Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)

14 октября на Amazon Prime Video завершился первый сезон одного из самых ожидаемых сериалов осени «Властелин колец: Кольца власти». Сумел ли стриминг-сервис Джеффа Безоса приблизиться к успеху фильмов Питера Джексона и помог ли раздутый до небес бюджет передать атмосферу книг профессора Джона Р. Р. Толкина? Разбираемся в нашей рецензии.

14 октября на Amazon Prime Video завершился первый сезон одного из самых ожидаемых сериалов осени «Властелин колец: Кольца власти». Сумел ли стриминг-сервис Джеффа Безоса приблизиться к успеху фильмов Питера Джексона и помог ли раздутый до небес бюджет передать атмосферу книг профессора Джона Р. Р. Толкина? Разбираемся в нашей рецензии.

По итогу просмотра первых двух серий мнения в нашей редакции касательно сериала сразу разделились, как, собственно, и во всём мире. Зрители не остались равнодушными: кто-то нещадно громит сериал за мультирасовый каст, а кто-то всячески оправдывает любые косяки команды создателей. В общем-то, объективно смотреть «Кольца власти» довольно трудно, так как очень многие моменты зависят исключительно от вашего настроя и восприятия. Если вы ждёте уровня фильмов Джексона или соблюдения канона книг, то, скорее всего, будете разочарованы, а если вы просто фанат фэнтези и «Властелин колец» для вас не больше, чем просто название, то, возможно, положительные моменты сериала будут преобладать над негативными. 

Дело в том, что «Кольца власти» при всём своём масштабе – проект довольно спорный, поэтому и обсуждений он вызвал массу. Красивая картинка здесь разбавлена глупыми диалогами, а достоверные сцены сменяются нелогичными поступками героев. Но давайте обо всём по порядку.

АТЕНШОН! В ТЕКСТЕ СОДЕРЖАТСЯ СПОЙЛЕРЫ, ПОЭТОМУ ЕСЛИ ВЫ НЕ СМОТРЕЛИ, ТО ВСЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛОЖИТСЯ НА ВАС!

Шо по сюжету?

Действие сериала «Властелин колец: Кольца власти» разворачивается во Вторую Эпоху Средиземья. То есть задолго до событий «Хоббита» и «Властелина колец» Питера Джексона. Эльфы и некоторые люди не так давно одержали тяжёлую победу над Морготом, после чего настали более-менее спокойные времена, но только не для Галадриэль (Морвет Кларк). Эльфийка уже сотни лет уверена, что главный приспешник врага по имени Саурон, убивший её брата, всё ещё жив и затаился, чтобы неожиданно нанести удар по потерявшим бдительность жителям Средиземья. 

Безрезультатные поиски героини длятся уже так долго, что даже преданные воины не могут продолжать путешествие и убеждают командира вернуться. По возвращении в Линдон Галадриэль и её отряду присуждают величайшую награду — возможность вернуться домой в Валинор. Вопреки приказу короля, эльфийка принимает решение не оставлять эти земли и в самый последний момент спрыгивает с корабля в открытое море, планируя вплавь добраться до Средиземья.  Она считает, что не завершила свою миссию по поиску убийцы брата, а значит Валинор подождёт. 

Спровадив подругу домой за море, молодой Элронд (Роберт Арамайо) знакомится с одним из величайших эльфийских ювелиров – Келибримбором (Чарльз Эдвардс), желающим построить великую кузню, где можно будет работать над самыми грандиозными артефактами в истории. Правда сроки поджимают, и кузня нужна уже весной, поэтому Элронд решает обратиться к давнему другу-гному принцу Дурину IV (Овайн Артур), живущему в Кхазад-Думе. Только вот эльф забыл, что последний раз они с Дурином виделись 20 лет назад и за это время гном успел «прожить жизнь». Принц женился на обаятельной Дисе (великолепная София Номвете) и завёл двух маленьких детей, а друг всё это пропустил! Естественно, Дурин обижен. К тому же Элронд пришёл не просто повидаться, а с просьбой о помощи, или, чего хуже, его подослали выведать гномьи секреты. 

В это же время в Южных землях уже почти век эльфы присматривают за людскими деревнями. Предки сельского населения когда-то давно присягнули на верность Морготу, поэтому даже спустя поколения почти бессмертные эльфы не доверяют людям. В итоге эльфийский король Гил-Галад (Бенджамин Уокер) отзывает все дозоры и объявляет о полном завершении войны. Подобная новость не вызывает восторженных чувств у дозорного Арондира (Исмаэль Крус Кордова), который тайно влюблён в местную целительницу Бронвин (Назанин Бониади). Перед уходом эльф приходит попрощаться с возлюбленной, но по воле случая вынужден отправиться с ней в путешествие в соседнюю деревню, так как в Южных землях явно происходит нечто странное. 

Параллельно грандиозным событиям Средиземья своей жизнью живут мохноноги (предки хоббитов), готовящиеся к сезонной миграции. Глава племени Садок Берроуз (Ленни Генри) наблюдает повсюду плохие знамения, предвещающие появление чего-то зловещего. И действительно, недалеко от лагеря падает метеорит, внутри которого оказывается странный мужчина (Дэниэл Вейман), обладающий магическими силами. Находит незнакомца слишком любопытная и неусидчивая для мохнонога Элеонор Брендифут (Маркелла Кавена). В итоге юная Нора вопреки кодексу полуросликов решает помочь великану, взяв в напарники свою лучшую подругу Поппи (Меган Ричардс). Своим решением подружки внесут немалые изменения в спокойный жизненный уклад мохноногов.

Нельзя просто так взять и отладить темп повествования в сериале

Начнём с того, что «Кольца власти» – крайне неровный сериал в плане повествования. Первые пять серий «Властелин колец» очень медленно разгоняется (я бы даже сказал, топчется на месте), знакомит зрителя с миром и его обитателями. В шестой, казалось бы, переходит в фазу экшена и событий, но в седьмой вновь начинается рефлексия, смешанная с подведением итогов сезона. Авторы закидывают удочки на будущие эпизоды, а в финале нагромождают кучу событий друг на друга, превращая в кашу все сюжетные линии сезона. 

Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)
Морвет Кларк на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022)

Выглядит подобное действо, честно говоря, странно. Прекрасно всем известно, что первый сезон задумывался как одна большая экспозиция с основным заделом на будущее, но нельзя же выпускать первые 6 часов материала, идущих со скоростью два события в час. Почему бы равномерно не распределить события на 8 эпизодов, чтобы не бежать галопом в финале и удерживать зрительское внимание на полной дистанции? Но ведь нет, на кону стояли «два умопомрачительных твиста», которые обязательно нужно раскрыть именно в финале. Плевать, что эти неожиданные повороты оказываются чуть ли не по-детски очевидными, они должны быть именно в последней серии. Остальные серии мы нудно тянем два вопроса, ставящиеся перед зрителями в первом эпизоде, и больше ничем не интригуем. Что ж, задумано — сделано. Стоило ли? Кто знает.

Нельзя просто так взять и написать хорошие живые диалоги

Не знаю, насколько серьёзная проводилась работа над сценарием, но это та часть, которая вызывает большую часть вопросов к сериалу. Вселенная «Властелина колец» не славится лёгкими и непринуждёнными разговорами, и уж точно не написана современным повседневным языком, но в диалогах персонажей всегда была жизнь. Их слова не резали уши, а диалоги не заставляли морщиться от кринжа. «Кольца власти» почему-то об этом совершенно забыли и почти каждый эльф (Элронд и Арондир не в счёт) говорит фразами, зачатыми в пробирке вперемешку с пафосом и надменностью. Коммуникация героев по большей части нелепая и неестественная. 

Здорово, что на фоне плохого выгодно выделяется хорошее, поэтому, положа руку на сердце, можно смело сказать: «Как прекрасно, что есть гномы.» Жители горного государства, возможно, самое лучшее, что есть в сериале вообще. Отец и сын Дурины, принцесса Диса и остальные обитатели Мории невероятно смешные, яркие и запоминающиеся. Гномья линия проработана в сериале тщательнее всего, поэтому радуешься любому появлению персонажей на экране, чего не скажешь, к сожалению, о Галадриэль…

Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)
София Номвете и Овайн Артур на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022)

Эльфийка ведёт такие речи, что уши вянут (и лучше бы она материлась). Героине от сценаристов достался скверный характер, вагон самодовольства и килотонны пафоса. Её появление на экране вызывает раздражение и неловкость. Каждый раз, когда персонаж открывает рот, хочется, чтобы в этот раз оттуда вылетело хоть что-то вменяемое. С самого начала Галадриэль ведёт себя надменно, ни с кем не считается, преследует собственные эгоистичные интересы, прикрываясь всеобщим благом, и учит всех вокруг жизни. Этот «набор мечты» не позволяет зрителям проникнуться хоть малейшей симпатией к эльфийке или хоть чуточку сопереживать ей. 

Парад высоких речей героини достигает своего апогея в сцене с допросом тёмного эльфа Адара (Джозеф Моул). Здесь Галадриэль прямым текстом обещает устроить геноцид целой расы, в то время как главный антагонист сезона резонно говорит о том, что у любого существа в мире должен быть дом. Злодей выглядит гуманнее протагониста, что делает первого более многослойным персонажем, а второго – невероятно плоским. 

А эльфы ещё удивлены, почему в Средиземье их так не любят. Конечно, расистов и диктаторов, притворяющихся спасителями, трудновато полюбить. Пришли на чужую землю с благой целью помочь, а в итоге годами следят за целыми поколениями людей, обращают внимание на каждый шёпот, надменно и самодовольно ведут себя в любой ситуации, так ещё и решают, кто какой жизни в этом мире достоин. 

Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)
Роберт Арамайо на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022)

Самый глупый диалог в сериале «Властелин колец: Кольца власти» также не обошёлся без участия Галадриэль. По прибытии вместе с Халбрандом (Чарли Викерз) в Нуменор, герои сталкиваются с неприязнью и негативом в свою сторону как со стороны населения, так и со стороны властей, включая королеву-регент Мириэль (Синтия Аддай-Роббинсон). Во время королевской аудиенции сторона человеческого государства заявляет, что не рада видеть эльфийку на острове, на что получает ответ о взаимном нежелании находиться на территории. Мириэль поступает предложение предоставить Галадриэль лодку, дабы она поскорее могла убраться в Средиземье, но королева-регент с чего-то вдруг отказывает и говорит, мол, гостями будете. Чего? Не выясняйте. 

Нельзя просто так взять и прописать внятные мотивации и конфликты

Касательно мотиваций героев тоже есть некоторые вопросики. К примеру, возьмём уже многострадальную Галадриэль (что поделать, главная героиня в сериале). Её главная цель — это месть за смерть брата, который искал Саурона и пал от его руки. Почему именно Финрод искал Саурона? Как он нашёл его, ведь у Галадриэль ровно ноль зацепок? В итоге эльфийкой движет лишь эгоизм. Да, она вроде привержена здравым идеям истребить зло, но в итоге сама вызывает больше отвращения, чем орки. Сцена обучения нуменорцев азам сражения с врагами — чистой воды поступок самовлюблённого и самодовольного нарцисса. 

Галадриэль плевать на судьбы собственных воинов, старающихся донести до командира, что они устали бесцельно гнаться за эфемерным злом, пропавшем сотни лет назад. Галадриэль плевать на приказ Гил-Галада отправиться в Валинор, поэтому она спрыгивает с корабля в открытое море. Галадриэль плевать на законы Нуменора и приказы его королевы, поэтому она высокомерно ведёт себя и надменно разговаривает со всеми. Галадриэль плевать на решение Халбранда остаться в Нуменоре, поэтому она склоняет его вернуться в Средиземье. Галадриэль вообще на всё плевать. Героиня преследует уже не всеобщую благую цель, а лишь личный интерес, заключающийся в истреблении целой расы существ. И скажите, как такой персонаж может заставить сопереживать ему? Не она ли главный антагонист сезона?

Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)
Маркелла Кавена и Меган Ричардс на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022)

Ещё пример: старейшина мохноногов Садок разочарован поступком Элеонор, решившей помочь Страннику. По всем законам он обязан изгнать юную бунтарку из племени, но так как она слишком мала, Садок милосердно закрывает глаза на случившееся и оставляет Брендифут в рядах стаи. Однако старейшина Берроуз ставит семейство Норы в конец каравана на время миграции. Усугублена ситуация травмой отца, который подвернул ногу и не сможет быстро идти. 

Берроуз фактически обрекает всю семью на гибель. Где в этом поступке милосердие? Это же очень жестоко, но главное – безосновательно. Как по мне, гуманнее было бы выгнать виновницу и не «приговаривать» к смерти каждого члена семьи, включая младшую сестру. Очевидно, что подобный сценарный ход просто-напросто был необходим, чтобы сподвигнуть Странника помочь новым знакомым в трудной жизненной ситуации. Выглядит приём крайне дёшево. «Кольца власти» продолжают удивлять, ничего не скажешь.

Не менее забавно смотрится конфликт гномов и эльфов. Дружба Элронда и Дурина подвергается испытанию на доверие. Оказывается, хитрый Гил-Галад специально отправил молодого политика в Кхазад-Дум, чтобы тот разузнал у гномов о новой найденной руде, что прочнее и легче любого известного металла, да ещё и светится. Называется руда — мифрил. И оказывается, что она эльфам жизненно необходима, потому что те увядают и умрут уже к весне, а это чудо обладает магическими свойствами и способно спасти расу от вымирания. Как она спасёт их? Разве мифрил нужен не только в качестве брони? Почему руда вдруг превратилась в магический артефакт, способный продлить жизнь? Почему эльфы вообще вдруг умирают? Дать бы ответы зрителям, да шоураннерам не до этого.

Вообще, конфликт с мифрилом высосан из пальца. Дурин доверяет Элронду гномий секрет и заставляет его поклясться никогда не рассказывать о руде. В итоге эльф сразу же отдаёт руду Келибримбору, нарушив клятву, и всю серию ходит и не рассказывает Гил-Галаду, делая вид, что секретность всё ещё соблюдается. Но ведь Дурин просил никому не рассказывать, а не никому, кроме Келибримбора, он нормальный мужик, ему можно.  Глупо? Плевать, «Кольца власти» едут дальше.

Нельзя просто так взять и не вставить тупость в сериал

Как уже стало понятно, сценарий сериала по «Властелину колец» — это чудесный механизм, который держится на везении, соплях и святом духе. Многие действия героев не поддаются логике, а вставлены в сценарий по принципу: «кому надо –натянет и оправдает, а кому не надо – будет придираться». 

Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)
Назанин Бониади, Исмаэль Крус Кордова и Тайро Мухафидин на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022)

Ярчайших пример — разгадка тайны «Знака Саурона». Наша любимая Галадриэль сотни лет бродила по миру и выискивала следы врага, но всё было безрезультатно, поиски практически зашли в тупик. Единственная зацепка — загадочный знак, оставленный на теле мёртвого брата. За этим знаком героиня и гонится. Путешествие в холодные горы заканчивается бунтом отряда, но разгадка в горах и не крылась. Озарение чудесным образом приходит в библиотеке Нуменора. Эльфийка всего лишь переворачивает знак и догадывается, что рисунок-то – не фирменная подпись Саурона, а карта. И не просто карта. Это территория Южных земель (почему Южные земли? Мордор же всегда востоком был). Чудеса творят библиотеки и поворот на 90 градусов. Что сказать, фэнтези. Только зачем оставлять карту своего расположения на теле мёртвого врага? Ай, не выясняйте.

Подобных моментов наберётся вагон и маленькая тележка. Начиная с момента гениального решения прыгнуть в открытое море, в надежде добраться до Средиземья вплавь, и заканчивая созданием колец, для которых нужны золото и серебро чистой пробы (из Валинора). Представляете, во всём эльфийском королевстве металлы нашлись только в одном кинжале, невероятно важном для Галадриэль. Господи, ну серьезно? Понятное дело, нужно было показать, что ради всеобщего блага героиня готова пожертвовать столь ценной вещью, но неужели нельзя было показать это изящнее?

И это не упоминая сцен, насчет которых можно долго дискутировать. Например, как Нуменорцы так быстро нашли деревню, на которую напали орки? Почему ни Галадриэль, ни Арондир не проверили важнейший вражеский артефакт? Эльфы просто держали запакованный свёрток в руках, и в итоге отдали его мальчику, который искушён этим предметом и уже однажды фактически передал его врагу. Гениально.

Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)
Синтия Аддай-Роббинсон на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022)

Также никто не объяснил моментальное строительство башни-кузни. Действия сезона по очень грубым подсчётам длятся около месяца, и за это время эльфы и гномы успевают построить огромную башню? Долгий и трудоёмкий проект в начале сезона готов лишь на чертежах, в середине сериала уже внушительная часть отстроена, а в финале уже во всю эксплуатируется. Как это вышло, если учесть, что Келибримбор с самого начала говорит, что осуществить постройку к весне-то практически невозможно? А тут за месяц. Что сказать? Молодцы ребята. Если бы египтяне использовали «Кольца власти» в качестве методички и знали подобные секреты, то у человечества было бы меньше вопросов к постройке пирамид. 

Можно продолжать список вопросов очень долго. Почему Странник так нелепо случайно поджигает страницу из книги? Почему королева-регент сначала говорит подданным не подавать виду, будто с ней что-то не так, а в следующей сцене сидит с типичной повязкой на глазах? Тот же вопрос к ней в финальной серии. Как всего лишь три кольца со сплавом мифрила спасут всю расу эльфов? Почему Галадриэль одна двумя взмахами меча победила снежного тролля, а подготовленный отряд эльфов не смог ничего сделать? Последнее — понятно. Сильная женщина. Но почему в большинстве случаев женщину выставляют сильной, делая мужчин откровенно слабыми? Разве это не оскорбительно? Кто бы на этот ворох вопросов ответил… Хочется верить, что хотя бы часть закроются в следующих сезонах. 

Нельзя просто так взять и не сломать канон

Как известно, у Amazon и шоураннеров сериала очень ограниченное количество авторских прав. Многие события «Кольца власти» охватить не могут, поэтому сценаристам приходится буквально многое выдумывать, тем самым ломая канон. Пробуждение Балрога, представитель расы истари во Второй Эпохе (предположительно Гэндальф), отсутствие мужа у Галадриэль, изготовление всех колец с примесью мифрила, порядок ковки — это нарушение канона. С одной стороны, да нарушайте вы сколько угодно, ведь у Джексона тоже было не всё по книжкам, но главное – с любовью к первоисточнику и фан-базе. А с другой, нельзя настолько наплевательски относиться к чувствам фанатов. Вся история непосредственно с главными артефактами сериала — одно из слабых мест в сюжете. 

Нельзя просто так взять и…: рецензия на «Властелин колец: Кольца власти» (1 сезон)
Балрог на кадре из сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022)

Шоураннеры и актёры ложно обвиняют фанатов в консерватизме и расизме, но проблема сериала не в цветных актёрах. София Номвете просто сногсшибательна, к Ленни Генри, Исмаэлю Крус Кордове и остальным актёрам-представителям разных рас и культур ноль претензий. Главная проблема — это сырой сценарий и наплевательское отношение к фанатам. Prime Video за 250 миллионов долларов покупает сомнительные неполноценные права на экранизацию «Властелина колец», вкладывает кучу денег в картинку, и в конечном итоге выкатывает спорный продукт, обвиняя в низких оценках (которые удаляют) расистов и непрогрессивных зрителей. Да неужели? 

