По сюжету фильма «Глазами пса» после переезда с хозяином Тоддом (Шэйн Дженсен) в ветхий дом за городом преданный пёс Инди сталкивается с жуткими сущностями, таящимися в стенах здания. Едва эти силы начинают представлять опасность для Тодда, отважный питомец бросает им вызов, дабы защитить своего владельца.

Если вам когда-нибудь доводилось замечать за вашим домашним питомцем, что он ни с того ни с сего уставился в пустоту или без видимых на то причин рванул с места, то вам наверняка знаком этот легкий холодок, пробегающий по коже. Зоологи давно нашли рациональное объяснение этому явлению: животные, в частности собаки, способны улавливать высокочастотные звуки (свыше 20 кГц), которые недоступны человеческому уху, и то же самое касается и других органов чувств. Тем не менее испокон веков люди верили в то, что эти странности поведения предупреждают хозяев о присутствии в доме потусторонних сил. Так как идея снять фильм ужасов, от и до показанный от лица четвероногого друга, лежала на поверхности, появление чего-то подобного было лишь вопросом времени.
«Глазами пса» (в оригинале лента называется Good Boy) — это наглядный пример хоррора, который опирается на простецкий, но интригующий хай-концепт со сменой оптики. Как правило, все эти новаторские выкрутасы очень трудно поженить с полнометражным форматом, ибо одной только задумки, сколь бы занятно та не смотрелась на бумаге, будет явно недостаточно, чтобы на выходе получился хороший жанровый продукт. В этом ключе сразу вспоминаются наделавшие шуму эксперименты, вроде «Скинамаринка» Кайла Эдварда Болла или «Присутствия» Стивена Содерберга, где стиль и визуал одержали верх над смыслом. Этим же грешит и дебютная лента Бена Леонберга.

Если убрать из уравнения главную фишку с собачьим взглядом, то «Глазами пса» на поверку окажется стандартным фильмом ужасов о доме с привидениями. Типовой сюжет разыгрывается как по нотам: мужчина перебирается в зловещую лачугу — и не где-нибудь, а, конечно же, в самой чаще леса, вдали от цивилизации и рядом с заброшенным кладбищем, после чего он сталкивается с паранормальными явлениями. Все это действо, разумеется, предвосхищает загадочный флешфорвард в прологе. Впрочем, никто и не обещал, что каркас истории будет состоять из откровений. Поэтому было бы неразумно спускать всех собак на картину, чья визитная карточка — не деконструкция расхожих жанровых клише, а всего лишь смена перспективы.
Главной звездой ленты бесспорно можно назвать пса по кличке Инди. Его пронзительный взгляд, наполненный тревогой и любопытством, способен растопить сердце любого зрителя (даже заядлого кошатника). Человеческие же лица нам почти не показывают, позволяя сфокусироваться на эмоциях хвостатого протагониста. За выдающийся перформанс Инди был удостоен специального приза на кинофестивале South by Southwest (SXSW). Вообще, глядя на то, как порой безупречно четвероногие артисты «играют» на экране, невольно возникает следующий вопрос: не пора ли уже учредить особую кинематографическую премию, на манер каннского Palm Dog, где бы отмечали призами самих исполнителей ролей и их дрессировщиков?

За вычетом мистических деталей сюжета в фильме раскрывается трогательная история о том, как собака реагирует на страдания своего хозяина, который вот-вот из-за неизлечимой болезни отчалит в мир иной. Бедный песик, изнывая от тоски, не отрывает взгляда от окна, в надежде застать возвращение друга, уехавшего для сдачи анализов. Каждый шорох заставляет его вздрагивать, тревожные сны терзают душу, а сердце не знает покоя. Инди самоотверженно вступает в бой с самой смертью, пытаясь вырвать из ее лап хозяина, но не осознавая, что дни последнего уже сочтены.
Создается такое впечатление, что постановщик скрестил «Хатико» и мультсериал «Кураж — трусливый пес» и вывел на свет очаровательную, но слишком декоративную породу, которая и припугнуть-то толком не может. Если Бен Леонберг метил в то, чтобы его дебютную картину нарекли «новым словом в жанре ужасов», то, увы, сенсации не случилось: вау-эффект от нестандартности решения по мере просмотра спадает довольно быстро и наружу проступает незатейливость. Тем не менее, при всех оговорках, эксперимент получился примечательным и совсем не заслуживающим того, чтобы набрасываться на него с оголтелой критикой.



