Жанр «фэнтези» на телевидении пережил настоящую реинкарнацию после триумфального рейтингового шествия «Игры престолов». Многие пытались на этой волне протолкнуть фэнтезийные истории самого разного уровня и качества. Но повторить успех шоу HBO не удалось практически никому («Ведьмака» вынесем за скобки, по одному сезону тяжело судить об общем уровне успешности). Виной тому можно назвать несколько причин — слабые литературные первоисточники, нехватка бюджета, спешка при создании.
Беда многих фэнтези заключается в том, что они похожи друг на друга как две капли воды. У них есть привычная для всех структура повествования, ожидаемые сюжетные ходы, за рамки которых авторы не выходят, и классические архетипы персонажей. Сериал «Волшебники» (The Magicians), дебютировавший в 2015 года на канале SyFy сломал эту формулу и предложил зрителям новый уникальный опыт. В апреле 2020 года состоялась премьера заключительной серии шоу, и теперь самое время порассуждать о его необычности и экспериментальности, о смелости его создателей и о команде, подарившей миру незабываемые эмоции.
Исходные данные
В качестве литературной основы проекта была взята книжная трилогия Льва Гроссмана «Волшебники». В центре сюжета оказывается группа молодых людей, каждый из которых по своему может считаться неудачником, если бы не одно обстоятельство — магические навыки. Главный герой Квентин поступает в магическую школу Брейкбиллс, и это становится отправной точкой в многогранной и неожиданной истории, которая будет удивлять от эпизода к эпизоду.
На начальном этапе просмотра может показаться, что «Волшебники» — это такое среднестатистическое фэнтези про магию, которое замахивается на лавры «Гарри Поттера» и «Хроник Нарнии». В этом есть доля правды — зрители увидят и магические уроки, и строгого, но мудрого директора, и волшебные квесты, которые помогают персонажам добраться до заветной цели. Но всё это оказывается лишь базисом для того безумства, которое у авторов припрятано в рукаве.
Связь с первоисточником и творческий полёт фантазии
Если дебютный сезон «Волшебников» ещё более или менее придерживается текстов Гроссмана, то чем дальше заходит сюжет, тем больше вольностей себе позволяют авторы сериала. И это удивительным образом не идёт во вред шоу. Книги хороши сами по себе, сериал же стал самобытной и самодостаточной историей.
Создатели словно бросают вызов нормам и стандартам телевидения и фэнтезийных сериалов в частности. Здесь вы увидите фей и Санта-Клауса, пьянствующее божество и подводного дракона, бога-насильника и единорогов, Аида и говорящих кроликов. Прости господи, но в сериале даже есть кракен! Но если вы думаете, что фантазия авторов ограничивается странным набором героев из самых разных мифологий, то вы ошибаетесь. В «Волшебниках» есть эпизоды с временными петлями, эпизоды внутри разума героев, разные временные линии, эпизоды-ограбления, параллельные миры, эпизоды-мюзиклы, уничтожение и создание Вселенных, эпизоды, где два героя проживают целые жизни за один день. Этот список можно продолжать практически до бесконечности. Стоит вам подумать о какой-то безумной идее, которая могла бы приключиться с группой волшебников, и вы наверняка увидите её в сериале SyFy, а герои с острасткой постебутся, что тот или иной приём уже был обыгран в каком-то фильме или сериале.
Герои — главная движущая сила сериала «Волшебники»
Ключевым достоинством сериала являются его персонажи. Если бы в водовороте эксцентричных событий оказались неинтересные личности, грош была бы цена всей этой затее. У «Волшебников» с этим нет никаких проблем. Здесь имеется целый калейдоскоп характеров, от ботаника с депрессией, бисексуальными наклонностями и внутренним героизмом до королевы вечеринок со словарным запасом сапожника, которая в трудной ситуации может проявлять себя в качестве идеального стратега и прекрасного друга.
Персонажей «Волшебников» объединяет две вещи: глубокие личные травмы и постоянное развитие. Вы наверняка помните, какие нелогичные и идущие вразрез с прописанными характерами ходы иногда делали герои той же «Игры престолов». В этом сериале такого нет. Персонажи меняются, они ошибаются и делают выводы из своих ошибок, развиваются и становятся теми, кем могут быть на самом деле. Да, как самые живые люди. Как мы с вами.
Между героями возникают романтические и дружеские отношения, ревность и принятие недостатков друг друга. И все эти нюансы делают мир и персонажей «Волшебников» ещё богаче и краше, не говоря уже о том, что на фоне многих долгоиграющих сериалов подобное постоянное развитие кажется чем-то фантастическим.
Умение вызвать эмоции
Другим важным достоинством сериала «Волшебники» является умение вызвать эмоции. Иногда вы переживаете за отношения полюбившихся вам героев, а порой не можете оторваться от экрана из-за очередного увлекательного квеста с непредсказуемыми последствиями. «Волшебники» пугают, они веселят, заставляют плакать (финал четвёртого сезона — одно из лучших событий на ТВ за последние годы) и нередко весь спектр эмоций вы испытываете в рамках одного эпизода. Это действительно дорогого стоит.
Вместо послесловия
Пятый и заключительный сезон «Волшебников» оказался не самым нужным, и по-хорошему шоу должно было завершиться четвёртым сезоном, но лишний повод провести время в компании с полюбившимися героями не стал тяжкой ношей. Я глубоко завидую тем зрителям, которым ещё только предстоит поступить вместе с Квентином в Брейкбиллс, посетить уроки профессора Маяковского, открыть для себя волшебный мир Филлори с населяющими её обитателями, пропеть вместе с героями песню «Take on me» у костра, и посмотреть на то, каким бы мог быть «Гарри Поттер», если бы туда добавили секс, наркотики и рок’н’ролл. Мне же остаётся перелистнуть эту страницу и отправляться в новое путешествие в поисках таких же обаятельных и приятных компаньонов, какими для меня стали герои «Волшебников».