Определились бы для начала: кому снимают сериал. Прогрессивным зрителям или фанатам книг и фильмов по Средиземью. Если было желание охватить обе касты людей, то создатели явно очень мало корпели над сценарием и его проработкой. Не нужно кричать: «Хотите канона? Читайте книги, их никто не переписывает». Тогда не беритесь за экранизацию, если вы плюете на первоисточник. Не умеете держать баланс? Так зачем браться? Если вам от «Властелина колец» нужно было лишь громкое имя и фундамент, то лучше было бы придумать собственное фэнтези. Если же целью было снять хороший сериал во вселенной, то нужно было как-то ответственнее подойти к его созданию, а не просто закинуть много бабок правообладателям и специалистам по визуалу.

Нельзя просто так взять и не похвалить «Кольца власти» за визуал и музыку

Огромный бюджет сериала даёт о себе знать чуть ли не в каждом кадре. Складывается ощущение, что вы пропустили какую-то громкую премьеру в кинотеатре и сейчас вынуждены смотреть ленту на маленьком экране, хотя ей самое место в кинозале. Линдон, Эрегион, Нуменор, Кхазад-Дум — все локации величественные и красивые. Сразу видно, что одна серия стоит 60 миллионов долларов. А когда происходит извержение Ородруина, несущее за собой сотворение Мордора, то получаешь не только визуальное удовлетворение. Авторы учли реальные причины извержения вулканов и создали геологически обоснованную причину пробуждения Роковой горы. Мелочь, а приятно. 

Помимо шикарных локаций «Кольца власти» могут похвастаться невероятно уродливыми орками. И это комплимент. Грим у них просто потрясающий. Каждый индивидуально ужасен по-своему. Тем более Адар каждого считает своим «ребёнком», что делает орков не просто серой массой зла, как у Джексона, а полноправными персонажами и жителями Средиземья.

Также визуально приятно смотреть опенинг сериала, чем-то напоминающий «Игру престолов» (не обошлось без её упоминания).  В купе с музыкой Говарда Шора, автора оригинального саундтрека к «Властелину колец» («Кольца власти» вообще сильно грешат салютами фильмам Джексона), его совершенно не хочется проматывать. Но не стоит забывать, что всю остальную музыку первого сезона сочинил Бэр Маккрири, достойно передав мотивы мира Толкина. 

Опенинг сериала «Властелин колец: Кольца власти» (2022) с музыкой Говарда Шора и Бэра Маккрири

Правда и в визуальной составляющей фильма есть пара изъянов. А конкретно: броня эльфов, так подозрительно напоминающая обёртку от шоколадных монет, и сомнительное слоу-мо по всему сериалу, особенно остро заставляющее недоумевать в моменте поездки Галадриэль (опять она!) верхом на лошади. Выглядит это, не скрою, крайне стыдно, но остальной визуал полностью отвлекает внимание от этих моментов. 

Шо в итоге?

В конце хотелось бы сказать, что самый дорогой сериал в истории с бюджетом в 715 миллионов долларов получился хорошим и его обязательно нужно посмотреть каждому, но язык не повернётся. Почти все новые герои не заставляют сопереживать, а старые и подавно (с ними же ничего не случится, а даже если случится, то многим поделом), финальные повороты сюжета не поражают, затравки на будущие сезоны не интригуют, но главное – сериал оставляет на душе обидный осадок от нереализованного потенциала и расточения огромной суммы денег. 

По сути, Amazon Prime Video сняли дорогой фанфик по вселенной «Властелина колец», который выглядит нелепо и смешно за счёт слабого сценария. Если судить «Кольца власти» в парадигме легендариума Толкина и фильмов Джексона, то он получился очень плохим сериалом, а если как отдельный фэнтези-сериал в отрыве от культового названия, то обычным средним проектом среди десятков ему подобных. В любом из случаев цель пока не оправдывает средства. Остаётся только ждать продолжения и держать кулачки. Хоть бы, хоть бы. Хоть бы, хоть бы.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

От хоррора до мамблкора: в каких ещё жанрах представлено супергеройское кино? Previous post От хоррора до мамблкора: в каких ещё жанрах представлено супергеройское кино
Рекап 8 эпизода сериала «Дом дракона»    Next post Визерис мирный и его непримиримые родственники. Рекап 8 и 9 эпизодов сериала «Дом дракона»   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *