Бизнес на крови: рецензия на фильм «Смерть единорога»

Бизнес на крови: рецензия на фильм «Смерть единорога»

3 апреля до российских кинотеатров доберется «Смерть единорога», новый сатирический хоррор от студии А24. О том, в чей огород дебютант Алекс Шарфман бросает камень своего презрения, а также о том, насколько он хорош в метании, читайте в нашей рецензии.

По сюжету фильма «Смерть единорога» Ридли (Дженна Ортега) в компании своего отца Эллиота (Пол Радд) отправляется в гости к олигархической семье Леопольдов, сколотивших свое состояние на производстве и продаже фармацевтической продукции. Патриарх клана — престарелый и тяжело больной Оделл (Ричард Э. Грант) — планирует передать бизнес по наследству, для чего и приглашает юриста на неформальную встречу в своем имении. По дороге визитеры сбивают на машине существо, которое по всем внешним признакам напоминает единорога (собственно, им оно и оказывается). 

Эллиот выдвигает гипотезу, что сбитый зверь мог принадлежать к краснокнижной фауне, обитающей в заповеднике. Парочка не придумывает ничего лучше, кроме как погрузить труп животного в багажник и привезти с собой в особняк. Когда о дорожном происшествии узнают Леопольды, они реквизируют волшебную тушу для научных исследований. Выясняется, что в крови единорога содержатся особые элементы, с помощью которых можно излечить любую болезнь — от подросткового акне до рака в терминальной стадии.  

Жадные до денег капиталисты, уже предвосхищая свой триумф, решают вывести чудо-препарат на рынок. Ридли, ссылаясь на средневековые гобелены, предпринимает тщетные попытки убедить их в том, что делать этого не стоит. На порог роскошные виллы заявляются сородичи-единороги, недовольные тем, что люди расправились с их детенышем.

Кадр из фильма «Смерть единорога»
Кадр из фильма «Смерть единорога»

В дебютном фильме Алекса Шарфмана, как и любом другом зоо-хорроре, диковинная животинка с людоедскими наклонностями присутствует в сюжете для того, чтобы обнажить пороки человеческого общества. В тех же «Челюстях» Спилберга алчный мэр курортного города своим нежеланием закрывать пляжи нанес едва ли не больший вред, чем акула-маньяк, устроившая кровавую мессу. В «Смерти единорога» вина за череду ужасающих убийств целиком и полностью лежит на людях, а если быть точным — на Леопольдах и безвольном оппортунисте Эллиоте. 

Режиссер ленты недвусмысленно намекает, что является первопричиной трагедии (вернее, гомерически смешного фарса), разворачивающейся на глазах у зрителя. Разумеется, это капитализм, который строится на извлечении максимальной прибыли, нередко путем игнорирования «издержек». Когда на одной чаше весов лежат несметные богатства, а на другой — экосистема, человеческие жизни или просто здравый смысл, сильные мира сего предпочтут выбрать первое. В своей критике системы Шарфман оказывается куда язвительнее и радикальнее, чем даже Пон Джун-Хо с его «Микки 17».

Кадр из фильма «Смерть единорога»
Кадр из фильма «Смерть единорога»

Сюжет об истреблении животных из-за якобы целебных свойств, которыми обладают их рога, взялся не из ниоткуда. В период с 2007 по 2014 год браконьерство в южноафриканском регионе, направленное главным образом против белых носорогов, выросло на 9000%. На черном рынке их костные наросты стоят дороже, чем золото и бриллианты. Несмотря на то, что ученые уже давно опровергли миф о чудодейственности лекарства, создаваемого на их основе, товар все еще пользуется высоким спросом. 

В комедийном хорроре от студии А24 носители рогов оказываются не столь безобидными терпилами, как их реальные коллеги по несчастью, и дают людям достойный отпор. Последних, впрочем, совсем не жалко. До первого убийства пройдет достаточное количество времени, чтобы вы успели возненавидеть здешних толстосумов-мироедов. К слову, вымышленная династия буржуинов-фармацевтов была списана с повинных в опиодном кризисе Саклеров

Когда семейка антагонистов, осознав амбициозность стартапа, впадает в восторг, героиня Теа Леони на радостях выдает, что ничего подобного не испытывала с начала 90-х, когда они выкинули на рынок «препарат с побочками». Речь идет о печально известном оксикодоне. Кстати, экономический термин Unicorn Company появился в прошлом десятилетии. Это прозвище получают как раз предприятия-новички, чья рыночная стоимость оценивается в миллиард долларов.

Кадр из фильма «Смерть единорога»
Кадр из фильма «Смерть единорога»

В «Смерти единорога» классовый конфликт, как и водится в такого рода историях, показан через противопоставление поколений. Ридли — первая, кто обличает глупость и алчность власть имущих. Она сразу же замечает, что благотворительность, которой занимаются Леопольды, помогает олигархам отмывать репутацию. Спустя несколько минут зрители сами удостоверятся в этом, когда супруга Оделла не сможет вспомнить, куда ушли деньги — на вакцинацию или на эвакуацию беженцев: слова все-таки похожие. 

Если героиня Дженны Ортеги является амбассадором адекватности в фильме, за счет чего и вызывает симпатии, то ее отец в исполнении Пола Радда — эмиссаром трусости и чинопочитания. Он стелется перед начальником, надеясь на повышение в должности. Дабы Эллиот не чувствовал себя бесправным и не отлынивал от грязной работы, богатеи то и дело приободряют его, рисуя карьерные перспективы и ласково называя словом «партнер». Мягкотелый родитель также стремится извлечь выгоду из замеса, который сам по случайности инициировал. Мотивирует он это, конечно же, заботой о дочери. 

Правда, капиталисты — на то и капиталисты, что не собираются ни с кем делиться своим волшебным открытием, кроме платежеспособных граждан, тех кого они именуют «лучшими людьми планеты». В силу того, что ни юная Ридли, ни ее бесхребетный папаша не в состоянии осадить злодеев, функции карателей берут на себя единороги. Фэнтезийные звери врываются в особняк и начинают кромсать людишек, растаптывая их головы копытами и выпуская наружу содержимое их тел. Вдобавок ко всему эти убийства приправлены огромным количеством синефильских отсылок, распознавать которые — сплошное удовольствие!

Кадр из фильма «Смерть единорога»
Кадр из фильма «Смерть единорога»

Несмотря на то, что «Смерть единорога» — это в первую очередь сатирический этюд в антикапиталистических тонах, причем довольно вдумчивый, с развлекательной составляющей у него все в порядке. Алекс Шарфман грамотно, совсем не по-дебютантски, собирает циничный памфлет, черную комедию и кровавый винегрет воедино, не забывая подсластить это блюдо семейными ценностями, сказочной моралью и живописными пейзажами. Да, местами игра актеров может показаться излишне гротескной, а перипетии сюжета — предсказуемыми и не вполне реалистичными, но магическим образом об этих изъянах забываешь уже после выхода из зала. 

«Смерть единорога» — это еще один фильм, который прямым текстом говорит зрителю, что шампанского на всех не хватит, и кому-то (скорее всего, вам) придется постоять с пустым бокалом, как герою Пола Радда. Именно в этом кроется его главная ценность!

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

сериал Неуязвимый (Непобедимый) Previous post 5 причин, почему «Неуязвимый» — супергеройский сериал высшей лиги
Работа — не волк, а work: рецензия на фильм «Мастер» Next post Работа — не волк, а work: рецензия на фильм «Мастер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *