10 августа в российский прокат выходит фильм Сильвена Деклу «Идеальная ложь» (в оригинале «Большие надежды») со звездами современного французского кино Ребеккой Мардер («Мое преступление», «Внебрачные связи») и Бенжаменом Лаверном («Жанна Дюбарри», «Французский вестник», «Поменяться местами») в главных ролях.
Это фильм-обманка в самом элегантном смысле: продолжительное время вам будет казаться, что вы наблюдаете классический триллер с политическим уклоном, но конец вам напомнит, что смотрите вы именно французское кино.
Ради этого сюжетного твиста стоит посмотреть «Идеальную ложь», но это не единственная причина.
О чем фильм?
Молодая и амбициозная Мадлен (Ребекка Мардер) со своим инфантильным и романтичным бойфрендом Антуаном (Бенжамен Лаверн) вступают в словесную перепалку с простым фермером острова Корсика, которая заканчивается убийством главной героиней последнего. Но, так как влюбленную пару ждет успешная карьера в политике, они решают скрыть свою причастность к инциденту и покинуть место преступления.
Звучит как POV для «Карточного Домика» или «Настоящего Детектива», но режиссер Сильвен Деклу развивает историю по-французски. Расставшись на почве стресса от убийства человека, Мадлен и Антуан идут разными карьерными путями: она придерживается своих прошлых целей и мечтаний, он выбирает путь попроще. Однако избалованный жизнью Антуан не может смириться с успешностью Мадлен, поэтому решает сдать бывшую возлюбленную полиции.
Зачем смотреть?
Структура у фильма классическая. До развязки ее буквально можно считать по схемам из книг Линды Сегер, и здесь хочется даже поругать фильм за педантичную чистоту (чего почти никогда не ждешь от французских режиссеров).
Ощущение подкрепляется простой, даже аскетичной операторской работой Жюльена Хирша («На 10 минут старше: Виолончель») и, порой, студенческими визуальными приемами (преследующий главную героиню образ убитого фермера, мокрый след на футболке Мадлен, который повторяет место ранения на груди и др.).
Однако все исправляют хорошо прописанные и отлично сыгранные главные герои.
Мадлен
Мадлен в исполнении Ребекки Мардер получилась неоднозначной антигероиней: умной, хитрой, целеустремленной, страстной.
Очень ценно, когда автор не подает зрителю всю предысторию персонажа на блюдечке, чтобы в лоб объяснить все действия, а талантливо намекает, не забивая эфир ненужными деталями.
Мадлен – именно такой персонаж. Девушка из провинции, немного стыдящаяся своего происхождения, хочет лучшей жизни для себя и для людей такого же социального класса. Она готова ради этого на грязную игру, но ей не чужды эмпатия и человечность.
Антуан
Бенжамен Лаверн способен поразить. Несмотря на то, что Антуан в сценарии получился слегка карикатурным богатеньким инфантилом, в фильме сыгран он с удивительной любовью и талантом. В нем ты четко считываешь того самого бывшего парня твоей лучшей подруги – страшного токсика, к которому она почему-то все время возвращается (спойлер, Мадлен – не та самая твоя подруга)
Деклу также удается зацепить конфликтом отцов и детей. Нет, он не раскроет ничего нового, но отлично покажет сходство двух социальных миров – как бы мы не хотели сепарации, чувствуя себя в опасности, мы идем в отчий дом. Главные герои поступают также.
Что с картинкой?
Несмотря на то, что я охарактеризовала работу Хирша, как аскетичную, это не значит, что она плохая. Фильм очень красивый и приятный глазу. Ровная композиция и плавные проезды, хорошо проработанный свет, особенно в ночных сценах.
Более того, визуальное решение развивается параллельно сюжету, чего, честно говоря, не ждешь от такого фильма. Меняется не только цветовая палитра, но и ракурсы, планы. Конечно, «Мистера Робота» мы не увидим, но картинка сможет порадовать.
А что там по социальным проблемам?
А тут все хорошо. Фильм в годаровском стиле не забывает, откуда он родом, поэтому одна из основных идей, конечно, социальная.
Лично мне, как зрителю, импонирует тот способ, которым «Идеальная ложь» демонстрирует актуальные проблемы своей страны. В разрез привычному нам авторскому французскому кинематографу, Мадлен не по-снобистски рассуждающе наблюдает за тем, что происходит в стране (что, кстати, делает Антуан), но и не рвется бездумно на условные баррикады устоявшегося режима.
Она – не карикатура, хотя персонаж в силу возраста не лишен максимализма и наивности. И ты ей веришь, и полностью прощаешь ее за ту самую идеальную ложь.
Вердикт
«Идеальная ложь» – хороший летний триллер. Он не даст заскучать, и будет отличной альтернативой чересчур динамичным и ярким блокбастерам. Это неглупая история, с оммажами к легендам кинематографа (одна «Персона» Бергмана чего стоит!), приятной картинкой и актуальностью затронутых тем. При этом фильм не уходит в глубокий символизм и аллегории, что делает его легким компаньоном на вечер.
Однако не ждите от фильма Деклу чего-то выдающегося. Несмотря на то, что «Идеальная ложь» стала лидером по сборам во Франции в прошлом году, это не фильм-исследование, и даже в своем жанре для заядлого синемаголика вряд ли откроет что-то новое.
Трейлер: