда, у членов которой уже есть опыт создания исекаев. Такой серьёзный подход к работе уже как минимум внушает доверие к шоу, и создатели вполне смогли это доверие оправдать.
Если относить проект к ещё какому-либо жанру, то, наверное, это первостепенно приключения. Хотя помимо этого «Реинкарнация безработного» удачно совмещает в себе драму, комедию, фэнтези и повседневность. Создателям удаётся идеально балансировать и не переваливаться ни в одну из сторон, что явно не даёт зрителям устать от происходящего вокруг персонажей действа. И опирается аниме (и, вероятно, ранобэ) по большей части не на литературу, а на компьютерные игры вроде MMORPG или визуальных новелл (преимущественно с эротическим уклоном).
Конечно, сериал не лишён стереотипных штампов и архетипов, но здесь они прекрасно работают на историю. В отличие от большинства исекаев Рудеус не попадает в мир, где он сразу становится богом-императором с гаремом красивых девочек (хотя задатки на многожёнство, естественно, имеются). Персонаж обязан учиться, тренироваться и преодолевать преграды прежде, чем достигнет какой-либо цели. Да, он умён и наделён жизненным опытом, но не стоит забывать, что это всё ещё 34-летний девственник, который мечтает познать удовольствие секса.
Рудеус не безупречен, как большинство героев исекаев. В нём есть как положительные черты, так и отрицательные, и по большей части герой, скорее, отвратителен, ведь он попросту озабоченный извращенец. К тому же, нам неоднократно дают понять, что юный Грейрат далеко не всесилен и смертен. У него огромные психологические проблемы и сильнейшие внутренние конфликты, он многого боится и, вдобавок ко всему этому, снедаем похотью. Парень регулярно подслушивает родительские стоны, подсматривает за маленькими (и не только) девочками и не упустит возможности прикоснуться к женским прелестям. Такой вот у нас протагонист.
О чём речь, если персонаж попал в другой мир, стащил у своей первой учительницы трусы и подумал: «Чёрт, из этого можно сделать религию»? Похоть — неотъемлемая часть протагониста, а этот «религиозный» артефакт ещё не раз сыграет роль в сюжете. В целом сериал всю озабоченность переводит в юмор, но при этом шутки всегда балансируют на грани перебора. Хотя кто-то определённо найдёт повод оскорбиться и предъявит шоу за сексуализацию несовершеннолетних, груминг и сексизм. Претензии эти довольно спорные, потому что взрослое у парня только сознание, а тело у него далеко не соответствует психологическому возрасту, так что формально всё в порядке (или нет?).
Только вот суть совершенно не в этом. Не обязательно одобрять поступки и поведение персонажа, ведь он намеренно таким создан, чтобы показать его рост над самим собой. Да, зачастую им движет похоть и холодный эгоистичный расчёт, но со временем герой начинает поступать правильно. Сначала из собственной выгоды или под давлением друзей и близких, но поступки его приобретают положительный окрас. Он спасает семью от распада после измены отца; даёт отпор хулиганам, которые буллили девочку за инаковость и кидали в неё грязью; обучает всех нуждающихся магии; решается помочь сперду (зеленоволосому представителю демонической расы) снять проклятие с его рода, что является практически нереальным заданием. И это далеко не все его хорошие деяния.
Герой эволюционирует и развивается, а благодаря ему двигается история и прогрессируют другие персонажи. Рудеус зачастую выступает связующим звеном между миром и второстепенными персонажами. Он что-то вроде чудесного явления, вокруг которого вращается мир, или ниточки, переплетающей все события воедино. Но при этом его централизация не превращает второплановое окружение в картонные фигурки, работающие только на развитие главного героя, так как они и без попаданца являются личностями.
К примеру, Эрис — один из любовных интересов Рудеуса — принадлежит к архетипу цундере (в кратце: сначала бьёт, потом любит). Это избалованная и агрессивная аристократка, привыкшая требовать, а не просить. Она выросла в атмосфере богатства и превосходства над другими, но встреча с юным Грейратом — гениальным мальчиком-магом, который её не боится (разве что слегка) и способен защитить, запускает в девочке необратимый процесс к изменению. По мере продвижения сюжета Эрис маленькими шажками, но начинает проявлять терпение, уважать чужое мнение и раскрывается перед зрителем под другим углом (до одного очень неприятного момента, когда она получает перманентный бан).
Такую же цепочку можно проследить и с Руиджердом — тем самым зеленоволосым спердом, расу которого все в мире боятся. На момент знакомства с главным героем он увидел в нём беззащитного ребёнка, но по ходу путешествия Рудеус помогает новому другу отчистить доброе имя (чего сперд не мог сделать столетиями) и предстаёт в глазах Руиджерда настоящим воином. Подобное раскрытие происходит практически с каждым персонажем, что даёт тайтлу сто очков форы среди конкурентов.
Вдобавок, по всему первому сезону раскиданы персонажи, которые либо были лишь упомянуты, но физически не появились, либо появились ненадолго, но свои личности и истинные мотивы окутали завесой тайны. Они добавляют «Реинкарнации безработного» интереса, так как эти ружья лишь повесили на стену, но они просто обязаны в будущем выстрелить и оказать значительное влияние на развитие истории.
Зритель вовлекается в сериал, кстати, тоже благодаря Рудеусу. Мы вместе с протагонистом шаг за шагом изучаем новый мир и погружаемся в эту атмосферу. Нас постепенно знакомят с сюжетом, героями, лором и локациями, отчего не случается переизбытка информации при погружении в фэнтезийную реальность. Всё подаётся в порционном виде, что очень удобно для восприятия.
Плюсом, попаданца помещают в довольно известные многим декорации, что также упрощает знакомство с мироустройством. Это классическая вселенная меча и магии с архитектурой средневековой Европы, замаскированная под сказку. То есть, по сути, на первый взгляд ничего нового, но стоит копнуть глубже, как обнаруживаются яркие отличительные черты, оригинальные ходы и детали. Что-то подобное можно было наблюдать в «Магии и мускулах», где знакомый мир волшебства из «Гарри Поттера» со временем всё больше отличался от первоисточника, но не переставал быть на него похожим.
Сделан тайтл, кстати, тоже очень качественно. Рисовка приятная, а порой даже впечатляюще масштабная. Отвратительной 3D-графики не наблюдается, либо она попросту незаметна, так что к картинке претензий не имеется. До музыки тоже не докопаешься, ведь все мелодии соответствуют тону повествования. Опенинги зачастую вплетены в сюжет серии и всегда визуально разные (хотя во втором сезоне постоянный всё же появляется). С эндингами также прослеживается непостоянство, потому что нет-нет, да и во время финальной песни и титров эпизод продолжает идти вплоть до окончания хронометража.
В конце хотелось бы ещё отметить, что в противовес своей пошлости «Реинкарнация безработного» поднимает уйму важных для современного общества тем. Здесь и браконьерство, и рабство, и расизм с ксенофобией. Шоу заводит разговор о важности семьи, о силе дружбы и о ценности жизни, а ещё подталкивает к борьбе со своими недостатками и психологическими проблемами. Да, Рудеус Грейрат — далеко не идеальный и даже в какой-то мере отрицательный персонаж, но я уверен, что он только в начале своего героического пути. Впереди его ещё ждёт долгое и грандиозное путешествие, полное преград и поворотных точек, так что нам в этом роуд-муви остаётся лишь наблюдать за происходящим и наслаждаться приключениями протагониста, которому был дарован шанс начать новую жизнь в другом мире.
Шо в итоге?
«Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире» хоть отчасти похотливый и фансервисный тайтл, но он всё равно выгодно выделяется среди кучи своих сородичей. Это именно то аниме, которое отлично демонстрирует, что исекай — не глупый жанр, поставленный на коммерческий конвейер, а вполне серьёзная история о взрослении и втором жизненном шансе. История, способная поднять кучу важных актуальных тем и показать зрителю, что никогда не поздно менять свою жизнь, стремиться к саморазвитию, изучать что-то новое и становиться лучшей версией себя. Главное— не зарываться в своём сознании и своих собственных психологических проблемах, преодолевать жизненные трудности, бороться с внутренними конфликтами и не бояться взрослеть.