— Вы готовы, дети, к куче теории, терминов и занудства на околокинематографичную тему?
— Да, капитан!
— Я не слышу!
— Так точно, капитан! Только постарайтесь хоть чуть-чуть удобоваримо, хорошо?
— Постараюсь. И сразу предупреждаю о спойлерах и диком, просто дичайшем факторе ИМХО.
Начну с того, что для Голливуда (и, как следствие, производства любого коммерческого продукта) стандартной мантрой давно стала фраза «зачем изобретать велосипед, если его изобрели до тебя?». В плане сценариев и сценарных ходов допускаются вариации, но отхождение от основной канвы – ни-ни.
Тем интереснее разбирать произведения, которые осознанно ли, неосознанно ли, но занимаются деконструкцией этой самой канвы – или хотя бы предлагают не самый стандартный подход к ее воплощению.
Возьмем, к примеру, краеугольный камень, на который опирается абсолютное большинство сценаристов Фабрики Грез – Путешествие Героя. Кстати, для ознакомления очень советую почитать книгу Кристофера Воглера «Путешествие писателя», в которой один только список упомянутых фильмов, подходящих под основную формулу, составляет 8 страниц. Пересказывать ее полностью я не буду – приведу только фотографию картинки с объяснением из этой самой книги.
Фродо или Бильбо из произведений Толкиена совершают путешествие через препятствия в абсолютном соответствии с проторенной мифами, легендами и культурным наследием человечества тропинкой, Кевин Маккалистер усваивает урок, пройдя по все ступеням, Люк Скайуокер отправляется навстречу приключениям, Элли следует дороге из желтого кирпича, а Тони Монтана встает на криминальную дорожку.
Итак, смотрели ли вы фильм «Хранители»?
Кого из персонажей вы считаете центральным героем фильма?
Скажем, вам по душе фигура Уолтера Ковача a.k.a. Роршаха. Славный выбор, я в какой-то степени его разделяю. Что мы можем сказать про развитие персонажа Роршаха в отношении приведенной формулы?
Что он никаким образом ее не проходит. На момент начала фильма Роршах находится где-то на уровне фазы номер шесть, с уже сформированными циничными взглядами и экстремальными убеждениями, проходящим испытания, ищущим союзников и выявляющим врагов, пытающимся выяснить, кто убил его бывшего боевого товарища Комедианта, попадающим в тюрьму, продолжающим свое расследование любыми методами и несмотря ни на что. Заканчивает же свой путь между фазами восемь и девять, получая своеобразную «награду» в виде распыления на атомы за верность своим принципам, ха-ха. Ничто не выдергивает его из обыденного мира, а кроме пары флешбеков мы вообще не имеем представления о том, каким он был до начала своей супергеройской деятельности.
Хорошо, если не Роршах, то кто? Главный мозг всея земли Озимандия? Не подходит, ибо ему в данной истории отведено место антагониста – спор о том, является ли он злодеем или героем мы отложим на потом, главное для нас – что он антагонизирует большинству персонажей и представляет угрозу для мирного населения. Всесильный Доктор Манхэттен? Док показан нам над моралью, над людскими страстями, он ничего не ищет и никуда не стремится, кроме как к собственному покою, позволяя последней ниточке призвать его на Землю с Марса, чтобы… что? Вернуться, так ничего и не сделав? Тоже вычеркиваем. Роковая женщина Шелковый Призрак? Возможно, но сильно ли ее личность изменилась в процессе фильма, и, давайте честно, много ли вы о ней помните?
И остается нам один-единственный персонаж, которого Алан Мур сам в своих заметках называл нравственным ориентиром всего произведения – Дэн Драйберг, Ночной Филин. Он подходит идеально. Начиная фильм на ступени принятия спокойной, обыденной жизни, он проходит через все фазы: встречи с зовом и наставником (интерпретируя путешествие по-своему, можно сказать, что и то, и другое происходит через разговор с Роршахом в начале фильма, что является как побуждением к началу путешествия, так и обретением некоего супергеройского наставника), он преодолевает пороги и испытания, он получает награду, в конце концов.
И кто же из нас скажет, что фактически никак не повлиявший на мир и людей, серый Ночной Филин, занимающийся спасением людей из огня ради выплеска адреналина и последующего перепиха с женщиной и подключающийся к расследованию дела об убийце маскированных героев только с подачи Роршаха – центральный персонаж фильма?
Вот тут-то и всплывает та самая деконструкция стандартного Путешествия Героя, где все атрибуты отданы персонажу, так ничего фактически и не совершившему, а запоминаются людям в основном другие персонажи, этот путь не прошедшие. Им вспоминается идеология Роршаха, уподобление божеству Доктора Манхэттена, да даже брутальность и ванлайнеры Комедианта, погибающего в первые десять минут фильма.
Как мне кажется, этот ход дает нам понять, что в фильме нет героя или команды героев, есть только необычные люди в необычных обстоятельствах. Что делает этот фильм странным, нестандартным, смеющимся над канонами и пышущим любовью к самому себе и первоисточнику, повторяя его почти дословно (об этом мы обязательно поговорим как-нибудь в другой раз).
И в какой-то степени поистине выдающимся.