Так получилось, что сериал «Настоящий детектив» в этом году празднует свой десятилетний юбилей. Культовый первый сезон с Вуди Харрельсоном и Мэттью Макконахи даже сегодня смотрится отлично, тем более что с тех пор даже самому Нику Пиццолатто за две последующих попытки не удалось достичь поставленной самим собой на старте планки. В итоге к четвёртому сезону создатель решил не возвращаться, а выступил лишь в качестве исполнительного продюсера, в то время как HBO доверили шоу мексиканке Иссе Лопес, которая в юбилейный год решила всем показать, насколько первый сезон (да и второй с третьим тоже) лучше в сравнении с новым.
Шо по сюжету?
В маленьком городке Эннис на Аляске накануне полярной ночи прямо из стен исследовательской станции «Тсалал» таинственно исчезает группа ученых. Всё, что удалось обнаружить на месте преступления, — это отрезанный язык. Расследовать дело предстоит местному шефу полиции Лиз Дэнверс (Джоди Фостер), которую все вокруг терпеть не могут из-за её характера (разве что молодой сотрудник Питер Прайор (Финн Беннетт) не поддерживает остальных). Однако, когда новость о языке доходит до патрульной Эванджелины Наварро (Кали Реис), та сразу вспоминает убийство девушки-активистки шестилетней давности (жертву жестоко зарезали, избили и отрезали ей язык в качестве послания) и понимает, что дела связаны, о чём спешит сообщить.
Дэнверс бывшую напарницу разворачивает на 180 градусов, убеждая её забыть уже о том ужасном случае, который не суждено раскрыть, но Наварро в силу своих фем-убеждений сдаваться не собирается и намерена найти новые зацепки по волнующему её делу. В самом городке тоже далеко не всё гладко: вода в кранах не пригодна для питья, народ недоволен ситуацией, некоторые жители видят призраков, а тут ещё и учёных обнаруживают (спасибо Фионе Шоу и её Богу из машины) голыми, скучковавшимися и замёрзшими во льдах, при том на лбу у одного из них нарисована загадочная спираль (пум-пум-пум).
Зима-мама
«Настоящий детектив: Страна ночи» — это самый настоящий перевёртыш первого сезона. Центральные персонажи поменяли гендер, южная Луизиана превратилась в северную Аляску, а жертвы больше не молодые девушки, а группа взрослых мужиков. Вот так Исса Лопес решила показать, что правила игры меняются, а мизогиния сериала теперь исправлена, но (жаль, что есть это чёртово «но») «Настоящий детектив» любят не по той причине, что он рассказывает истории о брутальных следователях, которые ловят психопата, чтобы хрупких и беззащитных девушек больше не убивали. Первый сезон стал культовым, потому что в нём все детали (от актёрского каста и сценария до постановки и саундтрека) слились в единый идеальный механизм. Его никто не создавал с целью унизить кого-то или исправить какую-либо ошибку (в отличие от…).
Если проанализировать, за что абсолютное большинство хвалит сериал, то можно прийти к одному тезису: «Вместо тупых мужиков теперь на первом плане сильные женщины, которых актрисы отлично воплотили на экране. Если вам это не нравится, то вы такой же хам и сексист, как создатель сериала Ник Пиццолатто, который в социальных сетях много себе позволяет». Странно, неужели в наше время отличный сериал определяется фем-оптикой и хорошей актёрской игрой, а недовольство и критика от создателя в адрес человека, испортившего его творение — это непотребное поведение? По этой логике, если вам продадут поддельный iPhone, то претензии надо предъявлять Стиву Джобсу, а не тому, кто подсунул фальшивку.
Я ни в коем случае не отрицаю, что похвала «Стране ночи» по определённым пунктам заслуженна. Сильные женщины — это круто, да и актрисы играют действительно великолепно. Джоди Фостер и сиявшая в недавнем «Андоре» Фиона Шоу просто неотразимы, а по Кали Реис даже не скажешь, что ещё недавно она была боксёркой и не снималась в кино.
Также к плюсам нового сезона можно отнести отличный сеттинг. Холодные улочки Энниса, ледяные пейзажи, вечная мерзлота и круглосуточная ночь на экране создают действительно подходящую мрачную атмосферу нового сезона. Да и саундтрек шикарен, особенно хорош стильный опенинг под песню Билли Айлиш (хотя это уже, конечно, субъективно). Но даже несмотря на все эти плюсы, проблем у сезона гораздо больше и всё они крайне серьёзные.
Ледники не растают
Если взглянуть на сериал глобально, то «Страна ночи» — самый слабый сезон. Во-первых, просто поменять мужчин на женщин недостаточно, чтобы всё работало. Эти женщины должны быть интересными и не однобокими персонажами. Случай Дэнверс и Наварро крайне неоднозначный: у них есть замах на глубину и противоречивость, но, когда дело доходит до удара, ничего толком не меняется и обе героини в итоге остаются в исходной точке, что убивает всё сопереживание и пробуждает чувство отвращения. Учитывая феминистское настроение сериала, забавно, что единственным положительным и адекватным персонажем оказывается герой Финна Беннетта, который старается поступать правильно, но из-за требований неадекватной начальницы в лице Дэнверс теряет свою семью, погрязая в работе.
Во-вторых, связь «Страны ночи» с первым сезоном действительно очень глупая, как заметил Пиццелатто. Символ спирали преследует героинь весь сезон, но так ни к чему и не приводит, оставаясь просто тупорылым фансервисом. То же самое происходит с Таттлами (семьёй, стоявшей за культом Жёлтого Короля из первого сезона), фамилию которых вставили в сценарий будто по приколу. Мимоходом нам говорят, что «Таттл Юнайтед» спонсировали исследования на станции, но на этом всё. Информации больше не будет. Наслаждайтесь пасхалкой. Кстати, «время — это плоский круг», вы знали? Если в первом сезоне запомнить это не удалось, то здесь со второго раза в памяти должно отложиться.
Но самая безобразная связь — это включение в сюжет отца Раста Коула, а точнее его призрака. В одной из серий мы узнаём, что у героини Фионы Шоу была любовная связь с больным лейкемией Трэвисом Коулом, который покончил с собой несколько лет назад, уйдя в мороз. Тело мужчины обнаружила патрульная Наварро, но такого не могло произойти чисто физически, потому что Коул-старший умирал от страшной болезни ещё в середине девяностых годов (персонаж Макконахи летал к нему на Аляску в одном из эпизодов), а действие «Страны ночи» происходит в конце 2023 года.
Вопрос: если Раст летал к умирающему отцу в 1995, а в 2012 он был точно мёртв, то как патрульная Наварро могла обнаружить его тело, если ей на вид лет 35-40? Ответ (наверное): время — это плоский круг.
Исходя из этого можно смело прийти к выводу, что Исса Лопес, даже не изучив до конца лор сериала, решила связать свою историю с первым сезоном исключительно ради фансервиса в надежде на то, что все оценят, какая она молодец. Но когда стало ясно, что вышло не очень и респекта от Пиццелатто и фанатов не видать, режиссёрка расстроилась, а люди стали негодовать, мол, как это создателю может не нравиться фанфик по его творению? Выходит, Ник очень плохой человек, раз позволяет себе выражать собственное мнение, называя сезон «тупым», потому что на самом деле он должен быть благодарен за такое шикарное продолжение, исправившее лично его мизогинную ошибку.
Эти сумасшедшие ночи
Однако всё вышеописанное — это даже не главные проблемы сериала, потому что основная претензия относится к сценарию. Причём можно легко закрыть глаза на некоторые условности, вроде того, что герои на холоде ездят с открытыми окнам в машине или постоянно ходят в расстёгнутых куртках и без шапок. Да и то, что «Страна ночи» собрана из кучи других проектов («Нечто», «Ветреная река», «Перевал Дятлова», «Мейр из Исттауна» и, собственно, первый сезон «Настоящего детектива»), тоже неважно, ведь дело вообще не в этом. Сама история интригует только первые полторы серии, а дальше смотреть становится неинтересно (для детектива это крайне большая проблема). Сюжет топчется на одном месте, а серии длятся по часу (а то и больше), что попросту утомляет.
Маломальские действия начинаются только в финале. Остальное время уделено каким-то нелепым конфликтам и второстепенным линиям, которые с трудом уживаются под одной крышей с основной историей, отчего «Страна ночи» трещит по швам, практически не в состоянии удержать всего, о чём хочет поговорить Лопес. Здесь есть задел на поднятие экологических вопросов, но он резко обрубается в финале. Также тут вроде как показан быт коренных народов Аляски, но тема толком не раскрыта, что приводит чуть ли не к романтизации суицида, а практически всё население предстаёт перед зрителем в качестве недружелюбных и психологически нездоровых людей. Про темы феминизма и ЛГБТ* (вторых, естественно, в России вырезают) я вообще молчу, настолько в нелепом повесточном свете они представлены.
Но сценарной вишенкой становится финал, который, по сути, должен был разрулить всё накопившееся за предыдущие пять эпизодов, а в итоге не выдержал напора и не только треснул под давлением нераскрытых сюжетных ответвлений, но и завершил историю максимально тупо, окончательно похоронив потенциал двух главных героинь.
Без сильных спойлеров, к сожалению, не обойтись, поэтому если вы не смотрели и не хотите знать концовку, то рекомендуем перейти сразу к блоку с итогом.
В финале выясняется, что девушку-активистку убила группа учёных, о чём случайно узнали обычные женщины-уборщицы, после чего они решили совершить самосуд и лишить жизни самих мужчин. Под стволами оружия преступников-исследователей погрузили в контейнер, отвезли в снега, заставили раздеться и приказали голыми бежать в тьму ночи.
В оправдание новоиспеченные преступницы придумали себе отмазку, что их жизни забрала сама активистка (ну точнее её дух), ведь если бы она хотела оставить их в живых, то оставила бы, так как учёным ничего не мешало вернуться и одеться (ровно ноль препятствий, кроме толпы женщин с боевым оружием), но убитая всё-таки решила забрать их. Если вы хотите знать, как детективы вышли на след уборщиц, то в этом помогло чудесное наитие шефа полиции, которая практически без зацепок догадалась, что нужно сделать, и ей крупно повезло (короче, Лопес вообще не заморачивалась).
Выслушав эту чудесную историю, под которую в комнату пафосно и с гордостью заходят все виновные в убийстве учёных, полицейские Дэверс и Наварро просто уходят и решают оставить дамочек в покое, соглашаясь с их версией. Мол, тупые жестокие мужики заслужили такой собачьей смерти. Эта сцена по задумке должна была раскрыть «вумен пауэр» во всей красе. Показать женщин сильными, сплочёнными и способными за себя постоять, но в итоге сериал становится в разы хуже благодаря ей. И дело здесь далеко не в женщинах.
Персонажи Фостер и Реис на протяжении всего сезона демонстрируют, насколько они отвратительные копы и люди. Они готовы на убийство и подделку показаний ради избежания наказания. В «Стране ночи» есть намёк на то, что эта ошибка будет отрефлексирована и героини изменятся, но за 6 серий ситуация только усугубляется. В итоге перед нами две конченные женщины, которые кого нужно убьют, кого нужно подставят, кого нужно отмажут или отпустят, а где нужно — соврут.
Помимо этого, в конце они попросту расценивают местный самосуд как метод справедливого наказания из-за «вумен пауэр», закрывая глаза на жестокое массовое убийство, совершенное женщинами по предварительному сговору. Если это и есть феминизм и его принципы, за который «Страну ночи» хвалят, то я, пожалуй, лучше буду «сексистом, считающим, что перед законом все должны быть равны, вне зависимости от гендера, ориентации, национальности и прочих отличий». Поддерживая и выражая похвалу подобным поступкам, люди возвращаются во времена варваров. Как там гласил слоган первого сезона: «Человек — самое жестокое животное»? Исса Лопес нам это в очередной раз доказала, ведь в «Стране ночи» под этот тезис подходят практически все, и, в частности, детективы Лиз Дэнверс и Эванджелина Наварро.
Шо в итоге?
Честно говоря, непонятно, зачем вообще понадобилась привязка к бренду «Настоящий детектив» (точнее ясное дело, что цель сугубо капиталистическая, но всё же), если можно было убрать все связи с первым сезоном, докрутить сценарий до хорошей истории, поработать над второстепенными линиями и персонажами, переписать концовку, оставить название «Страна ночи», и получилось бы в разы лучше и интереснее. Но в итоге вышло, что новый сезон — это второсортный фанфик, пытающийся понравиться как можно большему количеству людей, но все мы знаем, что если ты дружишь со всеми, ты не дружишь ни с кем.
Уже стало известно, что проект продлили на пятый сезон и за него вновь будет отвечать Исса Лопес (оно и понятно, сезон стал самым просматриваемым за весь сериал). Но не всегда цифры просмотров и сборов — лучший показатель. На IMDb финальный эпизод установил совершенно другой рекорд — самая низкая зрительская оценка за все четыре сезона, и это тоже повод задуматься (хотя всегда же есть удобный выход назвать всех сексистами). Говорят, что самый тёмный час — перед рассветом, поэтому остаётся надеяться, что «Страна ночи» — это как раз тот самый час, а не первые сутки долгой полярной ночи, которой не будет видно конца.
*Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ.
Кстати, подписывайтесь на наш Telegram-канал «После титров» (вот вам ссылочка). Там мы публикуем постеры, трейлеры и разные интересные и забавные новости из мира кино.