Прощай, зависимость: рецензия на фильм «Выгон»

Прощай, зависимость: рецензия на фильм «Выгон»

У новой работы Норы Фингштайдт были все шансы стать жемчужиной премиального сезона, но по какой-то неведомой причине крупные премии ее проигнорировали. О том, почему социальная драма об алкоголизме «Выгон» все же заслуживает признания — в нашей рецензии.

Рона (Сирша Ронан) на протяжении долгого времени борется с алкогольной зависимостью. Групповая терапия дала свои плоды, и девушка на пять с лишним месяцев отказалась от употребления спиртного. Нельзя сказать, что это дается ей легко: порой ее одолевают воспоминания, как ей было хорошо в состоянии делирического угара. Чтобы разобраться в себе и сбежать от соблазнов, Рона принимает решает вернуться на свою малую родину — на Оркнейский архипелаг на севере Шотландии.

Кадр из фильма «Выгон»
Кадр из фильма «Выгон»

При всей незамысловатости и порой даже бессюжетности происходящего на экране «Выгон» крайне сложно устроен со сценарной точки зрения. Нора Фингштайдт не предлагает зрителю мелодраматичную историю спасения от страшного недуга, хронологически выверенную и последовательную. Ее картина напоминает небрежно сшитое воедино лоскутное одеяло, состоящее из временных скачков, флэшбеков и галлюцинаций. 

Композиция представляет собой хаотичный поток сознания. То и дело в повествование вклиниваются дневниковые записи и научные заметки про флору и фауну Оркнейских островов. И хотя зачастую эти эпизоды содержат красивые метафоры и аллюзии, они не становятся связующим звеном между показанным до и после. 

Благо, создатели все же упростили зрителям просмотр, добавив маркер, позволяющий определить, о каком периоде из жизни Роны идет речь в тот или иной момент. Это можно понять по цвету ее волос. Более того, смена имиджа каждый раз обусловлена еще и внутренними преобразованиями героини.

Кадр из фильма «Выгон»
Кадр из фильма «Выгон»

«Выгон» – экранизация одноименного автофикшн-романа писательницы Эми Липрот. Существует вероятность, что сценарий, написанный в соавторстве с Фингштайдт, мы все же увидим в соответствующей категории на «Оскаре», а вот выдающийся перформанс Сирши Ронан, скорее всего, останется незамеченным со стороны киноакадемиков. По крайней мере, все к этому идет, и это чертовски несправедливо, ведь у актрисы уже давно не было сопоставимо сильных ролей. 

В 2024 году она снялась сразу в двух драматических картинах, претендующих на попадание в премиальный фарватер. И как бы то ни было парадоксально, несмотря на теплый прием на стороны фестивальной публики, и обозреваемый «Выгон», и «Блиц» Стива Маккуина, судя по всему, останутся за бортом.

Кадр из фильма «Выгон»
Кадр из фильма «Выгон»

Играть персонажа-алкоголика в разы сложнее, нежели чем наркозависимого. Дело в том, что отношение к пьянству в обществе гораздо более снисходительное и уступчивое, в силу того, что крепкие напитки можно приобрести, не преступая черту закона. Многие не усматривают в алкоголизме, как явлении, соразмерно серьезной проблемы, а те, кто на регулярной основе употребляют, считают, что могут бросить в любой момент.

Такого же мнения придерживалась и героиня Сирши Ронан вплоть до того момента, пока выпивка не разрушила ее жизнь. Будучи нелюдимым интровертом поневоле, Рона пытается реинтегрироваться в общество и восстановить отношения с родителями. Впрочем, больше всего времени она все проводит в компании птиц и тюленей, гуляя по живописным оркнейским берегам.

Кадр из фильма «Выгон»
Кадр из фильма «Выгон»

Излюбленный кинематографистами кельтский миф о морском народе, именуемом шелками или роанами, нашел место и в «Выгоне». Многие зрители уже успели познакомиться с ластоногими оборотнями, благодаря шедевральной анимации Томма Мура. Правда, в картине Норы Фингштайдт эти фольклорные создания не появляются, а лишь упоминается. Возможно, привнесение в сюжет щепотки магического реализма смотрелось бы по итогу еще более выигрышно. 

«Выгон» столь же суров, как и пейзажи островов, омываемых Северным морем. Но вместе с тем фильм преисполнен предчувствием скорого освобождения. Оно приходит перед финальными титрами с зовом краснокнижной коростели, которую по сюжету разыскивала героиня Сирши Ронан. Красиво!

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Одиссея военного времени: рецензия на фильм «Блиц» Previous post Маленький принц: рецензия на фильм «Блиц»
«Хомякон-2024»: как прошёл главный гик-фестиваль зимы + комментарии основателя студии Bubble Next post «Хомякон-2024»: как прошёл главный гик-фестиваль зимы + комментарии основателя студии Bubble

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *